Введение
1 Понятие и значение коллективных переговоров
1.1 Понятие и принципы коллективных переговоров
1.2 Значение коллективных переговоров
2 Особенности ведения коллективных переговоров
2.1 Органы для ведения коллективных переговоров
2.2 Порядок ведения коллективных переговоров
2.3 Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах
2.4 Урегулирование разногласий при проведении коллективных переговорах
Заключение
Список использованных источников и литературы
Существует определение системы отношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления. Социальное партнёрство призвано согласовать интересы всех вышеперечисленных сторон, урегулировать трудовые взаимоотношения. Теме социального партнёрства посвящена ст. 27 ТК РФ, в которой описаны как формы коллективных переговоров, так и процедуры подготовки к их согласованию и заключению. Проведение коллективных переговоров предполагает наличие двух главных сторон: работника и его работодателя.
При этом коллективные переговоры, стороны которых достигли компромисса, завершаются соглашениями – правовыми актами, регулирующими социальное и трудовое взаимодействие сторон и определяющими уровень экономического взаимодействия между ними.
Соглашения могут относиться к федеральному, региональному или отраслевому уровню. Сам термин «коллективные переговоры» сформулирован Конвенцией Международной Организации Труда №154 от 19.06.1981г. «О содействии коллективным переговорам».
Коллективные переговоры могут проводиться между предпринимателем или их группой, одной или сразу несколькими организациями трудящихся. Темой переговоров могут стать: занятость и ежедневные условия труда; отношения между работодателем и сотрудниками; отношения между предпринимателем и организацией трудящихся.
Целью данного исследования является теоретическое исследование коллективных переговоров.
Вышеозначенная цель предопределила постановку и последующее решение задач данного исследования, которыми явились:
– рассмотрение понятия и значения коллективных переговоров;
– анализ проблемных аспектов ведения коллективных переговоров.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в отношении правового регулирования ведения коллективных переговоров.
Предметом исследования выступают правовые нормы, предусматривающие понятие и особенности ведения коллективных переговоров.
Информационная основа данного исследования включает научные, научно-популярные книги и периодические издания, опубликованное российское законодательство. Нормативной базой послужили законодательные акты Российской Федерации.
Методологической основой работы являются категории материалистической диалектики, а также основные концептуальные положения современной доктрины трудового права.
В качестве общенаучных и частно-научных методов познания в работе использовались историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический, системный, конкретно-социологический и др.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
1 Понятие и значение коллективных переговоров
1.1 Понятие и принципы коллективных переговоров
Условия осуществления трудовой деятельности на предприятии закрепляются в индивидуальных трудовых договорах, дополнительных соглашениях к ним и коллективных договорах.
Каждый пункт коллективного договора должен устраивать весь трудовой коллектив компании, а потому работодателю и сотрудникам важно прийти к единому мнению. Если какие-либо положения данного документа вызывают разногласия, необходимо провести коллективные переговоры и прийти к единой точке зрения по этому вопросу[1].
Итак, коллективные переговоры – это обмен мнениями между представителями трудящихся и нанимателей, основанный на социальном партнерстве, относительно общей точки зрения по положениям принятого в организации коллективного договора.
Основными характерными чертами коллективных переговоров являются:
равноправие сторон (представителя сотрудников и работодателя) в ходе ведения переговоров;
наличие общей цели проведения переговоров – разработки коллективного договора, отвечающего запросам сторон трудовых отношений;
возможность инициирования переговоров любой из сторон;
возможность передачи инициативы ведения переговоров в процессе обсуждения вопроса;
обсуждение любых возникших вопросов и отсутствие ограничений в выборе проблем, требующих обсуждения;
обязанность второй стороны ответить в письменном виде на предложение другой стороны о начале коллективных переговоров (в течение 7 дней после получения уведомления)[2].
При ведении коллективных переговоров соблюдаются следующие принципы:
- «Хуже не будет» – какие бы проблемы не обсуждались, принятые решения о внесении изменений не могут привести к ухудшению условий, которые были установлены ранее принятым коллективным договором.
- Несмотря на то, что решения по внесению изменений в коллективный договор принимаются добровольно, утвержденные окончательно положения документа являются обязательными к исполнению (нарушение пунктов фиксируется и наказывается).
- Должно быть принято решение, удовлетворяющее обе стороны.
- Полномочия во время ведения переговоров распределяются между равноправными сторонами.
- Положения коллективного договора должны отвечать требованиям ТК РФ, федеральных законов и нормативных актов[3].
Результатом коллективных переговоров должно стать подписание 2 документов:
- Коллективного договора, все положения которого приняты сторонами добровольно.
- Протокола разногласий, необходимого в случае, если в отношении какого-либо пункта коллективного договора прийти к соглашению не удалось. В такой ситуации открывается коллективным трудовой спор[4].