Введение
1 Общие положения о коллективном договоре
1.1 История развития коллективно-договорного регулирования в России
1.2 Понятие и юридическая природа коллективного договора
1.3 Место коллективного договора в системе российского трудового законодательства
2 Порядок заключения коллективного договора
2.1 Принципы заключения коллективного договора
2.2 Стадии коллективно-договорного процесса
2.3 Ведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора
3 Содержание и структура коллективного договора
3.1 Содержание коллективного договора
3.2 Структура коллективного договора
3.3 Проблемные аспекты коллективного договора в современном законодательстве России
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность рассматриваемой темы не вызывает сомнений, так как коллективные договоры, содержащие в себе процесс переговоров и заключения коллективнодоговорного соглашения, являются основным средством, посредством которого организации работодателей и трудящихся устанавливают условия трудовой деятельности. Как только учреждаются организации работодателей и трудящихся, коллективные договоры становятся главным инструментом в системе промышленных отношений.
Исторический опыт свидетельствует о важности коллективных договоров, являющихся демократическим методом разрешения конфликтов интересов, помогающих избежать наиболее жестких способов трудовой борьбы, в частности, забастовки.
Коллективные договоры, будучи предохранительным клапаном, который способствует обеспечению нормального сотрудничества общественных партнеров, должны рассматриваться в качестве основы рыночной экономики и демократии. Важность, которую коллективным договорам придают акты Международной организации труда (далее также – МОТ), а кроме того право и практика абсолютного большинства стран-участниц МОТ подтверждают значительную роль данных переговоров в экономике современности.
В соответствии с принципом коллективных переговоров организации трудящихся должны обладать возможностью устанавливать от имени входящих в них членов вместе с работодателями условия труда, наилучшие для персонала, в особенности по сравнению с теми, что основаны на индивидуальных трудовых договорах.
Коллективные договоры можно назвать механизмом, помогающим преодолеть изначально неравную договорную силу отдельного сотрудника относительно работодателя посредством заключения коллективного контракта, заменяющего условия индивидуальных трудовых договоров.
Целью данного исследования является теоретическое исследование коллективного договора.
Вышеозначенная цель предопределила постановку и последующее решение задач данного исследования, которыми явились:
– рассмотрение общих положений о коллективном договоре;
– анализ порядка заключения, содержания и структуры коллективного договора.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в отношении правового регулирования коллективного договора.
Предметом исследования выступают правовые нормы, предусматривающие понятие и особенности коллективного договора.
Информационная основа данного исследования включает научные, научно-популярные книги и периодические издания, опубликованное российское законодательство. Нормативной базой послужили законодательные акты Российской Федерации.
Методологической основой работы являются категории материалистической диалектики, а также основные концептуальные положения современной доктрины трудового права.
В качестве общенаучных и частно-научных методов познания в работе использовались историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический, системный, конкретно-социологический и др.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
1 Общие положения о коллективном договоре
1.1 История развития коллективно-договорного регулирования в России
Коллективные договоры как акты социального партнерства впервые появились в Англии, родине профсоюзов, еще в конце XVIII века и получили распространение в западных промышленно развитых странах в середине XIX века. Они заключались, когда стороны социально-трудовых отношений достигали определенного общего решения. Однако международное правовое регулирование социального партнерства начало активно развиваться лишь в XX веке, главным образом, благодаря основанию Международной организации труда в 1919 году в качестве структурного подразделения Лиги Наций.
Первое признание законодателем коллективных договоров в России также имеет место в начале двадцатого столетия, с этим связывают Положение о порядке утверждения коллективных договоров 1918 г.[1], которое устанавливало ставки заработной платы и условия труда. Также в этом Положении было обозначено содержание коллективного договора, устанавливался порядок его заключения. Отраженные в нем основные направления правового регулирования коллективных трудовых отношений получили свое развитие и в Кодексе законов о труде (далее – КЗоТ) 1918 г.[2], однако отсутствие свободы трудового договора, выражающееся в законодательном закреплении принудительного труда в форме трудовой повинности, не позволило нормативным положениям реализоваться на практике.
В такой редакции КЗоТ просуществовал недолго и на смену ему пришел Кодекс 1922 г.[3], который радикально отличался установлением добровольного порядка найма. Впервые в кодифицированном акте были закреплены нормы, допускающие коллективно-договорное регулирование трудовых отношений (разд. IV «О коллективных договорах»), хотя практика заключения коллективных договоров и существовала до этого. Также он содержал легальное определение коллективного договора, под которым понималось соглашение, заключаемое между профессиональным союзом, как представителем рабочих и служащих, с одной стороны, и нанимателем с другой, и которое устанавливает условия труда и найма для отдельных предприятий. Причем, профсоюз представлял интересы работника независимо от его членства в нем. Коллективный договор мог содержать в себе более высокий уровень социальных и трудовых гарантий по сравнению с кодексом.
КЗоТ предоставлял возможность заключения не только коллективных договоров на уровне предприятия, но и генеральных, распространяющихся в пределах республики на целую отрасль. Начало формирования коллективно-договорной системы трудовых отношений совпало с коренными изменениями социальной и политической жизни нашей страны, на смену капитализма пришел социализм, это обусловило особый путь развития социального партнерства в России.
Советскую систему коллективно-трудовых отношений в известной мере можно охарактеризовать как своеобразную модель социального партнерства, сформировавшуюся в условиях государственного социализма и административно-командной системы. Для данной модели характерны коллективные договоры и соглашения, подписываемые на уровне предприятий и организаций представителями профсоюзов, администрации и партийных комитетов.
На городском, районном, областном, республиканском уровнях оформлялись договоры о социалистическом соревновании, предусматривающие соответствующие обязательства сторон в решении важнейших социально-экономических проблем.
Такие договоры обычно принимались на собраниях партийно-хозяйственного актива соответствующих городов, районов, областей, краев и республик. Их подписывали представители профсоюзов, руководители исполкомов советов трудящихся и соответственно секретари горкомов, райкомов, обкомов, крайкомов партии, ЦК компартий союзных республик.
В феврале 1922 года состоялось заседание Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (далее – ВЦСПС), на котором была подтверждена зависимость заработной платы от производительности труда, а коллективный договор признан как необходимый документ для организации трудовых отношений.
На совещании было отмечено, что задачей профсоюзов становится обеспечение рабочим более высокой заработной платы, чем предоставляет государственный минимум. При этом действие коллективных договоров и соглашений по заработной плате должно было распространяться и на не членов профсоюзов, в воспитательных целях. Совещание признало допустимость забастовок и приняло меры для создания конфликтных комиссий. Была подчёркнута необходимость перехода к добровольному и индивидуальному членству в профсоюзах. К началу 20-х годов профсоюзное движение обладало разветвлённой системой союзных и межсоюзных органов.
В ВЦСПС входило 23 отраслевых профсоюза, объединявших в своих рядах 6,8 млн., человек. V Всероссийский съезд профсоюзов проходил 17–22 сентября 1922 года. Съезд прошёл в обстановке полного «единодушия», которое объяснялось составом его участников. Из 775 делегатов съезда с решающим голосом – 727 являлись коммунистами, 46 было беспартийными, а другие партии были представлены 2 социал-демократами.
Соглашаясь с необходимостью перехода к денежной системе оплаты труда, V съезд профсоюзов отметил, что темпы роста зарплаты должны определяться состоянием бюджета государства, размерами хлебного фонда, общей экономической конъюнктурой страны и темпом развития производительных сил. Съезд предостерёг профсоюзные организации от «иллюзий о возможности доведения в ближайший период размеров заработной платы до уровня довоенного прожиточного минимума». Съезд высказался за чисто денежную оплату труда, при этом в целях повышения производительности труда съезд рекомендовал широкое применение сдельной оплаты труда со строгим соблюдением продолжительности рабочего дня. Основным методом достижения поставленных целей признавался коллективный договор. «В обстановке диктатуры пролетариата, – говорилось в тезисах, – коллективный договор имеет двоякое значение в отношении частного и государственного предприятия. В первом случае коллективный договор является отражением соотношения сил в экономической борьбе между трудом и капиталом, во втором – отражением экономического положения госпромышленности в целом и данного предприятия в общей хозяйственной системе пролетарского государства»[4]. Коллективный договор распространялся на всех членов профсоюза, что, по мнению лидеров профсоюзов, должно было способствовать повышению роли и влияния профсоюзов в массах. Однако, это положение формировало иждивенческий подход у рабочих к профсоюзам. Каждый рабочий должен был уяснить себе положение своей отрасли промышленности и предприятия в общей системе народного хозяйства страны. Многие отраслевые профсоюзы на местах переходили к системе индивидуализации ставок каждого предприятия в зависимости от его ресурсов. Коллективный договор на частных предприятиях рассматривался профсоюзами не как инструмент сотрудничества, а как механизм давления на буржуазию.