Введение
Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогической и дефектологической литературы по проблеме развития ориентировки в пространстве детей дошкольного возраста с нарушением зрения
1.1. Трудности и причины трудностей в овладении навыками пространственной ориентировки дошкольниками с нарушением зрения
1.2. Организация обучения ориентировке в пространстве дошкольников с нарушением зрения
1.3. Структура и содержание индивидуальных коррекционных занятий по развитию ориентировки в пространстве детей с нарушением зрения
Глава 2. Исследование развития ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения на индивидуальных занятиях
2.1. Требования к организации исследования состояния ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
2.2. Изучение уровня развития ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и анализ полученных результатов
2.3. Система работы по развитию ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения на индивидуальных занятиях
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Актуальность исследования. Под ориентировкой, или, что то же, ориентацией, понимают уменье разобраться в обстановке, главным образом в обстановке окружающего пространства. Ориентироваться в окружающем пространстве это значит определить величину и форму этого пространства, величину и форму предметов, его наполняющих, пространственное их размещение и свое положение относительно каждого из них.
Специалистами в области дошкольного воспитания (И.К. Боровская, В.З. Денискина, Л.А. Дружинина и др.) убедительно доказано, что эффективность овладения с детства пространством связана с необходимостью раннего управления процессом обучения, что позволяет снять фобию (страх) пространства у детей в сенситивный период их развития. Особенно это характерно для детей с нарушениями зрения.
На психическом развитии дошкольника с нарушениями зрения неблагоприятно сказывается ограниченный запас знаний и представлений, трудности в осуществлении предметной деятельности, а также в ориентировке и передвижении в пространстве. Эти вторичные нарушения приводят к замедлению темпа развития и к длительному пребыванию ребенка на качественно более низком уровне психического развития.
Поэтому одной из наиболее актуальных проблем развития и воспитания дошкольников с патологией зрения и их социальной самостоятельности была и остается проблема обучения ориентировке и мобильности.
Самостоятельная ориентировка в пространстве дошкольников с нарушениями зрения рассматривается как важное условие формирования полноценной личности, как преодоление изоляции.
Несмотря на значительное число исследований (А. Багдонас, И.К. Боровская, В.З. Денискина, Л.А. Дружинина, О.В. Елецкая и др.), прямо или косвенно затрагивающих эту проблему, до настоящего времени не сложилось целостной картины особенностей развития пространственной ориентировки у данных категорий детей, а также способов коррекции имеющихся нарушений. До сих пор отсутствует единое, научно обоснованное содержание коррекционно-логопедической работы, которая бы обеспечила формирование способности к восприятию, воспроизведению, преобразованию пространства в наиболее сензитивный, дошкольный период.
Проблема освоения окружающего пространства, ориентировки в нем приобретает особую актуальность применительно к детям с нарушениями развития. На сегодняшний день данная проблема остается актуальной.
Анализ теории и практики формирования пространственной ориентировки детей с нарушениями речи и зрения позволил выделить следующее противоречие: увеличивается количество детей, имеющих нарушения зрения (по различным данным в первый класс приходят от 2% до 5% детей с нарушением зрения), с другой стороны – отсутствует система коррекционной работы, направленной на развитие пространственной ориентировки, следовательно, у данной категории детей еще больше усложняется освоение учебных предметов в начальной школе.
Данное противоречие вызвало проблему исследования: необходима разработка и внедрение коррекционной работы, направленной на формирование пространственной ориентировки у дошкольников с нарушениями зрения на основе индивидуального подхода.
Цель исследования – изучение состояния ориентировки в пространстве детей с нарушением зрения, разработка и описание организации индивидуальных занятий, направленных на оптимизацию процесса развития пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Объект исследования – развитие ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Предмет исследования – индивидуальные занятия как эффективное средство развития ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Гипотеза исследования: развитие ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе индивидуальных занятий возможно, если будут учтены возрастные и индивидуальные особенности данной группы детей.
Задачи:
1. Рассмотреть причины нарушения развития ориентировки в пространстве детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
2. Изучить структуру и содержание индивидуальных занятий по развитию ориентировки в пространстве детей с нарушением зрения
3. Определить систему заданий по выявлению нарушений ориентировки в пространстве детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
4. Разработать и апробировать систему работы по развитию ориентировки в пространстве детей дошкольного возраста с нарушениями зрения на индивидуальных занятиях.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогическое исследование (констатирующий и формирующий этапы); количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретическая база. В основу работу легли исследования следующих авторов: А. Багдонас, И.Л. Башкировой, И.К. Боровской, Л.П. Григорьевой, В.З. Денискиной, Л.А. Дружининой, О.В. Елецкой, В.А. Кручинина, А.Г. Литвак, Т. Мусейибовой, Т.И. Нагаевой, Г.В. Никулиной, Л.И. Плаксиной, Н.Г. Соколовой и др.
Теоретическая значимость работы: обобщены результаты исследования состояния ориентировки в пространстве детей с нарушением зрения в трудах отечественных и зарубежных дефектологов и других специалистов, работающих с данной категорией детей.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы практическими работниками дошкольных образовательных учреждений (в том числе и специальных) в рамках работы по развитию пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения.
1. Ананьев Б.Г. Пространственное различение / Б.Г.Ананьев – Л.: Изд-во ЛГУ, 1955. – 188 с.
2. Ананьев Б.Г. Системный механизм восприятия пространства и парная работа полушарий головного мозга. // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений / Под ред. Б.Ф. Ломова. – М.: Известия АПН РСФСР, 1961. – 200 с.
3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с.
4. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 2007. – 256 с.
5. Багдонас А. Сенсорика при нарушении зрения / А. Багдонас. – Вильнюс, 2001. – 124с.
6. Башкирова И.Л. Взаимодействие педагога и семьи ребенка с нарушениями зрения: учебно-методическое пособие / И.Л. Башкирова. – Минск: БГПУ, 2009. – 76 с.
7. Брэгг У. Мир света. Мир звука / У.Брэгг. – М.: Наука, 2007. – 335 с.
8. Боровская И.К. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития / И.К. Боровская, И.В. Ковалец. – М.: ВАЛДОС, 2006. – 70 с.
9. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе / Л.П. Григорьева, М.Э. Вернадская, И.В. Блинников, О.Г. Солнцева. – М.: Школа-Пресс, 2001. – 96с.
10. Денискина В.З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения / В.З. Денискина. – Уфа: Изд-во Филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова в г. Уфе, 2004. – 62 с.
11. Денискина В.З. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве учащихся школ для слепых и слабовидящих детей: Методические рекомендации / В.З. Денискина. – Уфа, БИПКРО, 1996. – 58с.
12. Дружинина Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения: Методические рекомендации / Л.А. Дружинина. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. – 206 с.
13. Дружинина Л.А. Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения: Методические рекомендации / Л.А. Дружинина. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. – 118 с.
14. Елецкая О.В. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у дошкольников на логопедических занятиях / О.В.Елецкая, Н.Ю.Горбачевская [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.logoburg.com/klub/modules/myarticles/article.php?storyid=27
15. Ермаков В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 116 с.
16. Касаткин Л.Ф. Исследование возрастных изменений ориентировки в пространстве у слепых школьников / Л.Ф. Касаткин. – В кн.: Мышечная деятельность в норме и патологии. Проблемный сборник. – Горький: Педагогический ин-т, 1975. – С.11-13.
17. Касаткин Л.Ф. Развитие функций равновесия у детей с глубоким нарушением зрения /Л.Ф. Касаткин. – В кн.: Мышечная деятельность в норме и патологии. Проблемный сборник. – Горький: Педагогический ин-т, 1975. – С.13-14.
18. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. – СПб.: МиМ, 1997. – 286с.
19. Кручинин В.А. Возрастные изменения пространственной ориентировки при ходьбе / В.А. Кручинин. – В кн.: Физическое воспитание детей в спец. школах (межвузовский сборник научи, трудов). – Горький, 1985. – С.3-12.
20. Кручинин В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в процессе школьного обучения/В.А.Кручинин. – СПб.: Речь, 1991
21. Кульбуш Е.А. Обучение пространственной ориентировке слепых младших школьников / Е.А. Кульбуш. – Л.: ЛГПИ, 1988. – 60с.
22. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак. – СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. – 271с.
23. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
24. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник / Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2000. – 255 с.
25. Мусейибова Т. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста / Т. Мусейибова // Дошкольное воспитание. – 1970. – №3. – С. 36-41.
26. Нагаева Т.И. Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки / Т.И. Нагаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 92 с.
27. Наумов М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке: Учебное пособие / М.Н. Наумов. – М.: ВОС, 1982. – 125 с.
28. Никулина Г.В. Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения / Г.В. Никулина // Дефектология. – 1996. – № 3. – С.18-21.
29. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие / Л.И. Плаксина. – М.: РАОИКП, 1999. – 242 с.
30. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе предметного рисования / Л.И. Плаксина. – М.: РАОИКП, 1991. – 96 с.
31. Подколзина Е.Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения / Е.Н. Подколзина. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 176 с.
32. Психолого-педагогическая диагностика: учебное пособие. / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Академия, 2003. – 320 с.
33. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1985. – 200 с.
34. Русскова Т.А. Учимся пространственной ориентации: альбом-раскраска с заданиями и упражнениями для детей 4-6 лет / Т.А. Русскова. – М.: Гном и Д, 2000. – 32 с.
35. Сверлов B.C. Пространственная ориентировка слепых. Пособие для учителей и воспитателей школ слепых / В.С. Сверлов. – М.: Учпедгиз, 1951
36. Сековец Л.С. Организация двигательного режима детей дошкольного возраста с нарушениями зрения / Л.С. Сековец // Дефектология. – 1987 – №6. – С. 32-34.
37. Семенова М.А. Левое и правое. Ориентировка на плоскости и в пространстве: учебно-методическое пособие для родителей и педагогов / М.А. Семенова. – М.: Карапуз, 2006. – 175 с.
38. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е.О.Смирнова. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 366 с.
39. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста / Л.И. Солнцева. – М.: Просвещение, 1980.
40. Солнцева Л.И. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности / Л.И. Солнцева, Л.А. Семенов. – М.: ВОС, 1989. – 80 с.
41. Соколова Н.Г. Организация и содержание коррекционно-педагогической работы в условиях специализированного дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушением зрения / Н.Г.Соколова. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 96 с.
42. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2005. – 464 с.
43. Тупоногов Б.К. Тифлопедагогические требования к современному уроку. – Калуга: Издательство Н.Бочкаревой, 1999. — 40 с.
44. Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. – СПб.: КАРО, 2007. – 245 с.
45. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2001. – 336 с.
46. Шемякин Ф.Н. Некоторые актуальные проблемы исследования пространственных восприятий и представлений / Ф.Н. Шемякин // Восприятие пространства и времени. – Л.: Наука, 1969. – С. 32-35.