Актуальность исследования. Во взаимоотношениях работодателей и работников стороны имеют различные интересы, что формирует благодатную почву и выступает объективной причиной для возникновения конфликтов и разногласий, вытекающих из трудовых отношений.
Столкновение противоречивых интересов работодателя и работников либо нарушение руководителем (администрацией) трудовых прав работника нередко порождают разногласия между ними, перерастающие в трудовые споры – коллективные и индивидуальные.
Трудовые споры представляют собой разногласия между работодателем и его работником (или работниками) по вопросам трудовых отношений, которые не могут быть урегулированы ими самостоятельно и требуют вмешательства третьего лица: «разногласие спорящих субъектов трудового права перерастает в трудовой спор только тогда, когда оно не урегулировано самими сторонами и поступило на рассмотрение юрисдикционного органа. Обращение работника (работников) с индивидуальным (или коллективным) разногласием для его оспаривания в соответствующий юрисдикционный орган является важнейшей формой самозащиты своих трудовых прав. Это обращение показывает проявление инициативы работника (работников) на самозащиту (оспаривание) трудовых прав или законных своих трудовых интересов. Без проявления такой инициативы трудового спора не будет, хотя бы разногласия и не были самоурегулированы».
Цель работы состоит в исследовании путей разрешения трудовых споров на основе законодательства Российской Федерации.
На разных стадиях трудовых отношений часто происходят столкновения интересов работодателя и работника, что в свою очередь приводит к возникновению трудовых конфликтов, которые требуют своего решения.
Очень часто на практике происходят нарушения как трудовых, так и коллективных договоров, в результате которых и зарождаются индивидуальные и коллективные трудовые споры. Они могут рассматриваться в суде или комиссиях по трудовым спорам (КТС), или же в примирительных комиссиях через посредников, а также трудовых арбитражах.
В процессе исследования планируется решить следующие задачи:
1. Изучить понятия, виды трудовых споров, а также разобраться в причинах их возникновений;
2. Изучить порядок рассмотрения трудовых споров.
3. Проанализировать проблемы законодательства РФ в сфере разрешения трудовых споров и предложить способы их решения.
Объектом исследования выступают общественные отношения, формирующиеся в сфере трудовых споров.
Предмет исследования – нормы права, которые закрепляют правовой режим трудовых споров, нормы трудового законодательства в сфере регулирования трудовых споров.
Информационная основа исследования включает выпущенные в открытой печати научные, научно-популярные книги и периодические издания, опубликованное российское законодательство.
Нормативной базой исследования послужили законодательные акты Российской Федерации: Конституция Российской Федерации и Трудовой кодекс РФ.
Методологическую основу работы составила система различных методов, логических приемов и средств научного познания. В рамках диалектической теории применялись как общенаучные, так и частно-научные методы исследования.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
- Генезис развития, понятие и классификация трудовых споров
1.1 Исторические аспекты развития трудового законодательства в сфере трудовых споров в России
Предпосылки формирования трудового законодательства начали формироваться еще в древности, однако, законодательные акты, касающиеся конкретно трудовых правоотношений появились в западных странах только в 14 веке, в этот период и до середины 18 века явно прослеживается доминирование публично правовых начал и преобладание государственного вмешательства в трудовые отношения[1].
Примерно с 19 века в трудовых правоотношениях начали прослеживаться активные тенденции к усилению частноправовых начал и минимизации государственного вмешательства в эту сферу. Можно отметить как очевидные плюсы, так и минусы данного вектора развития трудовых правоотношений.
В качестве примера отрицательных последствий можно привести рост эксплуатации детского труда, практически ничем не ограниченное рабочее время, игнорирование основных санитарных норм в рабочей среде[2].
На сегодняшний день в конституциях большинства стран отсутствуют нормы, напрямую относящиеся к труду (США) или же включают лишь отдельные нормы такого рода (Норвегия, Дания, ФРГ).
И в то же время в конституциях, которые были приняты после второй мировой войны, были закреплены множество социально-экономических прав в области труда (Франция, Италия, Испания, Португалия)[3].
На данный момент, прослеживается тенденция к снижению роли трудовых обычаев и правил внутреннего распорядка, а значение ратифицированных международных конвенций наоборот возрастает, в некоторых странах они даже имеют приоритет над внутренним законодательством[4].
В Дании, одним из источников трудового права является трудовой договор, а трудовое законодательство там играет, скорее, незначительную роль, так как, большинство деталей трудовых отношений устанавливаются путем соглашения сторон трудового договора. В качестве особенности форм трудового права большинства стран, можно отметить, отсутствие трудовых кодексов.
Из исключений можно назвать Францию, в которой еще в начале двадцатого века трудовое законодательство было кодифицировано, был создан Кодекс труда[5].
Хотя стоит упомянуть, что хотя многие правоведы называют это кодификацией, по моему мнению, в данном случае термин «кодекс» является неуместным, так как было произведена скорее инкорпорация с частичной консолидацией законодательства. Существенных изменений не было внесено.
Была осуществлена лишь компиляция, сбор и сортировка нормативного материала, по определенной системе из многочисленных разрозненных нормативно-правовых актов. Вначале 1970-х годов, во Франции была завершена новая систематизация трудового законодательства. Которая внесла ряд необходимых дополнений и изменений, была переработана структура самого кодекса. В Канаде примерно в этот же период вступил в силу федеральный Трудовой кодекс, который распространялся только на предприятия федерального значения.
Стоит отметить, что в большинстве стран вопрос кодификации трудового законодательства и вовсе никогда не стоял.
По причине того, что, по мнению многих правоведов, некодифицированное право отличается гибкостью и подвижностью, что, в свою очередь, позволяет отвечать интересам и требованиям производства и предпринимательства.
Однако, нельзя игнорировать тот факт, что отсутствие кодификации трудового законодательства, в первую очередь, негативно сказывается на защищенности наёмных работников у которых, очевидно, возникнут трудности в том чтобы разобраться в тонкостях разрозненных трудовых норм[6].
Стоит отметить, что все-таки, последние несколько десятков лет у таких стран как Великобритания, Испания, Ирландия заметны тенденции к кодификации трудового законодательства, однако те шаги, которые осуществляются этими странами, в данном направлении, слишком нерешительны, а сам процесс чрезмерно затянулся[7].
Можно подчеркнуть, что в России, до реформ конца 19 века, производство, прежде всего, опиралось на принудительный труд крепостных крестьян. Касаемо развития промышленности в тот период, оно шло медленно, а количество свободных работников было невелико. Нельзя не отметить, что свободный рынок, как таковой, полностью отсутствовал.
Так, преподаватель РАНХиГС (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при президенте Российской Федерации) О.А. Виноградова, в своей научной статье «Из истории становления института разрешения индивидуальных трудовых споров в России» отмечала, что в царской России не было законодательства о труде, которое охватывало бы всех рабочих по найму.