Введение
Глава 1. Понятие, виды и особенности правового регулирования коллективных трудовых споров
1.1 Понятие, причины и правовое регулирование коллективных трудовых споров
1.2 Виды коллективных трудовых споров
Глава 2. Порядок разрешения коллективных трудовых споров
2.1 Разрешение спора примирительной комиссией
2.2 Разрешение спора с участием посредника
2.3 Разрешение спора в трудовом арбитраже
2.4 Проблемы реализации разрешения коллективных трудовых споров с участием профсоюзных организаций
Глава 3. Забастовка как способ разрешения коллективных трудовых споров и правовые последствия её проведения
Заключение
Список использованных источников и литературы
Предмет спора в трудовом праве – это:
1) установление и изменение условий труда (включая заработную плату);
2) заключение, изменение и выполнение коллективных договоров, соглашений;
3) отказ работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов3
Коллективный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (ст. 398 ТК РФ).
Данная работа является актуальной, поскольку в настоящее время в условиях стремительно изменяющегося экономического климата страны, в процессе трудовых правоотношений между работодателями и работниками могут возникать трудовые конфликты. Конвенция Международной организации труда призывает к тому, чтобы эти конфликты избегать, но в случае, если они произойдут – к справедливому урегулированию их путем примирения.
Объект исследования являются общественные отношения, регулируемые трудовым правом в сфере разрешения коллективных трудовых споров.
Предмет исследования являются особенности правового регулирования разрешения коллективных трудовых споров.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе изучения теоретического и практического материала выявить существующие проблемы и разногласия в теории и практике в сфере разрешения коллективных трудовых споров, а также сформулировать конкретные предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства.
Задачи исследования:
1) изучить понятие, причины особенности правового регулирования коллективных трудовых споров;
2) определить порядок разрешения коллективных трудовых споров;
3) исследовать проблемы забастовки как способа разрешения коллективных трудовых споров и правовые последствия её проведения.
В основу работы положены результаты исследований, проводившихся российскими учеными-юристами по общим вопросам трудового права, специальным вопросам разрешения коллективных трудовых споров.
Информационная основа исследования включает выпущенные в открытой печати научные, научно-популярные книги и периодические издания, опубликованное российское законодательство.
Нормативной базой исследования послужили законодательные акты Российской Федерации: Конституция Российской Федерации и Трудовой кодекс РФ.
Методологическую основу работы составила система различных методов, логических приемов и средств научного познания. В рамках диалектической теории применялись как общенаучные, так и частно-научные методы исследования: историко-правовой, формально-логический, формально-юридический, метод научной дедукции, нормативно – и сравнительно-правового анализа и др.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Понятие, виды и особенности правового регулирования коллективных трудовых споров
1.1 Понятие, причины и правовое регулирование коллективных трудовых споров
Определение коллективного трудового спора дано в ст. 398 Трудового Кодекса Российской Федерации. Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.
Позиция законодателя в случае возникновения коллективных трудовых споров однозначна – необходимо принять все меры для их разрешения.
Трудовой кодекс Российской Федерации установил перечень причин, по которым трудовой спор может считаться коллективным. Также регламентируется процедура разрешения спора и участия третьих лиц в разрешении этого спора.
Деятельность трудового арбитра предопределяется причиной коллективного трудового спора и этапом, на котором находится спор.
Перечень причин, которые могут стать основанием для КТС, за последние четверть века трансформируется. Закон СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» от 9 октября 1989 года (впоследствии – в редакции от 20 мая 1991 г.) предусматривал следующие причины возникновения коллективного трудового спора:
вопросы применения действующего законодательства о труде;
заключения и исполнения условий коллективных договоров и соглашений в части установления новых или изменения существующих социально-экономических условий труда.
В Федеральном законе № 175-ФЗ от 23 ноября 1995 года «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» законодатель использовал несколько иные формулировки: «Неурегулированные разногласия между работниками и работодателями (далее – стороны) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений (ст. 2)».
Как видно, разногласия по поводу законодательства о труде из перечня причин удалены. Разрешение неудовлетворенности законодательством о труде ушло из плоскости забастовочного движения в плоскость дискуссий в Государственной Думе.
Действующий Трудовой кодекс называет следующие причины, по которым может быть начата процедура коллективного трудового спора: «Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу – установления и изменения условий труда (включая заработную плату); заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений; а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов» (ст. 398 ТК РФ). Сравнение показывает, что часть причин, касающихся условий труда, конкретизирована. В перечень причин добавлен учет мнения представителя работников (отметим, что в более ранних законах фигурировал «не учет мнения», а «согласование», что воспринимается как более сильная позиция профсоюзов). Названные причины могут быть частично отнесены к спорам права, к примеру, нарушение коллективного договора или его изменение в одностороннем порядке, неисполнение локального нормативного акта, принятого с учетом мнения профсоюза. Трудовой кодекс не исключает, что по данным спорам могут проводиться переговоры, в ходе которых может быть принято решение об объеме, сроках и механизмах их исполнения.
Подчеркнем, не безусловное исполнение локального нормативного акта, как этого может потребовать административное решение контролирующего органа, а решение, достигнутое в ходе переговоров и допускающее варианты исправления нарушения. В разрешении коллективных трудовых споров по перечисленным в ст. 398 ТК РФ причинам могут принимать участие трудовые арбитры как на этапе посредника, так и на этапе трудового арбитража. Трудовые споры права могут быть урегулированы с привлечением специализированных структур по надзору в сфере соблюдения трудового законодательства. В европейской литературе по коллективным трудовым спорам преобладает мнение, что не может быть коллективного трудового спора, если нарушен какой-либо нормативно правовой акт. Если такой факт зафиксирован, то переговоры излишни, необходимо сразу использовать административно-судебную систему.
Отечественная практика в большей мере ориентируется на переговорные технологии, в том числе предусматривая участие посредника. К примеру, работодатель в соответствии с решением суда должен выплатить всю задолженность сразу. Но в реальных ситуациях в ходе переговоров профсоюз и администрация предприятия (возможно, при участии посредника) могли достичь соглашения на постепенную выплату в течение 2–3 месяцев с установлением очередности выплат в зависимости от уровня доходов. Есть прецеденты, когда суды трактуют конфликт по поводу задержки выплаты заработной платы как коллективные действия в защиту индивидуальных прав. При задержке заработной платы, если рассматривать эту ситуацию как индивидуальный трудовой спор, то в соответствии со ст. 142 ТК РФ «Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику» у работника есть возможность после 15 дней задержки выплаты заработной платы подать работодателю письменное заявление о приостановке работы. В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте, и на этот период за работником (в соответствии с ТК РФ) сохраняется средний заработок.
С одной стороны, предлагаемый в ст. 142 ТК РФ механизм защиты прав работника принижает роль профсоюза: работник сам принимает решение о своих действиях, нет потребности в согласовании действий с другими работниками, снижается роль профсоюза как защитника прав работника, нет необходимости вести переговоры с работодателем, нет коллективного трудового спора с его длинной и сложной процедурой. Но с другой стороны, такого рода самостоятельные действия работника требуют социальной смелости: возникает конфликт конкретного работника непосредственно с работодателем. Практика показывает, что вступление в действие версии ст. 142, в которой предписана возможность приостановить работу в связи с задержкой выплаты заработной платы, по сравнению с прежней версией, где не было предоставлено такой возможности, не снизило количество именно коллективных действий с требованием погасить долги по заработной плате.