Введение
Глава 1. Понятие, стороны, виды и разрешение коллективных трудовых споров
1.1 Понятие, стороны и виды коллективных трудовых споров
1.2 Рассмотрение коллективного трудового спора и его разрешение
Глава 2. Забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора
2.1 Понятие забастовки, порядок объявления забастовки
2.2 Реализация права на забастовку
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность исследования состоит в том, что конфликт – это реальное, объективно существующее проявление столкновения взглядов, интересов, позиций людей, он выступает индикатором, отражающим эволюцию отношений между отдельными людьми, группами людей, в целом в обществе. Современные условия развития государства характеризуются значительными изменениями в социально-трудовых отношениях. Мировой экономический кризис 2009–2013 гг. (последствия, которого не удалось преодолеть до сих пор), пандемия, связанная с Сovid 19 – оказали негативное влияние на функционирование рынка труда, породив волну сокращений рабочих мест, задержки выплаты заработной платы, создав нестабильную ситуацию в сфере занятости, снизив реальные денежные доходы, обострив конфликтность в отношениях между работниками и нанимателями[1].
Изложенное актуализирует необходимость исследования действующего механизма защиты законных прав и интересов работников, поиск путей его совершенствования. В этой связи представляется целесообразным акцентировать внимание на дефиниции «коллективный трудовой спор» как разновидности социальных противоречий в обществе.
Коллективный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (ст. 398 ТК РФ)[2].
Объектом исследования являются общественные отношения по установлению и практической реализации норм, обеспечивающих эффективное рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров.
Предметом исследования являются доктринальные воззрения российских ученых, исследующих теоретические основы построения системы по рассмотрению и разрешению коллективных трудовых споров.
Целью исследования является формулирование доктринальных положений, разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства, связанного с разрешением коллективных трудовых споров.
Задачи исследования:
1) сформировать понятие, стороны и виды коллективных трудовых споров;
2) выявить рассмотрение коллективного трудового спора и его разрешение;
3) исследовать понятие забастовки, порядок объявления забастовки;
4 проанализировать проблемы реализации права на забастовку.
Теоретическую основу работы составляют труды российских ученых по трудовому праву.
Правовая основа работы сформирована на основе Конституции Российской Федерации, ТК РФ и др.
Методологическую основу работы составляют различные методы, как общенаучные, так и специальные методы научного познания.
В частности, диалектический, исторический, метод системного анализа, сравнительно-правовой, формально-юридический, статистический методы.
Структура работы обусловлена ее содержанием и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.льства и правоприменения.
Глава 1. Понятие, стороны, виды и разрешение коллективных трудовых споров
1.1 Понятие, стороны и виды коллективных трудовых споров
Определение коллективного трудового спора дано в ст. 398 Трудового Кодекса Российской Федерации. Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.
Позиция законодателя в случае возникновения коллективных трудовых споров однозначна – необходимо принять все меры для их разрешения.
Трудовой кодекс Российской Федерации установил перечень причин, по которым трудовой спор может считаться коллективным. Также регламентируется процедура разрешения спора и участия третьих лиц в разрешении этого спора.
Деятельность трудового арбитра предопределяется причиной коллективного трудового спора и этапом, на котором находится спор.
Перечень причин, которые могут стать основанием для КТС, за последние четверть века трансформируется. Закон СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» от 9 октября 1989 года (впоследствии – в редакции от 20 мая 1991 г.) предусматривал следующие причины возникновения коллективного трудового спора[1]:
вопросы применения действующего законодательства о труде;
заключения и исполнения условий коллективных договоров и соглашений в части установления новых или изменения существующих социально-экономических условий труда.
В Федеральном законе № 175-ФЗ от 23 ноября 1995 года «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» законодатель использовал несколько иные формулировки: «Неурегулированные разногласия между работниками и работодателями (далее – стороны) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений (ст. 2)». Как видно, разногласия по поводу законодательства о труде из перечня причин удалены. Разрешение неудовлетворенности законодательством о труде ушло из плоскости забастовочного движения в плоскость дискуссий в Государственной Думе.
Действующий Трудовой кодекс называет следующие причины, по которым может быть начата процедура коллективного трудового спора: «Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу – установления и изменения условий труда (включая заработную плату); заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений; а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов» (ст. 398 ТК РФ). Сравнение показывает, что часть причин, касающихся условий труда, конкретизирована[2]. В перечень причин добавлен учет мнения представителя работников (отметим, что в более ранних законах фигурировал «не учет мнения», а «согласование», что воспринимается как более сильная позиция профсоюзов)[3].
Названные причины могут быть частично отнесены к спорам права, к примеру, нарушение коллективного договора или его изменение в одностороннем порядке, неисполнение локального нормативного акта, принятого с учетом мнения профсоюза.
Трудовой кодекс не исключает, что по данным спорам могут проводиться переговоры, в ходе которых может быть принято решение об объеме, сроках и механизмах их исполнения[4].
Подчеркнем, не безусловное исполнение локального нормативного акта, как этого может потребовать административное решение контролирующего органа, а решение, достигнутое в ходе переговоров и допускающее варианты исправления нарушения. В разрешении коллективных трудовых споров по перечисленным в ст. 398 ТК РФ причинам могут принимать участие трудовые арбитры как на этапе посредника, так и на этапе трудового арбитража.
Трудовые споры права могут быть урегулированы с привлечением специализированных структур по надзору в сфере соблюдения трудового законодательства. В европейской литературе по коллективным трудовым спорам преобладает мнение, что не может быть коллективного трудового спора, если нарушен какой-либо нормативно правовой акт. Если такой факт зафиксирован, то переговоры излишни, необходимо сразу использовать административно-судебную систему[5]. Отечественная практика в большей мере ориентируется на переговорные технологии, в том числе предусматривая участие посредника. К примеру, работодатель в соответствии с решением суда должен выплатить всю задолженность сразу[6].
Но в реальных ситуациях в ходе переговоров профсоюз и администрация предприятия (возможно, при участии посредника) могли достичь соглашения на постепенную выплату в течение 2–3 месяцев с установлением очередности выплат в зависимости от уровня доходов. Есть прецеденты, когда суды трактуют конфликт по поводу задержки выплаты заработной платы как коллективные действия в защиту индивидуальных прав.
При задержке заработной платы, если рассматривать эту ситуацию как индивидуальный трудовой спор, то в соответствии со ст. 142 ТК РФ «Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику» у работника есть возможность после 15 дней задержки выплаты заработной платы подать работодателю письменное заявление о приостановке работы.
В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте, и на этот период за работником (в соответствии с ТК РФ) сохраняется средний заработок.