В условиях освоения и внедрения новых требований, предъявляемых к системе образования (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, приказ №1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), происходит реформирование дошкольного образования, внедряются новые технологии, преобразуются схемы финансирования и управления. Указанные факторы приводят к психологической напряженности и, как следствие, усилению конфликтов.
Для педагогики изучение конфликта имеет особенно важное значение. Педагогу необходимо создать благоприятную, благожелательную атмосферу в группе, так как неблагоприятный климат затрудняет, а порой делает невозможной нормальную, приносящую чувство удовлетворения жизнь в учебном заведении. Атмосферу межличностных отношений создают сами люди. Своими поступками они могут нарушить оптимальную пропорцию составляющих ее элементов. Но в силах воспитателя изменить ее так, чтобы установился климат, благоприятствующий личностному развитию и равноправному существованию всего педагогического коллектива.
Для эффективного решения возникающих проблем в педагогическом коллективе каждому его члену необходимо усвоить определенный уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях, а также знания о причинах возникновения и способах решения конфликтов.
Образовательное учреждение, в том числе дошкольное – это организация, а значит, подобные изменения неизбежно ведут к необходимости изменений во взаимодействии работающих в ней людей. В результате влияния внешних факторов (социально-экономические условия, изменение нормативно-правовой базы функционирования образовательных организаций, внедрение инновационных технологий) возникает необходимость в постоянной перестройке, трансформации профессиональной деятельности педагогов. Все это влечет за собой усложнение деловых взаимосвязей, возрастание роли психологического фактора, обострение напряженности в сфере взаимоотношений, что, в конечном итоге, создает условия для возникновения конфликтов. В сложившейся ситуации необходимо найти эффективные механизмы, позволяющие помочь педагогам в преодолении конфликтных ситуаций. Одним из таких механизмов является управление конфликтами.
Управление конфликтами в современном дошкольном образовательном учреждении – это не только содействие в освоении обновленного содержания, овладении новыми подходами и технологиями, но создание условий для полноценного и продуктивного общения между педагогами на основе сотрудничества. Для руководителя ДОУ важной задачей является реализация своих управленческих функций, которые будут способствовать созданию благоприятного психологического климата в коллективе, конструктивному решению возникающих конфликтов, возможности для личностного и профессионального развития всего педагогического коллектива.
Таким образом, актуальность на социально-педагогическом уровне определяется социальными запросами общества на создание такой системы дошкольного образования, которая способна реализовать обновленное содержание образования, инновационные педагогические технологии, создать условия для организации профессионального педагогического взаимодействия на основе бесконфликтного общения и сотрудничества.
В педагогической, психологической и социологической литературе обсуждаются различные аспекты управленческой деятельности в образовании – исследование закономерностей педагогического управления (Ю.К. Бабанский, Ю.В. Васильев, М.И. Кондаков, Ю.А. Конаржевский, М.М. Поташник, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова и др.), совершенствование управленческих компетенций руководителей образовательных учреждений (К.Ю. Белая, Б.С. Гершунский, Т.А. Данилина, В.И. Загвязинский, В.И. Зверева, Э.Ф. Зеер, Л.С. Киселева, Ю.А. Конаржевский, B.C. Лазарев, Л.М. Митина, Л.В. Поздняк, П.И. Третьяков, Л.И. Фалюшина и др.). В исследованиях А.Я. Анцупова, Ф.М. Бородкина, Г.И. Козырева, Н.В. Гришиной, А.Г. Здравомыслова, Н.Н. Обозова, С.М. Емельянова, Б.И. Хасанова, В. Зигерта, Л. Ланг, У. Мастенбрук, X. Корнелиус, Ш. Фэйр, Р. Фишер, У. Юри доказано, что использование эффективных способов в управлении конфликтами в ДОУ – это объективная и крайне необходимая предпосылка активной деятельности руководителя.
Анализ работ, связанных с вопросами управления конфликтами Р. Дарендорфа, К. Томаса, Аксельрода, Л. Коузера, Э Гидденса, Л.Г. Здравомыслова, Ю.Г. Запрудского, А.В. Дмитриева, Т.Е. Поповой, С.М. Емельяновой, Ф.М. Бородкина, Н.М. Коряк, Г.И. Козырева позволяет утверждать, что исследования в данной области активно ведутся. Однако вопросу урегулирования данного процесса в дошкольном образовательном учреждении в современных педагогических исследованиях уделяется мало внимания, что актуализирует проблему на научно-теоретическом уровне.
Практика показывает, что руководители очень часто испытывают затруднения в процессе управления конфликтами, используют неэффективные приемы управления, неадекватные стили руководства и т.п., которые вряд ли могут быть оценены как оптимальные и эффективные в решении проблемы конфликтов в ДОУ. В связи с этим потребность в выделении и осмыслении эффективных способов управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении становится проблемой, требующей разрешения.
Решение данной проблемы обусловило выбор темы исследования: «Управление конфликтами в дошкольном образовательном учреждении».
Цель: теоретически обосновать и практически реализовать организационные условия управления конфликтами в дошкольной образовательной организации
Объект исследования: процесс управления конфликтами в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: организационные условия управления конфликтами в дошкольной образовательной организации
Гипотеза: процесс управления конфликтами в дошкольной образовательной организации будет эффективным, если будут использоваться следующие организационные условия:
1) вовлечение педагогов в командную работу
2) создание благоприятного психологического климата…
Задачи:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
- Описать процесс управления конфликтами в дошкольной образовательной организации.
- Охарактеризовать и апробировать организационные условия управления конфликтами в дошкольной образовательной организации.
- Разработать план по реализации организационных условий управления конфликтами в дошкольной образовательной организации
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования; методы изучения педагогического опыта: наблюдение, беседа, анкетирование; эксперимент
Теоретическая знач имость раб оты за ключается в теоретическом об основании вы явленных орган изационных усл овий управления конф ликтами в до школьном об разовательном учрежден ии.
Практическая знач имость за ключается в том, что спроектированный план мер оприятий управления конф ликтами в до школьном об разовательном учрежден ии мож ет бы ть ис пользована в прак тике раб оты руко водителей.
Исследование про ведено на базе ОАНО «Обыкновенное чудо»
Глава 1. Теоретические осн овы управления конф ликтами в до школьной об разовательной орган изации
1.1. Проблема управления конф ликтами в об разовательном учрежден ии в психолого-педагогической литературе.
Современная на ука рас сматривает конф ликты как не избежное явление об щественной жизни, вы текающее из сво йств чело веческой при роды. Поскольку конф ликты являются не отъемлемой час тью чело веческих от ношений, то мож но за ключить, что и существ уют они сто лько же врем ени, сколько на считывает ис тория чело вечества.
Проблемы конф ликтов и конф ликтных ситуаций все гда инт ересовали учен ых, философов, об щественных де ятелей.
Проблема управления конф ликтами из учается в раз личных от раслях на учного знания, существ ует от дельное на правление – конф ликтология, кот орое рас крывает сущн ость конф ликта, его при чины и способ ы урегулирования. Значительный вклад в раз витие конф ликтологии вне сли философия, со циология и психология. В от ечественной на уке про блема конф ликта раз рабатывается в раб отах по конф ликтологии (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, А.И. Леонов и др.), по психологии (Н.В. Гришина, Б.И. Хасан и др.).
По мне нию Н.В. Гришиной, конф ликт по нимается как инцидент, про тивоборство двух сто рон, на правленное на пре одоление про тиворечий [18;24]. Б.И. Хасан сущн ость конф ликта определяет как так ой вид взаимодействия, в кот ором «не могущие со существовать в не изменном вид е де йствия взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для это го спец иальной орган изации» [49;12].
А.Г. Ковалев от мечает, что конф ликт (от латинского языка – «столкновение») есть «натуральное во зражение, об разующееся меж людьми, по рождается за дачами со бственной и об щественной жизни, про тиворечиями инт ересов, взоров, об щественных установок людей» [29;63].
Понятие «конфликт» характер изуется ис ключительной широтой со держания и употребляется в раз нообразных знач ениях.
Большинство определен ий конф ликта носит так же со циологический характер . Их до стоинство со стоит в том, что авто ры вы деляют не обходимые раз личные при знаки со циального конф ликта. Вот не которые для при мера:
Л.Г. Здравомыслов: «Конфликт - это важн ейшая сто рона взаимодействия людей в об ществе, сво его род а клеточка со циального бы тия. Это форм а от ношений между по тенциальными или акт уальными субъектами со циального де йствия, мотивация кот орых об условлена про тивостоящими цен ностями и норм ами, инт ересами и по требностями».
Ю.Г. Запрудский: «Конфликт - это явное или скрытое со стояние про тивоборства об ъективно рас ходящихся инт ересов, целей и тенденций раз вития со циальных об ъектов, прямое и косвенное сто лкновение со циальных сил на по чве про тиводействия существ ующему об щественному по рядку, особ ая форм а ис торического движения к нов ому со циальному един ству».
А.В. Дмитриев: «Конфликтом об ычно по нимается тот вид про тивостояния, при кот ором сто роны стремятся за хватить территорию либ о ре сурсы, угрожают оппозиционным инд ивидам или групп ам, их со бственности или культ уре так им об разом, что борьба при нимает форм у атаки или об ороны».
Существуют и друг ие определен ия от ечественных со циологов и конф ликтологов, но, на мой взгляд, бол ее инт ересными являются рас суждения о конф ликте И.В. Курбатова «Всякий конф ликт есть определен ное качество взаимодействия между людьми, кот орое вы ражается в про тивоборстве между его раз личными сто ронами. Такими сто ронами взаимодействия могут вы ступать инд ивиды, со циальные групп ы, об щности и госуд арства. В том слу чае, когда про тивоборство сто рон осуществляется на уровне от дельного инд ивида, так ими сто ронами вы ступают раз личные мотивы личности, со ставляющие ее внутр еннюю структур у. Далее, в любом конф ликте люди пре следуют те или иные цели и борются за утв ерждение сво их инт ересов, и эта борьба со провождается, как прав ило, не гативными эмоциями. Если теперь об ъединить на званные при знаки конф ликта в един ое целое, то мож но дать след ующее определен ие.
В конф ликте про является сто лкновение про тивоположно на правленных целей, инт ересов, по зиций, мне ний или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В осн ове любого конф ликта лежит ситуация, включающая либ о про тиворечивые по зиции сто рон по какому-либо по воду, либ о про тивоположные цели или сред ства их до стижения в дан ных усл овиях, либ о не совпадение инт ересов.
А.Ф. Пеленев по д конф ликтом по нимает на иболее острый способ раз решения знач имых про тиворечий, во зникающих в про цессе взаимодействия, за ключающийся в про тиводействии субъектов конф ликта и об ычно со провождающийся не гативными эмоциями [57;41].
Для управленческой на уки и при кладной знач имости конф ликтологии на иболее близким и при емлемым буд ет, вероятно, след ующее определен ие: конф ликт – это норм альное про явление со циальных связей и от ношений между людьми, способ взаимодействия при сто лкновении не совместимых взглядов, по зиций и инт ересов, про тивоборство взаимосвязанных, но пре следующих сво и цели двух или бол ее сто рон [49;26].
По мне нию О.А. Воронцовой по д конф ликтом нужно по нимать раз новидность структур ного дис баланса, означающую не способность со хранить сис тему в ста ром качестве, не возможность вы полнения сис темой сво его внутр еннего пре дназначения, по терю сис темой устойчивости раз вития в пре жнем на правлении, на пре жнем уровне [16;31].
Разрешение конф ликта во зможно на не скольких уровнях, важн ейшим из кот орых являются управление и ре шение конф ликтов.
По мне нию Жарикова Е.С.: «Управление конф ликтами — это целенаправленное во здействие по устр анению (минимизации) при чин, по родивших конф ликтов, или на коррекцию по ведения уча стников конф ликта»[16;9].
В управлении конф ликт пре дставляет со бой от сутствие между двумя или бол ее сто ронами со гласия, кажд ая сто рона при это м де лает все , чтобы друг ая при няла им енно ее точку зрения, и пре пятствует друг ой сто роне сделать то же сам ое [49;53].