В настоящее время образование ориентировано на: компетентность в различных сферах жизни, устойчивую мотивацию к обучению на протяжении всей жизни, к профессиональному и личностному росту. Формирование компетенций учеников — одна из важнейших задач обучения.
Современные общеобразовательные школы ставят перед собой одну из самых сложных задач — научить школьника говорить по-английски бегло и грамотно, то есть так же, как на родном языке. Эта цель возможна только при соблюдении ряда условий: качественное преподавание, правильно подобранная учебная литература и ученик, который хочет слушать каждое слово учителя и делать то, что от него требуется.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что под коммуникацией подразумевается не только общение на высшем государственном уровне, но и общение для выполнения элементарных вещей: купить что-либо за рубежом, съездить в отпуск и многое другое. Не имея базовых навыков говорения, человеку будет сложно выразить то, что он хочет от окружающего мира. В этом случае, средняя школа преследует цель развития коммуникативных навыков, чтобы научить ребенка выражать свое мнение, отстаивать свою позицию.
Чтобы соответствовать международным стандартам, нужно уметь хорошо коммуницировать. Коммуникация — это не только общение на высшем государственном уровне, но и общение для решения базовых задач: покупать что-то за границей, поехать в отпуск в Европу и многое другое. Без базовых навыков разговорной речи человеку будет сложно выразить то, что он хочет от окружающего мира. В этом случае, средняя школа преследует цель развития коммуникативных навыков, чтобы научить ребенка выражать свое мнение и свои мысли, выражать свою позицию, отстаивать свою точку зрения.
Важно подчеркнуть, что роль учителя в процессе обсуждения колоссально важна и чрезвычайно сложна, поскольку он должен не только следить за грамотностью речи своего ученика, но и помогать ему прислушиваться к мнению своего оппонента во время обсуждения и научить его отстаивать свою точку зрения. Другими словами, не каждый учитель справится с такой задачей. Необходимо иметь достаточный уровень квалификации, иметь опыт преподавания дискуссии и устной речи, знать характеристики своих учеников: их сильные и слабые стороны и, конечно же, наличие качественной учебной литературы, которая помогает учителю добиться успеха на этом поприще очень важно.
Объект исследования — дискуссия как один из методов развития речевых навыков учащихся.
Предмет исследования — особенности формирования коммуникативных навыков учащихся старших классов.
Цель работы — рассмотреть дискуссию как один из методов формирования коммуникативных навыков.
Для достижения этой цели необходимо выполнить ряд задач:
- Изучить компетентностный подход в обучение иностранным языкам;
- Рассмотреть учебно-познавательную компетенцию как одну из важнейших компетенций;
- Определить дискуссию как эффективный метод формирования навыков на среднем этапе обучения;
- Проанализировать дискуссию как одну из форм коммуникативного обучения. Принципы дискуссионного обучения;
- Рассмотреть модель обучения дискуссии как комплекс упражнений.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
1.1. Компетентностный подход и ключевые компетенции
На современном этапе характер образования изменился, и теперь образование, ориентированное только на получение знаний, устарело. В постоянно меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества учащегося, как инициативность, новаторство, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность, способность к обучению, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию через осознанное и активное усвоение нового социального опыта.
Задачи школы — не только дать знания ученикам, но и разбудить в них личный мотив, привить интерес к учебе, тягу к самосовершенствованию, развить познавательные, творческие, коммуникативные качества, а главное, чтобы научить студентов учиться.
Исходя из этого, задача учителя — воспитать лидера, способного проявить себя и самореализоваться в любой сфере деятельности, нестандартно мыслить и формулировать новые перспективные цели.
Таким образом, можно сделать вывод, что подход, основанный только на знаниях, уходит в прошлое, уступая место современному компетентностному подходу в обучении и воспитании.
Компетентность — это заранее установленная норма учебной подготовки студента, которая необходима для эффективной, продуктивной деятельности в определенной сфере.
Компетентность — совокупность личностных качеств студента, обусловленная опытом его деятельности в определенной социально и личностно значимой сфере. Другими словами, этот термин означает, что студент обладает соответствующей компетенцией и включает в себя личное отношение к ней и предмету деятельности. Это набор качеств ученика (знания, умения, навыки, ) и минимальный опыт в этой сфере.
Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций:
- Ключевые компетенции — относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
- общепредметные компетенции — относятся к определенному кругу учебных предметов и областей образования;
- предметные компетенции — специфические по отношению к двум предыдущим уровням компетенций, которые имеют конкретное описание и возможность формирования в рамках академических предметов.
Ключевые компетенции базируются на основных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и личного опыта, а также на основных направлениях деятельности студента, что позволит ему овладеть социальным опытом, получить жизненные навыки и практическую деятельность в современных условиях.
С учетом этих позиций выделяются следующие группы ключевых компетенций:
Ценностно-семантические компетенции — компетенции, которые связаны с ценностными ориентациями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир и ориентироваться в нем, осознавать свою роль и цель, уметь выбирать целевые и смысловые установки за свои действия и поступки, чтобы принимать решения;
- общекультурная компетентность — знания и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семьи, социальных, социальных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; студенческий опыт освоения картины мира, расширения культурного и человеческого понимания мира;
- учебно-познавательные компетенции — совокупность компетенций обучающегося в области самостоятельной познавательной деятельности, включающая элементы логической, методической и общеобразовательной деятельности. В эту группу компетенций входят способы организации целеполагания, планирования, анализа рефлексии, самооценки. Студент овладевает творческими способностями (получение знаний непосредственно из окружающей действительности, использование приемов учебно-познавательных задач, умение действовать в нестандартных ситуациях). В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от предположений, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и других методов познания;
- информационные компетенции — навыки деятельности по отношению к информации по учебным предметам и образовательным сферам, а также в окружающем мире; умение использовать современные медиа и информационные технологии, поиск, анализ и выбор необходимой информации, ее преобразование, хранение и передачу;
- коммуникативная компетенция — знание языков, способов взаимодействия с окружающими и далекими событиями и людьми; навыки работы в группе, команде, владение различными социальными ролями, умение представиться, написать письмо, заявку, заполнить анкету, задать вопрос, обсудить и т. д ;
- социально-трудовые компетенции — выполнение роли гражданина, члена семьи, знания в области профессионального самоопределения и др.
компетенция самосовершенствования личности — овладение методами физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Студент осваивает методы деятельности в своих интересах и возможностях. Это выражается в его постоянном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств. Это также выражается в формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
Что касается урока английского языка, то опираясь на стандарты основного общего образования на иностранном языке, ставятся задачи для достижения качественно новых целей в изучении этого языка. Основная цель — развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее компонентов — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, образовательной и познавательной.
- речевая компетенция — развитие коммуникативных навыков по четырем основным видам речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо. (Студент функционально использует изучаемый язык как средство общения и как средство познавательной деятельности, понимает аутентичные тексты на иностранном языке, в том числе ориентированные на выбранный профиль, может передавать информацию в связных аргументированных высказываниях, планирует свои вербальные и невербальные поведение с учетом статуса партнера по общению);
- лингвистическая компетенция — овладение новыми языковыми средствами(фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с выбранными для основной школы темами, сферами и ситуациями общения; овладение знаниями о языковых явлениях изучаемого языка, различных способах выражения мыслей на родном и изучаемом языках;
- социокультурная компетентность — знакомство учащихся с культурой, традициями и реалиями страны изучаемого иностранного языка в рамках сфер и ситуаций общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим характеристикам учащихся основной школы на разных ее этапах (классах). V-VI и VII-IX); формирование умения представлять свою страну, свою культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
- компенсаторная компетентность — развитие навыков выхода из ситуации при нехватке языковых средств при получении и передаче информации;
- образовательная и познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих и специальных образовательных навыков, которые позволят использовать изучаемый язык для продолжения обучения и самообразования, улучшить учебную деятельность по овладению иностранным языком и повысить ее продуктивность. (Необходимо познакомить студентов с доступными им методами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий).
В центре компетентностного подхода в образовании являются личность учащегося и учебная деятельность, поскольку только продуктивный учебный процесс может обеспечить высокий уровень коммуникативной компетенции на иностранном языке.
Таким образом, процесс формирования коммуникативной компетенции на иностранном языке связан с развитием образовательной и познавательной компетенции учащегося.