ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
1.1 Специфика реализации исследовательской деятельности в школе
1.2 Формирование навыков исследовательской деятельности в преподавании истории
1.3 Роль учителя в исследовательской деятельности учащихся
1.4 Измерение уровня сформированности исследовательской компетентности у обучающихся
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ
2.1 Проблемы организации исследовательской работы учащихся при изучении истории в школе
2.2 Комплекс исследовательских заданий на уроках истории
2.3 Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности на уроках истории
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность. Исследовательская деятельность подразумевает деятельность учащихся, которая связана с решением творческих и исследовательских задач с заранее неизвестным результатом и предполагающих наличие основных характерных этапов для исследования в научной сфере, а именно: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Подобная цепочка является неотъемлемой частью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный творческий продукт, в результате устанавливающий ту или иную истину.
Необходимо научить учащихся среднего успеваемости самостоятельно учиться на уроках истории и добывать необходимые знания, учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать решения, критически мыслить. Ещё одним требованием является подготовка учеников к исследовательской деятельности на уроках истории, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска, что становится важнейшей задачей для учителя истории. Анализ содержания и результатов имеющихся исследований показывает, что не в полном объеме раскрыты:
- развивающий потенциал исследовательской деятельности;
- принципы ее организации в образовательном процессе школы;
- особенности построения педагогом (содержание и формы) совместной учебно-познавательной деятельности на всех ступенях обучения.
Объект исследования - исследовательское обучение истории в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - изучение методики исследовательской деятельности учащихся на уроках истории.
Цель исследования – теоретическое изучение проблемы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и разработка методических рекомендаций применения исследовательского подхода в процессе обучения истории.
Задачи исследования:
- описать применение исследовательского подхода в обучении, раскрыв историю вопроса и современное состояние проблемы;
- охарактеризовать способы организации исследовательской деятельности школьников на уроках истории;
- провести анализ программ исследовательского подхода в процессе обучения истории;
- охарактеризовать комплекс исследовательских заданий на уроках истории.
Методы исследования: анализ научной литературы; систематизация, классификация, обобщение и сравнение; эмпирические методы: анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
- Специфика реализации исследовательской деятельности в школе
Овладение исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования: начальной, основной, полной.
Организация данной работы для обучающихся в начальной школе требует учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте находится на этапе становления, что обуславливает ее специфические особенности: включение младшего школьника в исследовательскую деятельность основывается на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту; учитывая небогатый собственный опыт младшего школьника в исследовательской деятельности, значительную роль в организации исследовательской деятельности играют не только детские исследования, но и специальные занятия по формированию соответствующих умений; формирующиеся в процессе исследовательской деятельности исследовательские умения являются составной частью общеучебных умений, необходимых учащимся для успешной учебной деятельности. Специфика исследовательской деятельности младших школьников заключается в её многосубъектности.
Кроме учащегося и его научного руководителя субъектом деятельности выступают родители, без поддержки и помощи которых занятия младших школьников исследовательской деятельностью значительно затрудняются.
Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего перспективного развития. Длительность выполнения исследования целесообразно ограничивать 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий. Важно при этом ставить вместе с детьми учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как обще учебными умениями. Целесообразно в процесс работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших учащихся, родителей, коллег педагогов и руководителей)
Важно обеспечение педагогом целенаправленности и систематичности процесса развития исследовательских умений младших школьников. Существенную роль в этом играет технология организации исследовательской деятельности, согласно которой выстраиваются исследовательские занятия с применением игровых, исследовательских, проблемных и эвристических методов обучения.
Формирование исследовательской культуры у обучающихся в основной школе должно строиться в соответствии с возрастной спецификой, так как на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать школьника возможности выбора индивидуальной формы работы.
Исследовательская культура учащихся основной школы формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11-15 лет, связанных:
– с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели, к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий; инициативу в организации учебного сотрудничества;
– с осуществлением на каждом возрастном уровне (11-13 лет и 13-15 лет), качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;
– с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
– с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
– с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества – от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.
Источники:
1.1. Боголюбов А.С. Деятельность Ассоциации «Экосистема» по развитию исследовательской деятельности школьников // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей/ Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2017. 612 с.
1.2. Борзенко В.И., Обухов А.С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2019. - С. 80-88.
1.3. Внеклассная работа по географии: учебное пособие. Тамбов: изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2017. 40с.
1.4. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. - Ижевск, 2016.
1.5. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 2016. - С.84
1.6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития российской федерации / МЭРТ РФ - М., 2018.
1.7. Кузьмин С.В. Организация инновационной деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения: Методические рекомендации. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2018.
1.8. Ланина И.Я. Развитие интереса школьника к предмету. - М.: Просвещение, 2018. - С. 24.
1.9. Леонтович А.В. О реализации концепции профильного обучения в старшей школе на основе интеграции учреждений общего и дополнительного образования // Исследовательская работа школьников. - 2014. - №1. - С.33-38.
1.10. Леонтович А.В. К проблеме исследований в науке и в образовании / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2017. с.33-37
1.11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2014.
1.12. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы / Правительство Москвы, Департамент образования города Москвы - М., 2013.
1.13. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2016. - 224 с.
1.14. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. - М., 2020.
1.15. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации / Президент РФ, Кремль - М., 5.10.2008.
Литература:
2.1. Горбанев В.А. Концепция обновления географического образования в российской школе // География в школе. - 1996. - №6.
2.2. Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций / Калининградский ун-т. - Калининград, 2015.
2.3. Громова Л.А. Научная этика в руководстве исследовательской деятельностью школьников // География в школе. - 2018. - №7.
2.4. Душина И.В., Таможняя Е.А. Пути обновления методического мастерства учителя географии в период модернизации образования // География в школе. - 2019. - №3.
2.5. Ермилин А.И., Ермилина Е.В. Исторический опыт и современные проблемы организации исследовательской деятельности школьников в сфере дополнительного образования // Вестник новгородского государственного университета. - 2018. - №48.
2.6. Ерохина Н.Н. Исследовательская деятельность школьников при обучении географии в условиях сельской школы: автореф. дис... канд. пед. наук : 13.00.02. - СПб., 2018. - 18 с.
2.7. Иванайская Т.Л. Внеучебная деятельность как фактор профессионального самоопределения студента: Автореф.дис... канд. пед. наук: 13.00.02. - Оренбург, 2019.
2.8.Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей/ Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2016. 612 с.
2.9. Исследовательская деятельность учащихся. Научно-методический сборник в двух томах. Том I. Теория и методика: Сборник статей/ Под ред. А.С. Обухова. - М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2017. - 701 с.
2.10. Карпене Т.И. Учебно-исследовательская деятельность как универсальная основа развития познавательных способностей учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2017. - №1.
2.11. Козлова Е.В. Педагогические условия социального воспитанияшкольников во внеучебной деятельности: Дис... канд. пед наук. - Оренбург, 2016- 168с.
2.12. Образование: взгляд в будущее: Сборник лучших работ участников IV Всероссийского конкурса педагогов. - Обнинск: НОЦ «Росинтал», 2017. - 194 с.
2.13. Попова А.А. Проблемы организации исследовательской деятельности школьников по математике во внеурочное время // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
2.14. Щенёв В.А. Элементы исследовательского подхода на уроках географии в VII классе // География в школе. - 2018. - №5.