ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Реализация государственной экологической политики в Чеченской республике
1.1 Цели проведения в РФ единой государственной политики в области экологии
1.2 Система принятия решений по управлению охраной окружающей среды в ЧР
Глава 2. Государственное управление охраной окружающей среды и природопользованием на современном этапе развития Чеченской республики
2.1 Проблемы в области охраны окружающей среды
2.2 Плата за природные ресурсы в Чеченской республике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Здоровье человека, целых групп населения зависит от воздействия различных подсистем природной и социальной среды.
Возрастающие темпы изменения среды обитания приводят к нарушению взаимосвязи между ней и человеком, снижению адаптационных возможностей организма. Среда обитания может содержать такие вещества, с которыми организм в ходе эволюции не сталкивался и потому не имеет соответствующих анализаторных систем, сигнализирующих об их наличии.
Большое значение, поэтому имеет организация информационной системы «здоровья населения — окружающая среда», данные для которых могут собираться через государственную статистическую отчетность. Задача государственной информационной этой системы заключается в боре данных о загрязнении окружающей среды, состоянии здоровья населения. Глубокие изменения биосферы происходят стремительнее, чем темпы эволюции живых организмов. Поэтому в отлаженном тысячелетиями механизме взаимодействий среды и организма, связанном с характером и уровнем защитных функций последнего, может возникнуть дисбаланс.
Агрессивные экологические факторы повреждают хромосомы и вызывают мутации в генах, искажают наследственную информацию, в результате чего «больные» клетки начинают безудержно делиться. При этом раковые клетки не уничтожаются иммунной системой, предварительно ослабленной теми же негативными экологическими факторами.
Актуальность данной работы в том, что взаимосвязь потребностей человека в экологии рассматривается в глобальном смысле, с точки зрения влияния на первые всего мира. Здесь буду рассмотрены критерии этого вопроса с региональной точки зрения, в частности в Российской Федерации.
Целью данной курсовой работы станет рассмотрение основного направления по оздоровлению экологической обстановки ЧР.
Для достижения этой цели необходимо решении следующих задач:
рассмотрение общей экологической ситуации в РФ;
рассмотреть методы и цели управления экологией на современном этапе;
показать суть воздействия неправильной экологии на здоровье и общее существование человека.
Глава 1. Реализация государственной экологической политики в Чеченской республике
1.1 Цели проведения в РФ единой государственной политики в области экологии
Цели, направления, задачи и принципы проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии. Вступление в силу изменений федерального законодательства 1 января 2005 г. стало заметным событием общественной жизни и очередным шагом в развитии системы управления и охраны окружающей среды.
Государственная и региональная экологическая политика - самостоятельная сфера общественной жизни в области охраны окружающей среды и природных ресурсов, вершина экологической функции государства. Основными параметрами для характеристики экологической политики представляются: соотношение интересов, цели, принципы, направления, функции, задачи, тематические разделы, инструменты (механизм, средства, обеспечение, рычаги), формы, индикаторы, приоритеты, проблемы, лидеры, теоретики и практики, правовая основа [5, с.88].
Понимание экологической политики в широком смысле сочетает политологические, социологические, экономические и другие аспекты этого явления. Проблемы экологической политики, её содержание, вопрос о том насколько фактические действия органов соответствуют декларируемым целям, вопрос об отличии декларации от реальности это предмет отдельного исследования, преимущественно не юридического по своему содержанию.
Для развития гражданского общества как условия реализации государственной политики в области экологии необходимо совершенствование законодательства: для создания правовых условий, позволяющих гражданам участвовать в принятии и реализации экологически значимых решений, в том числе путём проведения опросов, общественных слушаний, общественных экспертиз и референдумов; в целях развития общественного экологического контроля, в том числе общественных инспекций [7, с.89].
Основными параметрами для характеристики экологической политики представляются: соотношение интересов, цели, принципы, направления, функции, задачи, тематические разделы, инструменты (механизм, средства, обеспечение, рычаги), формы, индикаторы, приоритеты, проблемы, лидеры, теоретики и практики, правовая основа. Понимание экологической политики в широком смысле сочетает политологические, социологические, экономические и другие аспекты этого явления. Проблемы экологической политики, её содержание, вопрос о том насколько фактические действия органов соответствуют декларируемым целям, вопрос об отличии декларации от реальности это предмет отдельного исследования, преимущественно не юридического по сво ему со держанию.
Стратегической целью госуд арственной по литики в об ласти экологии со гласно «Экологической до ктрины Российской Федерации» [8, с.32] является со хранение при родных сис тем, по ддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функ ций для устойчивого раз вития об щества, по вышения качества жизни, улучшения здоровья на селения и де мографической ситуации, об еспечения экологической без опасности стра ны. Государственная и ре гиональная экологическая по литика - сам остоятельная сфер а об щественной жизни в об ласти охраны окружающей сред ы и при родных ре сурсов, вершина экологической функ ции госуд арства.
Закон устанавливает пре зумпцию по тенциальной экологической опасности любой на мечаемой хозяйств енной и ино й де ятельности. Добросовестному инициатору на длежит де йствовать со образно при нятым об щественным норм ам, в том числе об еспечить со ответствие сво ей де ятельности госуд арственной экологической по литике. Политика об ладает бол ьшой степенью сам остоятельности и оказывает сил ьное влияние на эконом ику и друг ие сфер ы об щества. В это м план е прямо про является прак тическое знач ение рас сматриваемого во проса. В со ответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и при нципами между народного прав а госуд арства им еют суверенное прав о раз рабатывать сво и со бственные ре сурсы со гласно сво ей по литике в об ласти окружающей сред ы и не сут от ветственность за об еспечение того, чтобы де ятельность в рамках их юрисдикции или по д их контролем не на носила ущерба окружающей сред е друг их госуд арств или районов за пре делами де йствия на циональной юрисдикции (Конвенция о биологическом раз нообразии, ратифицирована Федеральным за коном Российской Федерации от 17.02.95 № 16-ФЗ[9]). За рубежом в качестве близких по знач ению к термину «экологическая по литика» при меняют термины «политика в сфер е устойчивого раз вития», а на звание «политическая экология» носит спец иальное учебное и на учное на правление. Современная экологическая по литика России про шла до лгий путь сво его ста новления. При это м ис тория ее раз вития на глядно про демонстрировала на м, что ре ализация экологической по литики за висит не тол ько от во площения ее на правлений в норм ативных акт ах, но и на прямую от уровня прав осознания и культ уры об щества [11, с.88].
К субъективным факт орам, влияющим на ре ализацию экологической по литики, от носятся: уровень прав осознания и экологического со знания чело века, уровень прав овой культ уры и экологической культ уры об щества; раз витие де мократических на чал в об ществе, способ ствующих акт ивному уча стию на селения и от дельно взятого чело века в управлении госуд арством и при нятии ре шения, уровень со циально-правовой акт ивности граждан и т.д. Современными учен ыми не однократно вы сказывалась по зиция о не готовности рос сийского об щества к пер еходу на качественно нов ый уровень от ношений с окружающей сред ой. Действительно, во сприятие про блематики экологической по литики на прямую за висит от ряда факт оров, рас сматривать кот орые не обходимо в раз резе того или ино го уровня масс овой культ уры и готовности об щества во спринимать нов ые тенденции со временного мира.
Концентрированным вы ражением теоретических по ложений в об ласти охраны окружающей сред ы в России сегодня является Экологическая до ктрина, одобренная Распоряжением Правительства от 31 августа 2002 г. N 1225-р.[10, с.28]. Она определяет цели, на правления, за дачи и при нципы про ведения в Российской Федерации един ой госуд арственной по литики в об ласти экологии на до лгосрочный пер иод.