Курсовая работа|Педагогика

Педагогическое мастерство дирижёра академическим хором и пути его совершенствования

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2022 | Страниц: 39

Введение

Глава 1. Теоретические основы педагогического мастерства

1.1 Сущность понятия «педагогическое мастерство»

1.2 Актуализация педагогического мастерства дирижера академическим хором

Выводы по первой главе

Глава 2. Методики совершенствования педагогического мастерства дирижера академическим хором

2.1 Пути совершенствования педагогического мастерства

2.2 Применение педагогического мастерства на примере А.М. Пазовского

Выводы по второй главе

Заключение

Актуальность исследования. Одним из важных направлений развития современной отечественной музыкальной культуры является сохранение и приумножение традиций музыкального исполнительства, в том числе хорового – это невозможно осуществить вне профессионального образования и развития будущих дирижеров-хормейстеров.

Профессиональная подготовка будущего дирижера – процесс сложный и многосторонний, включающий в себя как обретение большого количества знаний, умений и навыков, так и личностное становление музыканта, который призван стать лидером творческого коллектива, повести его за собой, открыть для музыкантов хора или оркестра значительные творческие перспективы, создать «команду», объединенную общими творческими устремлениями.

Сложность и «публичность» дирижерскойпрофессии требует от дирижера особенно глубоких и прочных знаний, опирающихсяна новые передовые идеи, как музыкальные, так и педагогические, только вэтом случае дирижер может влиять на хор своим авторитетом. Ведь безавторитета руководителя нет творческого коллектива.

Анализгенезиса профессии дирижера-хормейстера, процесса ее развития в эволюционном потоке саморазвития культуры, роли, которую она играла и играет в жизни общества, представляет значительный интерес для выявления специфики достижения профессионального успеха на современном этапе. И хотя профессия дирижера относительно молода, среди прочих музыкальных наук, динамика процессов, происходящих сегодня в социальной и культурной жизни нашей планеты, требует от современного музыканта, стремящегося достичь высот в своей профессии, осмысления ее сущности, анализа деятельности великих дирижеров прошлого и настоящего, выявления новых тенденций, адекватных требованиям времени.

Цель исследования – выявить и раскрыть процесс формирования и развития педагогического мастерства дирижера-хормейстера.

Объектисследования – профессиональное музыкальное образование дирижера-хормейстера.

Предмет исследования – профессиональные навыки дирижера-хормейстера.

Задачиисследования:

  1. рассмотреть специфику педагогического мастерства дирижера-хормейстера;
  2. определитьпараметры педагогического мастерства дирижера;
  3. изучить и проанализировать специальную литературу по вопросам профессиональной подготовки дирижера-хормейстера;
  4. раскрыть содержание основных навыков дирижера-хормейстера;

Методологическаяоснова исследования. Методология исследования имеет комплексный характер. Она опирается на такие исследовательские принципы, как диалектичность, системность, историзм, а также теоритический и художественно-эстетический анализ, позволяющие раскрыть целостность и полиструктурность изучаемой проблемы.

Методыисследования:

- анализ: специальной (теоретической, мемуарной, искусствоведческой и др.) литературы, посвященной профессиональной подготовке дирижера-хормейстера;

- наблюдение: публичной концертной деятельностью ведущих хоров г. Барнаула;

- беседа: с педагогами дирижерами, также ведущими активную концертную хоровую деятельность;

 

Глава 1. Теоретические основы педагогического мастерства

1.1 Сущность понятия «педагогическое мастерство»

Проблема педагогического мастерства рассматривалась многими педагогами-классиками (А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и другие) и современными педагогами (И.А.Зязюн, И.Исаева, В.А.Сластенин, А.А.Трущева и другие). Педагогическое мастерство учителя рассматривалось в творчестве выдающегося отечественного педагога ХХ века А.С. Макаренко, который создал систему и разработал принципы организации творческого педагогического коллектива.

По мнению данного ученого, педагогическое мастерство - это знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение. В работах педагога отмечается, что нередко педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как это лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства [28].

В своих трудах Макаренко подчеркивает, что овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой и оно формируется на основе практического опыта. Важнейшими составляющими профессионального мастерства считал педагогический такт, профессиональные знания, передовой педагогический опыт, гуманное отношение к ребенку.

Великий гуманист ХХ века В. Сухомлинский убедительно доказывал, что сущность педагогического мастерства заключается в умении влиять на сознание и чувства детей, глубоко проникать в духовный мир каждого воспитанника, используя наиболее эффективные методы и приемы обучения [5].

По определению Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной, педагогическое мастерство – это проявление высокого уровня педагогической деятельности, синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и личных качеств педагога, обеспечивает высокий уровень самоорганизации профессиональной работы [3].

Современные педагоги доказывают, что педагогическое мастерство основывается на гуманистической позиции педагога в общении с обучающимися, в создании среды сотрудничества и взаимоуважения. Овладение коммуникативными умениями осуществляется постепенно. В определении В.А. Сластенина и И. Исаева отмечается, что педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время определяет и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию [20].

Мастерство учителя, по мнению этих исследователей, представляет собой синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, характеризующих высокую эффективность педагогического процесса. К такому выводу ученые приходят в результате анализа соотношения понятий «педагогическая технология» и «мастерство учителя». При этом педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. По мнению ученых, совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство.

Исследователь А.А. Трущева определяет мастерство как «творческое выполнение профессиональной деятельности, интеграция сформированных профессионально важных качеств личности в индивидуальный стиль деятельности, постоянное совершенствование методик и технологий собственной профессиональной деятельности» [8].

По мнению В. А. Бодров, мастерство - это знание и умение, это весь опыт профессиональной деятельности, это некая система взглядов и убеждений [6]. Анализ данных определений показывает, что, по мнению ученых, «мастерство» в содержательном отношении близко к категории «профессионализм деятельности», так как в основе этих понятий лежит высокий уровень гибких профессиональных навыков и умений, с одной стороны, а с другой - речь не идет напрямую об уровне сформированности личностно-профессиональных качеств, «хотя очевидно, что система умений и навыков вряд ли может быть сформирована без них». Из этого следует, что для достижения профессионального мастерства необходимо обладать «определенным личностным потенциалом, или стартовыми личностными возможностями» - общими и специальными способностями, базовыми знаниями, мотивацией достижений, направленностью на саморазвитие, адекватной самооценкой.

Из представленных определений видно, что в содержательном отношении категория «мастерство» является важной составной частью категории «профессионализм», а также его необходимым условием. Таким образом, мастерство является качественным ориентиром каждой деятельности и определяется как характеристика педагогической деятельности высокого уровня.

Педагогическое мастерство проявляется в профессиональной деятельности педагога и в его личности на основе способности к творческой инициативности через реализацию собственной системы ценностей и заключается в обеспечении органического единства всех компонентов педагогического процесса, с учетом того, что изменения в одном из них закономерно отражаются на изменениях в других.

Педагогическое мастерство является важной составляющей профессиональной деятельности педагога. Под педагогической деятельностью рассматривают разновидность профессиональной деятельности, направленной на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания [2].

Согласно С.Д. Якушевой, педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика (учеников), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования [2].

По оценке исследователей, специфика профессиональной педагогической деятельности заключается в следующем [7]:

1) совокупности определенных физических и интеллектуальных сил и способностей педагога, благодаря которым он успешно ведет целесообразную деятельность по воспитанию и обучению. Среди них важнейшими являются организаторские способности;

2) своеобразия объекта педагогического труда, который одновременно становится субъектом этой деятельности. Активность учащихся как субъектов педагогического труда, во многом определяется уровнем их организационных знаний и умений;

3) своеобразия средств труда преподавателя, значительная часть которых - духовные;

4) взаимосвязи между подсистемами: интеллектуальные и физические силы педагога, совокупность определенных объектов труда, совокупность средств и структуры деятельности.

  1. Андреева, Л. Методика преподавания хорового дирижирования / Л.Андреева. – М.: Музыка, 1969. – 118 с.
  2. Анисимов, А. Дирижер-хормейстер. Творческо-методические записи / изд. «Музыка», ленинградское отделение 1976. – с.
  3. Борисов Ю.П. В помощь обучающемуся технике дирижирования / Учеб. пособие для студентов 1 курса музыкально-педагогического факультета педагогических институтов и педучилищ Владимир, 1977. – 45 с.
  4. Безбородова, Л. А. Дирижирование: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и музыкальных колледжей / Л.А. Безбородова. – М.: Флинта, 2000. – 216с.
  5. Васильев, В. Очерки о дирижерско-хоровом образовании: Преемственность традиций и тенденция развития / В. Васильев. – Л.: Музыка, 1991. – 118с.
  6. Гинзбург, Л.М. На пути к теории // Дирижерское исполнительство: Практика, история, эстетика / Сост. Л. Гинзбург. – М., 1975.
  7. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В.В. Емельянов. 4-е изд., - СПб.: изд «Лань», 2004. – 192 с.
  8. Живов, В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.Л. Живов. – М.: изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с.
  9. Иванов-Радкевич, А.П. О воспитании дирижера / А.П. Иванов-Радкевич. – М.: изд. «Музыка», 1973. – 77с.
  10. Казачков, С.А. Дирижерский аппарат и его постановка / С.А. Казачков. – М.: Музыка, 1967. – 110 с.
  11. Казачков, С.А. От урока к концерту / С.А. Казачков // Изд. Казанского университета 1990. – 343 с.
  12. Колесса, Н.Ф. Основы техники дирижирования / Н.Ф. Колесса. – Киев «Музична Украiна» 1981, 206 с.
  13. Кондрашкин, К.П. О дирижерском искусстве / К.П. Кондрашкин. – М., 1970. – с.
  14. Краснощеков, В.И. Вопросы хороведения / В.И. Краснощеков. – М.: изд. «Музыка»1969. – 299 с.
  15. Менабени, А.Г. Методика обучения сольному пению: учебн. пособие для студентов пед. ин-тов / А.Г. Менабени. – М.: Просвещение, 1987. – 95 с.
  16. Мусин, И. Техника дирижирования / И. Мусин. – Л.: Музыка, 1967. – 351 с.
  17. Мусин, И. О воспитании дирижера: Очерки / И. Мусин. – Л.: Музыка, 1987. – 247 с.
  18. Ольхов, К.А. Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров / К.А. Ольхов. Ленинградское отделение: изд. «Музыка», 1979. – 198 с.
  19. Сивизьянов, А.С. Проблема мышечной свободы дирижера хора (начальное обучение) / А.С. Сивизьянов. – М.: Музыка, 1983. – 55 с.
  20. Соколов В.Г. Работа с хором / В.Г. Соколов. – М., 1961. – с.
  21. Уколова, Л.И. Дирижирование: Учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования / Л.И. Уколова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с.
  22. Хайкин, Б.Э. Беседы о дирижерском ремесле: Статьи / Б.Э. Хайкин. – М., 1984.
  23. Чесноков, П.Г. Хор и управление им / П.Г. Чесноков. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1961. – 238 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское