Актуальность исследования. Одним из важных направлений развития современной отечественной музыкальной культуры является сохранение и приумножение традиций музыкального исполнительства, в том числе хорового – это невозможно осуществить вне профессионального образования и развития будущих дирижеров-хормейстеров.
Профессиональная подготовка будущего дирижера – процесс сложный и многосторонний, включающий в себя как обретение большого количества знаний, умений и навыков, так и личностное становление музыканта, который призван стать лидером творческого коллектива, повести его за собой, открыть для музыкантов хора или оркестра значительные творческие перспективы, создать «команду», объединенную общими творческими устремлениями.
Сложность и «публичность» дирижерскойпрофессии требует от дирижера особенно глубоких и прочных знаний, опирающихсяна новые передовые идеи, как музыкальные, так и педагогические, только вэтом случае дирижер может влиять на хор своим авторитетом. Ведь безавторитета руководителя нет творческого коллектива.
Анализгенезиса профессии дирижера-хормейстера, процесса ее развития в эволюционном потоке саморазвития культуры, роли, которую она играла и играет в жизни общества, представляет значительный интерес для выявления специфики достижения профессионального успеха на современном этапе. И хотя профессия дирижера относительно молода, среди прочих музыкальных наук, динамика процессов, происходящих сегодня в социальной и культурной жизни нашей планеты, требует от современного музыканта, стремящегося достичь высот в своей профессии, осмысления ее сущности, анализа деятельности великих дирижеров прошлого и настоящего, выявления новых тенденций, адекватных требованиям времени.
Цель исследования – выявить и раскрыть процесс формирования и развития педагогического мастерства дирижера-хормейстера.
Объектисследования – профессиональное музыкальное образование дирижера-хормейстера.
Предмет исследования – профессиональные навыки дирижера-хормейстера.
Задачиисследования:
- рассмотреть специфику педагогического мастерства дирижера-хормейстера;
- определитьпараметры педагогического мастерства дирижера;
- изучить и проанализировать специальную литературу по вопросам профессиональной подготовки дирижера-хормейстера;
- раскрыть содержание основных навыков дирижера-хормейстера;
Методологическаяоснова исследования. Методология исследования имеет комплексный характер. Она опирается на такие исследовательские принципы, как диалектичность, системность, историзм, а также теоритический и художественно-эстетический анализ, позволяющие раскрыть целостность и полиструктурность изучаемой проблемы.
Методыисследования:
- анализ: специальной (теоретической, мемуарной, искусствоведческой и др.) литературы, посвященной профессиональной подготовке дирижера-хормейстера;
- наблюдение: публичной концертной деятельностью ведущих хоров г. Барнаула;
- беседа: с педагогами дирижерами, также ведущими активную концертную хоровую деятельность;
Глава 1. Теоретические основы педагогического мастерства
1.1 Сущность понятия «педагогическое мастерство»
Проблема педагогического мастерства рассматривалась многими педагогами-классиками (А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и другие) и современными педагогами (И.А.Зязюн, И.Исаева, В.А.Сластенин, А.А.Трущева и другие). Педагогическое мастерство учителя рассматривалось в творчестве выдающегося отечественного педагога ХХ века А.С. Макаренко, который создал систему и разработал принципы организации творческого педагогического коллектива.
По мнению данного ученого, педагогическое мастерство - это знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение. В работах педагога отмечается, что нередко педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как это лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства [28].
В своих трудах Макаренко подчеркивает, что овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой и оно формируется на основе практического опыта. Важнейшими составляющими профессионального мастерства считал педагогический такт, профессиональные знания, передовой педагогический опыт, гуманное отношение к ребенку.
Великий гуманист ХХ века В. Сухомлинский убедительно доказывал, что сущность педагогического мастерства заключается в умении влиять на сознание и чувства детей, глубоко проникать в духовный мир каждого воспитанника, используя наиболее эффективные методы и приемы обучения [5].
По определению Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной, педагогическое мастерство – это проявление высокого уровня педагогической деятельности, синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и личных качеств педагога, обеспечивает высокий уровень самоорганизации профессиональной работы [3].
Современные педагоги доказывают, что педагогическое мастерство основывается на гуманистической позиции педагога в общении с обучающимися, в создании среды сотрудничества и взаимоуважения. Овладение коммуникативными умениями осуществляется постепенно. В определении В.А. Сластенина и И. Исаева отмечается, что педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время определяет и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию [20].
Мастерство учителя, по мнению этих исследователей, представляет собой синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, характеризующих высокую эффективность педагогического процесса. К такому выводу ученые приходят в результате анализа соотношения понятий «педагогическая технология» и «мастерство учителя». При этом педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. По мнению ученых, совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство.
Исследователь А.А. Трущева определяет мастерство как «творческое выполнение профессиональной деятельности, интеграция сформированных профессионально важных качеств личности в индивидуальный стиль деятельности, постоянное совершенствование методик и технологий собственной профессиональной деятельности» [8].
По мнению В. А. Бодров, мастерство - это знание и умение, это весь опыт профессиональной деятельности, это некая система взглядов и убеждений [6]. Анализ данных определений показывает, что, по мнению ученых, «мастерство» в содержательном отношении близко к категории «профессионализм деятельности», так как в основе этих понятий лежит высокий уровень гибких профессиональных навыков и умений, с одной стороны, а с другой - речь не идет напрямую об уровне сформированности личностно-профессиональных качеств, «хотя очевидно, что система умений и навыков вряд ли может быть сформирована без них». Из этого следует, что для достижения профессионального мастерства необходимо обладать «определенным личностным потенциалом, или стартовыми личностными возможностями» - общими и специальными способностями, базовыми знаниями, мотивацией достижений, направленностью на саморазвитие, адекватной самооценкой.
Из представленных определений видно, что в содержательном отношении категория «мастерство» является важной составной частью категории «профессионализм», а также его необходимым условием. Таким образом, мастерство является качественным ориентиром каждой деятельности и определяется как характеристика педагогической деятельности высокого уровня.
Педагогическое мастерство проявляется в профессиональной деятельности педагога и в его личности на основе способности к творческой инициативности через реализацию собственной системы ценностей и заключается в обеспечении органического единства всех компонентов педагогического процесса, с учетом того, что изменения в одном из них закономерно отражаются на изменениях в других.
Педагогическое мастерство является важной составляющей профессиональной деятельности педагога. Под педагогической деятельностью рассматривают разновидность профессиональной деятельности, направленной на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания [2].
Согласно С.Д. Якушевой, педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика (учеников), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования [2].
По оценке исследователей, специфика профессиональной педагогической деятельности заключается в следующем [7]:
1) совокупности определенных физических и интеллектуальных сил и способностей педагога, благодаря которым он успешно ведет целесообразную деятельность по воспитанию и обучению. Среди них важнейшими являются организаторские способности;
2) своеобразия объекта педагогического труда, который одновременно становится субъектом этой деятельности. Активность учащихся как субъектов педагогического труда, во многом определяется уровнем их организационных знаний и умений;
3) своеобразия средств труда преподавателя, значительная часть которых - духовные;
4) взаимосвязи между подсистемами: интеллектуальные и физические силы педагога, совокупность определенных объектов труда, совокупность средств и структуры деятельности.