Введение
- Теоретические основы изучения социально–педагогических аспектов формирования социальной активности личности
1.1 Понятие и сущность социальной активности
1.2 Педагогический аспект формирования социальной активности личности
Выводы по первой главе
- Характеристика социальной активности современной российской молодежи
2.1 Особенности проявлений социальной активности современной молодежи в российском обществе
2.2 Сферы деятельности социально активной молодежи
2.3 Исследование социально активных позиций молодежи России
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования заключается в том, что социально-педагогические аспекты становления и развития личности современного человека связаны с его общественными способами самоопределения и самореализации. Современный человек может и должен самостоятельно решать задачи, связанные не только с социальной адаптацией, но и с нахождением направлений и способов творческой самореализации себя в общественной жизни. При этом педагогически важно, при каких условиях этот процесс будет проходить для него наиболее эффективно. В связи с этим одной из важнейших задач современного высшего образовательного учреждения становится развитие социальной активности личности студента. Именно от нее зависит эффективное осуществление социально-профессиональных функций и ролей.
Социально-педагогическая активность личности изучается на разных уровнях. Разрабатываются ее методологический аспект (К.А. Абульханова-Славская, Е.А. Ануфриев, Г.С. Арефьева, Т.П. Богданова, А.П. Петров и др.); социальный аспект (А.С. Капто, Т.С. Лапина и др.); социологический аспект (Б.Ф. Ломов, В.Г. Маралов и др.); педагогический аспект (Т.Н. Мальковская, Г.В. Мухаметзянова, В.Ш. Масленникова, В.А. Ситаров, В.А. Сластенин, Ю.П. Сокольников и др.).
Проблемы построения демократического общества, определение способов взаимодействия человека с обществом, вопросы о правах и обязанностях граждан, о необходимости их участия в жизни общества находятся в центре внимания современных российских ученых, поскольку в настоящее время без участия подростков и молодежи невозможно создание гражданского общества и правового государства.
Многие современные исследователи воспринимают молодежь лишь в качестве объекта воспитания, внушения, воздействия. Однако это означает лишение молодежи возможности осуществления своей главной миссии – новаторского и творческого функционирования в социуме.
Социальная активность – это потребность и способность индивида или группы в конкретном социальном действии, влекущем изменение статуса субъекта и/или воздействие с целью изменения социальной ситуации, при этом обязательно происходит взаимодействие с социумом.
Объектом работы является социальная активность личности.
Предметом исследования являются социально–педагогические аспекты формирования социальной активности личности.
Цель работы – раскрыть особенности социально–педагогических аспектов формирования социальной активности личности.
В соответствии с поставленной целью определим задачи работы:
- Рассмотреть теоретические аспекты изучения социально–педагогических аспектов формирования социальной активности личности;
- Исследовать практику реализации социально–педагогических аспектов формирования социальной активности личности;
- Охарактеризовать особенности формирования социальной активности личности.
Структура исследования определена характером исследуемых в ней проблем. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя пункты, заключения, списка литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ изучения СОЦИАЛЬНО–ПЕДАГОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ формирования СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ личности
1.1 Понятие и сущность социальной активности
Социальная активность рассматривается в качестве самостоятельной категории в психологии и социологии. В других науках этот вопрос затрагивается для изучения какого-либо явления или феномена.
Термин« социальная активность» в условиях становления постнеклассической научной картины мира фундаментально вошел в систему понятий целого ряда социально – гуманитарных наук: педагогики, социологии, психологии, философии. Термин «социальная активность» трактуется весьма противоречиво, несмотря на массовое распространение, в научной литературе существует неоднозначность в определении этого термина. Это связанно со сложностью самого понятия, а так же разнообразием проявления форм и видов« социальной активности» [1, с. 186].
Социальная активность проявляется как особое качество, как способность действовать сознательно, как способность не только приспосабливаться к внешней действительности, но и изменять ее, то есть приспособлять среду к своим интересам, причем в этом взаимодействии со средой личность изменяет и саму себя.
Педагогическая наука это понятие рассматривается с разных позиций.
За последние годы в педагогической науке понятие «социальная активность» рассматривалось с разных позиций и претерпело изменения.
Социальную активность можно рассматривать в двух полярных измерениях – как позитивную и как негативную. Традиционно психология обсуждает социальную активность как сознательную направленность на изменение обстоятельств, других людей и самого индивида для пользы общества, как ответственность за преобразование обстоятельств. Именно в такой форме проявляется позитивная активность. Однако в человеческом обществе формируются также и отчужденные от человечества вообще и от любого человека, стоящего на пути, социально опасные личности, которые тоже творят и изменяют обстоятельства, обладают рефлексией, действуют сознательно, предвосхищая результаты своих действий. Но по своей направленности они асоциальны, лишены чувства ответственности за людей. Асоциальные формы воздействия на общество следует отнести к негативной социальной активности.
Социальная активность в психологическом аспекте может быть определена через: мотивы поведения, смысловые системы, ценностные ориентации, конкретную направленность ее на решение общественных задач, в способности личности быть представленной в других, продолжении себя в других.
Социальная активность связана с превращением интереса в фактор действия, с познанием и целеполаганием. С позиции философии – это понятие, отображающее характер функционирования индивидов и социальных групп в обществе.
Социология рассматривает социальную активность как свойство личности, ее способность к преобразованию как природной, так и социальной среды для своего существования. На социальную активность личности и ее изменение влияют внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам относятся природные и генетические особенности личности, ее характер, уровень социализированности, культуры, сознание, потребности и т.д. Все это тесно связано между собой. К внешним факторам относятся факторы окружающей социальной и природной среды, в которых личность функционирует [4, с. 122].
Таким образом, понятие «социальная активность» сегодня трактуется в широком и узком смыслах. Под социальной активностью в широком смысле понимается качество, отражающее уровень социальности личности, т.е. ее связи с социальным целым, готовность действовать в интересах общества, глубина принятия общественных интересов. А в узком смысле под социальной активностью понимается качество личности, выражающее ее связи с определенной социальной общностью.