Курсовая работа|Педагогика

Современные технологии в преподавании истории

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 31

Введение

Глава 1. Современные педагогические технологии

1.1 Социальные функции современного учителя

1.2 Классификации педагогических технологий

1.3 Условия (требования) к организации педагогического технологического процесса в обучении

Глава 2. Современные технологии на уроках истории

2.1 Опыт применения педагогических технологий в процессе преподавания истории в общеобразовательных школах

2.2 Использование педагогических технологий на уроках истории в 5-6 классах

Заключение

Список литературы

В современной педагогике существует множество технологий обучения. Каждая из них имеет какие-то особенности, отличия, но все они похожи в одном: каждая технология основана на определенной педагогической концепции. Именно концепция определяет направленность, структурные составляющие и предполагаемый результат педагогического процесса. Обстоятельный анализ проведенных историко-педагогических исследований позволяет констатировать, что педагогическая технология выступала предметом дискуссий и научных споров в течение многих столетий. Ни один выдающийся педагог не мог обойти эту проблему. Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, утверждал Я.А. Коменский, только при этом условии его работа будет высоко результативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем.

На сегодняшнем этапе развития образования разрабатываются и внедряются в учебный процесс новые современные педагогические технологии, позволяющие подать материал учащимся так, чтобы это было интересно и результативно.

Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. Также новые концепции образовательного стандарта требуют иных подходов в организации учебного процесса.

В этой связи необходимо учитывать те новые цели и задачи, которые определяют направление развития современной системы исторического образования:

адаптация детей к современной социокультурной среде;

активизация использования компьютерных технологий для освоения содержания образования и общего развития детей;

интеграция технологий медиаобразования в систему развивающих занятий для активизации познавательной деятельности школьников.

В этих условиях чрезвычайно важной становится задача определения путей целенаправленного формирования образовательной среды, позволяющей использовать современные педагогические технологии и способствующей реализации максимальной самостоятельности обучаемого на уроке, а также использование современного программно-методического обеспечения в процессе обучения.

Проблема современных педагогических технологий получила широкое освещение в научной литературе. Новые педагогические разработки все чаще находят применение в образовательном процессе. Однако до сих пор не теряют своей актуальности высокоэффективные педагогические системы Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Д. Локка, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. В 1970-1980-е гг. новые педагогические системы создали Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, М.П и.т.д.

Цель исследования - теоретический обзор современных педагогических технологий, используемых на уроках истории в школе

Задачи исследования:

  1. Раскрыть сущностные характеристики понятия "педагогическая технология".
  2. Рассмотреть классификации педагогических технологий;
  3. Проанализировать современные педагогические технологии.
  4. Выявить условия (требования) к организации технологического процесса в обучении.

Объект исследования - педагогические технологии.

Предмет исследования - условия применения педагогических технологий в образовательном процессе.

 

Глава 1. Современные педагогические технологии

1.1 Социальные функции современного учителя

На современном этапе развития педагогической науки меняется содержание и направленность образования, продиктованные новыми концептуальными подходами гуманизации, личностной ориентации, поликультурности и глобализации. Сегодня стратегия модернизации российского образования предполагает реализацию нового для нашей системы образования компетентностного подхода. При сохранении фундаментальности образования должна быть усилена его практическая жизненная направленность.

В структуре ключевых компетентностей значительное место уделено социальной компетентности как готовности и способности к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах, как единству социальной адаптированности и мобильности.

Сегодня необходимо говорить о развитии социальной компетентности педагогов как о главном условии формирования социальной компетентности школьников. Современный учитель должен активно работать с социальным педагогом. Можно сказать о том, что на сегодняшний день учитель выполняет некоторые функции социального педагога в своей работе с учащимися, например:

  • формирование нравственного сознания, нравственных качеств, социально значимых ориентаций и установок в жизненном самоопределении и нравственного поведения;
  • оказание комплексной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки;
  • обеспечение, сохранение и укрепление физического, психологического, социального, нравственного здоровья личности.

Правильно организованная социально-педагогическая деятельность предполагает ориентацию на личность, индивидуальность, раскрытие сущностных сил ребенка, оказание ему комплексной социально-психолого-педагогической помощи в решении личностных проблем и, самое главное, в осознании себя субъектом собственной жизни.

Социально-педагогическая деятельность всегда должна быть адресной, направленной на конкретного ребенка, на решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество. 

Первоначально многие педагоги не делали различий между технологией обучения, обучающей технологией и педагогической технологией. Термин "педагогическая технология" использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств. В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

В толковом словаре технология рассматривается как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Б. Т Лихачёв считает, что педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

По мнению же В.П. Беспалько, педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса.

И.П. Волков в своих работах высказывает мысль о том, что педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения.

Ещё один исследователь В.М. Шепель приходит к выводу, что ехнология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.

Другой точки зрения придерживается М. Чошанов. Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы.

В.М. Монахов акцентирует внимание на структуре педагогической технологи и представляет её как модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя

ЮНЕСКО считает педагогическую технологию системным методом создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования

Можно привести ещё одно определение, которое даёт М.В. Кларин. По его мнению, педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Анализируя различные определения, можно выделить существенные черты современных трактовок понятия "педагогическая технология". Педагогическая технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе её лежат определённые ценности ориентации и целевые установки автора или коллектива, которые должны воплотиться в ожидаемом результате.

В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

Понятие "педагогическая технология" может быть представлено тремя аспектами.

1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Далее приступая к анализу особенностей реализации педагогических технологий в образовательном процессе необходимо обратиться к исследователям в области социальных технологий, т.к. Л.В. Мардахаев считает, что социально-педагогическая технология - один из сложившихся на основе предшествующего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной социально-педагогической цели. Она может рассматриваться: как обоснование (описание) этапов, методов и средств социально-педагогической деятельности, обеспечивающих достижение определенного результата; как целесообразная, оптимальная последовательность деятельности, направленная на достижение определенной социально-педагогической цели.

В какой мере можно сегодня говорить о технологизации социально-педагогической деятельности? Специалисты не пришли к единому мнению.

Л.В. Мардахаев полагает, что в каждой конкретной ситуации социальному педагогу необходимо уяснить:

Социально-педагогическую цель (к чему стремиться, чего следует добиваться);

Условия ее реализации;

Особенности и возможности объекта;

Особенности места реализации;

Возможности по времени для реализации цели;

Особенности субъекта социально-педагогической деятельности, его возможности.

  1. Ажунова А.З. Современный урок ис тории в школе // Преподавание ис тории в школе. - 2018. - № 8.
  2. Андриенко А.В. Анализ про блемных ситуаций как способ  акт ивизации мыслительной де ятельности уча щихся // Преподавание ис тории в школе. - 2017. - № 6.
  3. Беспалько В.Г. Педагогика и про грессивные тех нологии об учения. - М., 1995.
  4. Борытко, Н.М. Педагогические тех нологии: Учебник для студентов педагогических вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; Под ре д.Н.М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2016. - 59 с.
  5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня пре подавать ис торию в школе. - М.: Просвещение, 1999.
  6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика пре подавания ис тории в школе. - М.: ВЛАДОС, 1999.
  7. Гузеев В.В. Образовательная тех нология: от  при ема до  философии. - М., 1996.
  8. Захарова, И.Г. Информационные тех нологии в об разовании: [учебное по собие для вы сших педагогических учебных за ведений] / И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2017.
  9. Кулагина Г.А. Сто игр по  ис тории. - М., 1967.
  10. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные тех нологии. - М.: Педагогическое об щество России, 2018.
  11. Мардахаев Л.В. Методика и тех нологии раб оты со циального педагога. - М., 2018.
  12. Махмутов М.И. Организация про блемного об учения. - М. Педагогика. - 1977
  13. Монахов В.М. От традиционной мет одики к нов ой тех нологии об учения. - М., 1993.
  14. Морев И.А. Образовательные инф ормационные тех нологии. Часть 2. Педагогические из мерения: Учебное по собие. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2017. - 174 с.
  15. Педагогические тех нологии: Учебник для студентов педагогических ву-зов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. Под ре д.Н.М. Бо-рытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2016. – с. 328.
  16. Педагогика, Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н., 2017. - 371 С.
  17. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство пре подавания. - М., 1999.
  18. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая тех нология и ее гуманистическая модернизация. - М.: НИИ школьных тех нологий, 2018. - 144 с. (Серия "Энциклопедия об разовательных тех нологий").
  19. Селевко Г.К. Современные об разовательные тех нологии: Учебное по собие. - М.: Народное об разование, 1998. - C.154
  20. Сидоров С.В. Педагогика (педагогические тех нологии): Методиче-ские материалы для по дготовки студентов к семинарским за нятиям. - Шадринск, 2005. - 32 с.
  21. Хуторской, А.В. Эвристическое об учение / А.В. Хуторской. - М.: Просвещение, 1998.345 с.
  22. Шакурова М.В. Методика и тех нология раб оты со циального педагога: Учеб. по собие для студ. вы сш. пед. учеб. за ведений. Под ре д. Шакуровой М.В. - 2-е из д., стереотип. - М.: Издательский цен тр «Академия», 2017.
  23. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и тех нология раб оты со циального педагога: Учеб. по собие для студ. вы сш. пед. учеб. за ведений / Под ре д.В.А. Сластенина. - М.: Издательский цен тр "Академия", 2001.
  24. Рузова Л.М., Использование со временных педагогических тех нологий в школьных курсах ис тории и об ществознания [электронный ре сурс] - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - Режим до ступа: http://festival.1september.ru/articles/529036/

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское