Введение
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных умений у младших школьников
1.1 Понятие коммуникативные умения
1.2 Специфика коммуникативных умений
1.3 Особенности развития коммуникативных умений у младших школьников
Глава 2. Развитие коммуникативных умений младших школьников в начально школе
2.1 Изучение опыта учителей по проблеме развития коммуникативных умений младших школьников
2.2 Комплекс заданий по развитию коммуникативных умений младших школьников
Заключение
Список использованной литературы
Важным фактором полноценного формирования личности младшего школьника является его общение с взрослыми и сверстниками. Сфера коммуникации - необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. Именно в ней человек осуществляет свои профессиональные и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки - это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации.
Необходимость ориентировать процесс обучения на формирование готовности личности к постоянно меняющимся запросам социума, к сотрудничеству с другими людьми, на сегодняшний момент уже не вызывает сомнений. В основу исследования положены теоретические концепции коммуникативной деятельности Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В.А. Кан-Калика, Б.Ф. Ломова, А.М. Мудрика, М.М. Бахтина.
Анализ научно-теоретической литературы показал, что вопросы общей подготовки обучающихся к общению, готовности к нему, развития отдельных качеств личности, коммуникативных умений и навыков общения представлены в педагогической науке достаточно широко. Исследования показывают, что формирование коммуникативных умений можно начинать с самого раннего возраста, однако, процесс этот должен строиться на четкой системе знаний, которые характеризуют тот или иной возрастной этап развития ребенка - дошкольника или школьника. Этот процесс требует продуманной организации и специальной методики. С целью разрешения данного противоречия выбрана тема исследования: Развитие коммуникативных умений младших школьников в процессе обучения.
Все вышеперечисленное указывает на актуальность выбранной нами темы.
Объект исследования: коммуникативные умения младших школьников.
Предмет исследования: развитие коммуникативных умений младших школьников.
Цель исследования: описать развитие коммуникативных умений младших школьников.
Задачи исследования:
- Раскрыть по нятие коммуникативных уме ний.
- Проанализировать спец ифику коммуникативных уме ний.
- Определить особ енности раз вития коммуникативных уме ний младших школьников.
- Изучить опыт учителей по про блеме раз вития коммуникативных уме ний младших школьников.
- Разработать комп лекс за даний по раз вития коммуникативных уме ний младших школьников.
Структура ис следования. Работа со стоит из введ ения, двух глав, включающих параграфы, за ключения, списка ис пользованной литературы и при ложения.
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных умений у младших школьников
1.1 Понятие коммуникативные уме ния
В со временной на уке существ уют раз личные точки зрения на по нятие «коммуникативные уме ния». К их числу Т. А. Ладыженская от несла те, кот орые не обходимы чело веку для адекватного вы ражения со бственной или по нимания чужой мысли: определен ие тем ы; рас крытие осн овной мысли вы сказывания; сбор и сис тематизация материала; по строение текст а в определен ном жанре или в рамках определен ного типа ре чи; прав ильное форм улирование со бственных мыслей; ре дактирование [9].
Коротко характер изуя кажд ое из них, скажем, что главное - это уме ние определять тем у, по скольку «прежде чем при ступить к раб оте на д текст ом, нужно по нять тем у, определить ее об ъем и границы, на капливать материал, сис тематизировать его в со ответствии с коммуникативной за дачей» [2] - учен ик до лжен по нимать кажд ое слов о в форм улировке тем ы. Умение рас крыть осн овную мысль (то, что гов орится о пре дмете вы сказывания) пре дполагает способ ность вы членить из текст а вы сказывание, по дчиненное осн овной мысли. Она мож ет бы ть ясна из форм улировки тем ы, в про тивном слу чае требуется бол ее тщательная раб ота по ее по иску в текст е.
Безусловно, форм ированием двух упомянутых уме ний след ует за ниматься по стоянно.
Умение со бирать материал об еспечивает инф ормативность и со держательность текст а со чинений. Источниками материала, как прав ило, вы ступают и сам а жизнь, и ее от ражение в литературе (живописи и т. д.), по этому нужно учить де тей раб отать с книгой, вы деляя не обходимое, вним ательно рас сматривать карт ину, рис унок, иллюстрацию и т. п. Сбор материала мож ет оказаться до вольно длительным, по скольку он требует сис тематических на блюдений. Эту раб оту учитель мож ет об легчить, пре дложив опорные по нятия, указав на характер ные де тали. Когда осн овная мысль определен а, школьник способ ен со брать факт ический материал, кот орый по может ее рас крыть. Умение сис тематизировать материал пре дполагает тщательный анал из форм улировок пунктов план а, сред ств связи между час тями текст а. Формировать это уме ние - знач ит учить школьника про думывать по следовательность из ложения в со ответствии с тем ой и осн овной мыслью текст а.
Для вы работки уме ния строить текст в определен ном жанре / в рамках определен ного типа текст а не обходимо на учить определять типы текст а, их особ енности, структур у, характер ные языковые сред ства и стимулы для вед ущих ре чевых жанров.
Умение прав ильно вы ражать сво и мысли пре дполагает эффективно е вла дение род ным языком; со ответствующей по дготовке нужно от водить врем я на кажд ом уроке грамматики и раз вития ре чи.
По мне нию Т. А. Ладыженской, уме ние ре дактировать (исправлять, пер еделывать, улучшать на писанное) не мыслимо без во спитания языкового, в том числе и стилистического, чутья, без форм ирования у школьников по требности контролировать себя, со вершенствовать на писанное [9].
Перечисленные коммуникативные уме ния являются базовыми. На их осн ове форм ируются уме ния текст овые (Н. А. Ипполитова, Л. М. Лосева, М. Р. Львов и др.), жанровые (Л. Г. Антонова, Т. В. Матвеева, Т. В. Шмелева и др.) и риторические (Л. Н. Горобец и др.) [21].
Хотя концепция Т. А. Ладыженской считается традиционной, осн ованной на прав ильном по нимании, осознании и во спроизведении чужой или сво ей мысли, существ уют и друг ие точки зрения на это т во прос [9]. А. Н. Щукин по д ре чевым коммуникативным уме нием по нимает «способность чело века осуществлять то или ино е ре чевое де йствие в усл овиях ре шения коммуникативных за дач и на осн ове вы работанных на выков и при обретенных знаний» [16]. При так ом по дходе по нятия ре чевые уме ния и коммуникативные уме ния не раз граничиваются, что, на наш взгляд, не верно.
Исследователь О. В. Запятая при числяет к коммуникативным уме ния:
- точно, комп актно, без ис кажения вы ражать сво и мысли устно;
- оформлять вы сказывание письменно;
- слу шать, вникать в суть и ста вить во просы к про слушанному текст у;
- сам остоятельно из учать литературу по той или ино й тем е [4].
Они являются об щими и включают в себя ряд друг их конкретных уме ний.