Курсовая работа|Педагогика

Формирование пунктуационных навыков письма в начальной школе в период обучения грамоте при помощи стихотворных упражнений

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2022 | Страниц: 30

Введение

Пояснительная записка

1.1       Теоретическое обоснование проблемы

1.2       Описание проектируемого продукта

Практическая часть

2.1        Организационно-методическое обеспечение и реализация проекта

2.2       Методические рекомендации по использованию продукта

Список литературы

Словарь

Обоснование актуальности темы. Важнейшей задачей преподавания русского языка на уровне начального общего образования является развитие и формирование грамотности обучающихся. Первое знакомство с «Прописью» и «Букварем» происходит в период обучения грамоте. В данный период обучения школьники знакомятся с буквами, звуками, учатся читать слоги и отдельные слова, однако, изучению пунктуации отводится недостаточное внимание. Пунктуационные знаки оказываются вне поля зрения первоклассников. 

В то же время, при чтении книг, правил и т. п. младшие школьники регулярно сталкиваются со знаками пунктуации. Также знание правил пунктуации необходимо для формирования умения правильного выразительного чтения обучающихся начальной школы. Качество восприятия речи зависит от ее выразительности.

Формирование у обучающихся умения грамотной расстановки пунктуационных знаков способствует облегчению письменного общения. Данные умения определяются как пунктуационные навыки. Тесная связь пунктуационных правил с синтаксическими знаниями приводит к сложностям в овладении навыками пунктуации у младших школьников, поскольку синтаксис изучается на уровне основной и средней школы.

Исследованиям проблемы формирования пунктуационных навыков занимались ученые-методисты как Г. И. Блинова, Л. Т. Григорян, М. Т. Баранова и многие другие. Их методические разработки касаются проблем обучения пунктуации в средней школе. Необходимость уделения большего внимания пунктуационной грамотности учащихся в начальной школе послужило выбору данной темы проектной работы и её актуальности.

Проблема проекта: Возможно ли формирование пунктуационных навыков письма в начальной школе в период обучения грамоте при помощи стихотворных упражнений.

Цель проектной работы: создать сборник стихотворных упражнений для формирования пунктуационных навыков у обучающихся в период обучения грамоте.

Задачи проектной деятельности:

  1. Изучить научную и методическую литературу по данной теме;
  2. Разработать сборник стихотворных упражнений для формирования пунктуационных навыков у обучающихся в период обучения грамоте;
  3. Провести апробацию данных стихотворных упражнений.

Форма продукта проектной деятельности: сборник стихотворных упражнений для формирования пунктуационных навыков у обучающихся в период обучения грамоте.

Структура ВКР: Данная работа состоит из Введения, Пояснительной записки, Практической части, Списка литературы, Словаря.

 

Пояснительная записка

1.1   Теоретическое обоснование проблемы

Обучение грамоте - обучение чтению и письму. Выбор способа О. г. определяется соотношением между устной и письменной речью, между звуками и буквами и опирается на знания о простейших элементах речи - звуках и их обозначениях буквами. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать. Исторически способы О. г. сводятся к четырём основным: буквослагательному способу, слоговому, разновидностям звукового способа и методу целых слов [4, с. 175].

В курсе обучения грамоте в УМК «Школа России» выделяются три периода:

  1. Подготовительный (добуквенный) период - призван обеспечить готовность первоклассников к изучению букв и освоению чтения и письма. На этом этапе выделяются три ступени, различающиеся задачами и содержанием (31 час (14 часов на обучение чтению, 17 часов на обучение письму)).
  2. Букварный (основной) период – самый объемный по совокупности решаемых задач — предусматривает знакомство с буквами, их функциями в языке, освоение норм русской графики, становление первоначального умения читать и писать (119 час (53 часа на обучение чтению, 66 часов на обучение письму) +12 часов резерва).
  3. Послебукварный период – связан с обеспечением психологического настроя первоклассников на использование сложившегося умения читать и писать (39 часов (18 часов на обучение чтению, 21 часов на обучение письму) + 6 часов резерва) [19], [22].

Понятие пунктуации (от лат. punctum — точка) трактуется, во-первых, как система графических внеалфавитных знаков (знаков препинания); во-вторых, как правила, кодифицирующие нормы пунктуационного оформления письменного текста, исторически сложившиеся для конкретного языка; в-третьих, как раздел языкознания, изучающий закономерности системы пунктуации и нормы употребления знаков препинания [8].

Навык – это действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля [4, с. 156–157].

Пунктуационные навыки – это мыслительные интеллектуальные действия, которые проявляются в использовании или неиспользовании пунктуационных знаков в тексте.

Знаки препинания - особые элементы письменности (точка, запятая, тире, скобки, кавычки и т. д.), служащие для обозначения на письме формально-грамматического, смыслового и интонационного членения речи [6].

С целью знакомства школьников с пунктуационными знаками учитель объясняет необходимость использования их на письме, указывая на их роль в правильном понимании устной и письменной речи. Также акцентируется внимание на необходимости правильной их постановки при общении на письме, «а именно как для того, кто пишет, так и для того, кто читает написанное другим». [10, с.340]

Формирование навыка опоры на принципы пунктуации у младших школьников целесообразно осуществлять постепенно, начиная с ознакомления с пунктуационными знаками в ценностно-смысловом аспекте. При записи предложения или текста младший школьник ориентируется на интонацию учителя, с помощью которой он осознает смысл, эмоциональную окрашенность речи и выбирает необходимый знак пунктуации. При выборе знаков пунктуации в собственной письменной речи первоклассник следует «от смысла к интонации».  Постепенное накопление грамматических знаний у школьника способствует формированию единой семантико-синтаксической основы постановки пунктуационных знаков в различных синтаксических конструкциях.

Формирование у обучающихся знаний о функциональных особенностях знаков пунктуации способствует повышению уровня пунктуационной грамотности. В процессе обучения чтению школьники усваивают сведения о наиболее частотном знаке препинания – точке:

  • указывает на конец предложения, завершает высказанную мысль;
  • выражает «нулевую» эмоциональность, повествуя о том или ином событии или явлении.

В группу «конечных» знаков входят вопросительный и восклицательный знаки, которые в то же время усиливают эмоциональность и экспрессивность высказывания.

Запятая выполняет в предложении не одну функцию, наполняя высказывание грамматическим и смысловым содержанием. При помощи запятой отделяются друг от друга простые предложения в составе сложного. Также запятая отделяет однородные члены предложения при перечислении. Кроме этого, с помощью запятой выделяются придаточные части предложения и обособляются члены предложения.

Кроме того, запятая может выполнять смыслоразличающую функцию (например, «казнить нельзя помиловать»).

В период обучения грамоте первоклассники впервые знакомятся с терминологией, связанной со знаками препинания, а также встречаются с ними при чтении Азбуки, работе в Прописи, что способствует формированию пунктуационных навыков.

Задача учителя объяснить первоклассникам, какую роль играют в процессе общения знаки препинания. Учитель должен формировать умение видеть и различать знаки пунктуации. При обучении чтению необходимо требовать соблюдения соответствующей смыслу высказывания интонации.

Первое знакомство со знаками препинания происходит в ходе составления рассказа по сюжетным картинкам, а также чтения простейших букварных текстов. На уроке письма первоклассники закрепляют полученные знания в ходе написания графических диктантов и конструирования схем предложений. Знакомство с пунктуацией происходит в процессе обращения к ним. Целесообразным является предъявление заданий, способствующих развитию самостоятельности и творчества младших школьников. Так, в ходе составления предложения в устном и письменном виде обучающимся предлагают придумать различные способы для обозначения речи на письме. В ходе коллективной работы отбирается наиболее подходящая модель предложения.

Знакомство с предложением предполагает составление их и использование в устной и письменной речи, поэтому необходимо объяснить обучающимся, для чего предложения используются в процессе общения, каковы смысловые и интонационные признаки предложения как синтаксической единицы.

Эффективным способом, способствующим использованию в речи предложений разных типов, является создание речевых ситуаций. Становясь участником речевой ситуации, школьник, ориентируясь на смысл и интонацию, делает вывод о том, что в предложении может содержаться сообщение о чем-либо, побуждение к действию или просьба, вопрос. Кроме того, школьник обнаруживает, что предложение может выражать различные чувства.

Создание речевых ситуаций является эффективным методическим приемом, способствующим возникновению условий для построения младшими школьниками собственных высказываний, в соответствии с речевой ситуацией.

В процессе построения предложений первоклассники обнаруживают, что запись предложения с заглавной буквы и постановка точки в конце помогает выделить его из общего речевого потока. Кроме того, в соответствии с необходимой интонационной и коммуникативной потребностью можно использовать в конце предложения вопросительный и восклицательный знаки.

Осознание лингвистического и понятийного содержания предложения младшими школьниками является сложным и длительным процессом, требующим деятельностного подхода в обучении. В работе над пунктуационными знаками первокласснику необходимо помимо буквенного набора, иметь набор знаков препинания, а также моделей предложений.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Российской Федерации; [ред. Н. В. Гончарова]. - 3-е изд., перераб. - Москва: Просвещение, 2016. - 45, [2] с.; 22 см. - (Стандарты второго поколения);
  2. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ (вступил в силу 1 сентября 2013 г.);
  3. М. Т. Баранов Русский язык. - М. 1984 г.;
  4. Б. М. Бим-Бад Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002.;
  5. Г. И. Блинов Методика изучения пунктуации в школе. - М., 1990 г.;
  6. Большой Энциклопедический словарь. 2000.;
  7. Л. П. Григорян Обучение пунктуации в средней школе: (методическое исследование). Научно-исследовательский институт содержания и методов обучения Академии педагогических наук. М.: Педагогика, 1982г.;
  8. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.;
  9. Л. И. Новикова, Русский язык: пунктуация [Текст] / Л. И. Новикова, Н. Ю. Соловьева — М.: ИЦ РИОР, РАП, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 284 c.;
  10. М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». —— М.: Просвещение, 1979. — 431 с., ил.;
  11. Д. Розенталь Русский язык. Орфография и пунктуация. – Litres 2022;
  12. С. В. Друговейко-Должанская, М. Б. Попов, Современное русское письмо: графика, орфография, пунктуация: Учебник. – Издательство Санкт-Петербургского университета, 2019;
  13. Н. Г. Петрова Развитие пунктуационных навыков у учащихся начальных классов//XI Кирилло-Мефодиевские чтения. -2019.-С. 221–225;
  14. И. А. Павлинова, Г. М. Первова, М. В. Маслова, Актуальные подходы к изучению русского языка в школе// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2017. – Т. 22. – №. 2 (166). – С. 5–14;
  15. И. А. Павлинова Подходы к изучению русского языка как родного в начальной школе// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2020. – Т. 25. - №. 185. – С. 147–152;
  16. И. А. Павлинова Модель формирования ценностного отношения младших школьников к изучению русского языка// Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2020. - №. 3 (55). – С. 95–100;
  17. Л. С. Трегубова Современные подходы к разработке методики обучения пунктуации в начальных классах// Русистика без границ. – 2019. – Т. З. - №.1. – С. 80–87;
  18. Е. Ю. Черноусова Изучение пунктуации в начальной школе// Единое образовательное пространство как фактор формирования и воспитания личности. – 2019. – С. 239–242;
  19. https://vuzlit.ru/429400/periodizatsiya_protsessa_obucheniya_gramote (18.12.21);
  20. https://studme.org/44178/literatura/formirovanie_punktuatsionnyh_umeniy_mladshih_shkolnikov (18.12.21);
  21. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2019/02/17/znachenie-igry-v-razvitii-interesa-mladshih-shkolnikov-k (15.05.22);
  22. https://studme.org/44149/literatura/struktura_perioda_obucheniya_gramote (15.05.22).

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское