Обоснование актуальности темы. Важнейшей задачей преподавания русского языка на уровне начального общего образования является развитие и формирование грамотности обучающихся. Первое знакомство с «Прописью» и «Букварем» происходит в период обучения грамоте. В данный период обучения школьники знакомятся с буквами, звуками, учатся читать слоги и отдельные слова, однако, изучению пунктуации отводится недостаточное внимание. Пунктуационные знаки оказываются вне поля зрения первоклассников.
В то же время, при чтении книг, правил и т. п. младшие школьники регулярно сталкиваются со знаками пунктуации. Также знание правил пунктуации необходимо для формирования умения правильного выразительного чтения обучающихся начальной школы. Качество восприятия речи зависит от ее выразительности.
Формирование у обучающихся умения грамотной расстановки пунктуационных знаков способствует облегчению письменного общения. Данные умения определяются как пунктуационные навыки. Тесная связь пунктуационных правил с синтаксическими знаниями приводит к сложностям в овладении навыками пунктуации у младших школьников, поскольку синтаксис изучается на уровне основной и средней школы.
Исследованиям проблемы формирования пунктуационных навыков занимались ученые-методисты как Г. И. Блинова, Л. Т. Григорян, М. Т. Баранова и многие другие. Их методические разработки касаются проблем обучения пунктуации в средней школе. Необходимость уделения большего внимания пунктуационной грамотности учащихся в начальной школе послужило выбору данной темы проектной работы и её актуальности.
Проблема проекта: Возможно ли формирование пунктуационных навыков письма в начальной школе в период обучения грамоте при помощи стихотворных упражнений.
Цель проектной работы: создать сборник стихотворных упражнений для формирования пунктуационных навыков у обучающихся в период обучения грамоте.
Задачи проектной деятельности:
- Изучить научную и методическую литературу по данной теме;
- Разработать сборник стихотворных упражнений для формирования пунктуационных навыков у обучающихся в период обучения грамоте;
- Провести апробацию данных стихотворных упражнений.
Форма продукта проектной деятельности: сборник стихотворных упражнений для формирования пунктуационных навыков у обучающихся в период обучения грамоте.
Структура ВКР: Данная работа состоит из Введения, Пояснительной записки, Практической части, Списка литературы, Словаря.
Пояснительная записка
1.1 Теоретическое обоснование проблемы
Обучение грамоте - обучение чтению и письму. Выбор способа О. г. определяется соотношением между устной и письменной речью, между звуками и буквами и опирается на знания о простейших элементах речи - звуках и их обозначениях буквами. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать. Исторически способы О. г. сводятся к четырём основным: буквослагательному способу, слоговому, разновидностям звукового способа и методу целых слов [4, с. 175].
В курсе обучения грамоте в УМК «Школа России» выделяются три периода:
- Подготовительный (добуквенный) период - призван обеспечить готовность первоклассников к изучению букв и освоению чтения и письма. На этом этапе выделяются три ступени, различающиеся задачами и содержанием (31 час (14 часов на обучение чтению, 17 часов на обучение письму)).
- Букварный (основной) период – самый объемный по совокупности решаемых задач — предусматривает знакомство с буквами, их функциями в языке, освоение норм русской графики, становление первоначального умения читать и писать (119 час (53 часа на обучение чтению, 66 часов на обучение письму) +12 часов резерва).
- Послебукварный период – связан с обеспечением психологического настроя первоклассников на использование сложившегося умения читать и писать (39 часов (18 часов на обучение чтению, 21 часов на обучение письму) + 6 часов резерва) [19], [22].
Понятие пунктуации (от лат. punctum — точка) трактуется, во-первых, как система графических внеалфавитных знаков (знаков препинания); во-вторых, как правила, кодифицирующие нормы пунктуационного оформления письменного текста, исторически сложившиеся для конкретного языка; в-третьих, как раздел языкознания, изучающий закономерности системы пунктуации и нормы употребления знаков препинания [8].
Навык – это действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля [4, с. 156–157].
Пунктуационные навыки – это мыслительные интеллектуальные действия, которые проявляются в использовании или неиспользовании пунктуационных знаков в тексте.
Знаки препинания - особые элементы письменности (точка, запятая, тире, скобки, кавычки и т. д.), служащие для обозначения на письме формально-грамматического, смыслового и интонационного членения речи [6].
С целью знакомства школьников с пунктуационными знаками учитель объясняет необходимость использования их на письме, указывая на их роль в правильном понимании устной и письменной речи. Также акцентируется внимание на необходимости правильной их постановки при общении на письме, «а именно как для того, кто пишет, так и для того, кто читает написанное другим». [10, с.340]
Формирование навыка опоры на принципы пунктуации у младших школьников целесообразно осуществлять постепенно, начиная с ознакомления с пунктуационными знаками в ценностно-смысловом аспекте. При записи предложения или текста младший школьник ориентируется на интонацию учителя, с помощью которой он осознает смысл, эмоциональную окрашенность речи и выбирает необходимый знак пунктуации. При выборе знаков пунктуации в собственной письменной речи первоклассник следует «от смысла к интонации». Постепенное накопление грамматических знаний у школьника способствует формированию единой семантико-синтаксической основы постановки пунктуационных знаков в различных синтаксических конструкциях.
Формирование у обучающихся знаний о функциональных особенностях знаков пунктуации способствует повышению уровня пунктуационной грамотности. В процессе обучения чтению школьники усваивают сведения о наиболее частотном знаке препинания – точке:
- указывает на конец предложения, завершает высказанную мысль;
- выражает «нулевую» эмоциональность, повествуя о том или ином событии или явлении.
В группу «конечных» знаков входят вопросительный и восклицательный знаки, которые в то же время усиливают эмоциональность и экспрессивность высказывания.
Запятая выполняет в предложении не одну функцию, наполняя высказывание грамматическим и смысловым содержанием. При помощи запятой отделяются друг от друга простые предложения в составе сложного. Также запятая отделяет однородные члены предложения при перечислении. Кроме этого, с помощью запятой выделяются придаточные части предложения и обособляются члены предложения.
Кроме того, запятая может выполнять смыслоразличающую функцию (например, «казнить нельзя помиловать»).
В период обучения грамоте первоклассники впервые знакомятся с терминологией, связанной со знаками препинания, а также встречаются с ними при чтении Азбуки, работе в Прописи, что способствует формированию пунктуационных навыков.
Задача учителя объяснить первоклассникам, какую роль играют в процессе общения знаки препинания. Учитель должен формировать умение видеть и различать знаки пунктуации. При обучении чтению необходимо требовать соблюдения соответствующей смыслу высказывания интонации.
Первое знакомство со знаками препинания происходит в ходе составления рассказа по сюжетным картинкам, а также чтения простейших букварных текстов. На уроке письма первоклассники закрепляют полученные знания в ходе написания графических диктантов и конструирования схем предложений. Знакомство с пунктуацией происходит в процессе обращения к ним. Целесообразным является предъявление заданий, способствующих развитию самостоятельности и творчества младших школьников. Так, в ходе составления предложения в устном и письменном виде обучающимся предлагают придумать различные способы для обозначения речи на письме. В ходе коллективной работы отбирается наиболее подходящая модель предложения.
Знакомство с предложением предполагает составление их и использование в устной и письменной речи, поэтому необходимо объяснить обучающимся, для чего предложения используются в процессе общения, каковы смысловые и интонационные признаки предложения как синтаксической единицы.
Эффективным способом, способствующим использованию в речи предложений разных типов, является создание речевых ситуаций. Становясь участником речевой ситуации, школьник, ориентируясь на смысл и интонацию, делает вывод о том, что в предложении может содержаться сообщение о чем-либо, побуждение к действию или просьба, вопрос. Кроме того, школьник обнаруживает, что предложение может выражать различные чувства.
Создание речевых ситуаций является эффективным методическим приемом, способствующим возникновению условий для построения младшими школьниками собственных высказываний, в соответствии с речевой ситуацией.
В процессе построения предложений первоклассники обнаруживают, что запись предложения с заглавной буквы и постановка точки в конце помогает выделить его из общего речевого потока. Кроме того, в соответствии с необходимой интонационной и коммуникативной потребностью можно использовать в конце предложения вопросительный и восклицательный знаки.
Осознание лингвистического и понятийного содержания предложения младшими школьниками является сложным и длительным процессом, требующим деятельностного подхода в обучении. В работе над пунктуационными знаками первокласснику необходимо помимо буквенного набора, иметь набор знаков препинания, а также моделей предложений.