В концепции модернизации Российского образования отмечается, что Российское образование стремится к существенному изменению своей системы. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои возможности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должны соответствовать обновленные образовательные стандарты, включающие три группы требований: требования к результатам освоения образовательной программы, требования к структуре образовательных программ, требования к условиям реализации. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность организуется в школе на протяжении всего учебного года. Она позволяет реализовать дополнительные образовательные программы. На основании вышеизложенного, актуальность исследования актуальность исследования обусловлена острой необходимостью совершенствования образовательного пространства и создания условий для достижения успешности всеми обучающимися, как в урочной, так и внеурочной деятельности. Уже в начальной школе у детей должны формироваться ценностно-смысловые ориентации, самооценка, самоопределение, внутренняя позиция, желания и умения учиться, в осознании себя как личности, готовой к труду и преодолению трудностей.
Цель работы: изучить личностные универсальные учебные действия младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования – процесс развития личностных универсальных учебных действий младших школьников
Предмет – универсальные учебные действия учащихся на уроках математики.
Гипотеза исследования: уровень мотивации и самооценки младших школьников влияет на развитие личностных универсальных учебных действий младших школьников.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы обозначены следующие задачи исследования:
- определить понятие системы универсальных учебных действий учащихся младших классов.
- рассмотреть возрастные особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
- провести экспериментальное исследование личностных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности.
- провести анализ и интерпретацию полученных данных.
1) Теоретические: анализ, обобщение, систематизация научных данных по проблеме исследования.
2) Эмпирические: Методика «Лесенка» В.Г.Щур, Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н. Г. Лускановой), Методика «Рисование по точкам», или «Образец и правило» (А. А. Венгер), «Выкладывание узора из кубиков» (П.Я.Гальперин).
База исследования. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей № 35 города Ставрополя, учащиеся 2-х классов в количестве 22 человек.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав заключения и списка литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
1.1 Понятие системы универсальных учебных действий учащихся младших классов
Первого сентября 2011 года в России началось введение в практику работы школ нового стандарта начального общего образования.
Переход российской школы на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения требует коренных изменений в деятельности преподавателя начальной школы. Основания для таких изменений очевидны: в современном быстро меняющемся мире знания устаревают очень быстро, о чем уже было сказано ранее, и человеку нужно быть готовым к стремительному обновлению информации, к ее обработке, к коммуникации и оперативному взаимодействию, к профессиональной самостоятельности.
Сегодня цели и задачи, стоящие перед современным образованием, изменились ‒ акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентностей.
Одной из основных становится информационная компетенция. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире. В современный информационный век большая роль отведена умению работать с информацией, которая поступает из книг, журналов, газет, интернет-страниц, то есть в процессе читательской, аналитической, умственной и логической деятельности.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. [2, с. 3]
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Что же представляет собой универсальное учебное действие, и где применяется? Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия».
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. [2, с. 27].
В более узком (собственно психологическом значении) термин "универсальные учебные действия" можно определить как совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей со своей остротой встаёт задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. На важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали Ю.К. Бабанский, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова.
Программа, формирующая общеучебные умения и навыки учащихся, впервые была предложена Д.Б. Элькониным и его учениками: В.В. Давыдовым, Л.Е. Журовой, B.В. Репкиным, Г.А. Цукерманом.
Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой.
Логические линии, направленные на решение вопроса формирования способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия, четко выстроены в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Значимость развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей, формирования у него целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности также подчеркивается в "Концепции федеральных государственных стандартов общего образования".