ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В 5-7 КЛАССАХ
1.1. Сущность и характеристика логических задач
1.2. Методика преподавания логических задач в 5-7 классах
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В 5-7 КЛАССАХ
2.1. Формирование у учащихся умения подмечать закономерность
2.2. Формирование умений отрицания высказывания и ознакомление с противоречивыми высказываниями
2.3. Формирование умений выводить доказательства и делать логические выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Математические задачи являются одной из главных составляющих содержания учебного предмета математики, который включает также и теоретический материал (понятия и их определения; алгоритмы; математические утверждения: аксиомы, теоремы, леммы и т. д.). Но и теоретический материал учащиеся усваивают в процессе решения задач. Поэтому решение задач является основной деятельностью при обучении математике. Особое место задач в обучении требует специального внимания к определению этого понятия.
Цель исследования – изучить педагогические особенности преподавания логических задач в 5-7 классах.
Объект исследования – логические задачи.
Предмет исследования – преподавание логических задач в 5-7 классах
Задачи:
1. Дать характеристику логическим задачам.
2. Проанализировать методику преподавания логических задач в 5-7 классах.
3. Разработать педагогические приемы преподавания логических задач в 5-7 классах.
Методы исследования: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; моделирование.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Во введении обоснована актуальность, определены объект, предмет и методы, сформулированы цель и задачи исследования. В первой главе на основе анализа теоретических источников раскрыто содержание методики преподавания логических задач в 5-7 классах. Вторая глава содержит результаты собственных разработок. В заключении представлены выводы по проделанной работе.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В 5-7 КЛАССАХ
1.1. Сущность и характеристика логических задач
Термин «задача» широко используется и в жизни, и в различных науках, и в учебных дисциплинах: психологии, логике, педагогике, математике, физике и т.д. Этим термином обозначаются многие и разные понятия. Поэтому очень трудно дать общее определение понятию «задача». Даже в пределах математики нет однозначного толкования этого понятия.
В различных областях знания (психология, педагогика, математика, методика математики) проблему содержания понятия «задача» исследовали Г.А. Балл, Ю.М. Колягин, Л.М. Фридман, В.И. Крупич, А.Ф. Эсаулов, П.М. Эрдниев и многие другие. Анализ точек зрения перечисленных авторов на исследуемую проблему проведен Г.И. Саранцевым в работах «Общая методика преподавания математики» и «Упражнения в обучении математике» [13, c. 56].
Отличие в подходах авторов к содержанию понятия «задача» состоит, главным образом, в том, что они по-разному подходят к отношению между субъектом и задачей. Одни из них рассматривают задачу как ситуацию, в которой действует субъект, в других трактовках субъект не включается в понятие задачи [13, C. 120-121].
Подводя итог проведенному анализу, Г.И. Саранцев отмечает следующее: наиболее распространенным является использование термина «задача» для обозначения ситуации, включающей цель и условия для ее достижения.
Для понятия задачи характерны две стороны: объективная и субъективная. К первой относятся предмет действия, требование, место в системе задач, логическая структура решения задачи, определенность и неопределенность условия и т.д., ко второй – способы и средства решения [13, c. 123].
К понятию «задача» тесно примыкают понятия «вопрос», «проблемная ситуация», «упражнение». Соотношения между понятиями «задача» и «вопрос», «задача» и «проблемная ситуация» рассматриваются в работах Л.М. Фридмана, С.Л. Рубинштейна. Соотношение между понятиями «задача» и «упражнение» устанавливает Г.И. Саранцев в монографии, специально посвященной упражнениям в обучении математике [12]. В частности, он делает вывод о том, что «упражнения – многоаспектное явление обучения, обладающее следующими основными признаками: 1) быть носителем действий, адекватных содержанию обучения математике; 2) являться средством целенаправленного формирования знаний, умений и навыков; 3) быть способом организации и управления учебно-познавательной деятельностью учащихся; 4) являться одной из форм реализации методов обучения; 5) служить средством связи теории с практикой» [12, c. 10].
Сопоставляя наборы задач в школьных учебниках по математике с перечисленными признаками, можно согласиться с выводами Г.И. Саранцева о том, что «в контексте учебников математики школьные задачи являются упражнениями» [12, c. 127].
Подводя итоги сказанному выше, и, сохраняя традиции, под задачей будем понимать задание, которое должен выполнить субъект, или вопрос, на который он должен найти ответ, опираясь на указанные условия и все вытекающие из них следствия.
Таким образом, в любой задаче есть условие, т.е. исходные данные, заключение, т.е. требование, которое нужно выполнить, и субъект, который это требование выполняет.
1. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО, 2002. – 1008 с.
2. Глейзер Г.Д., Медведева О.С. Об ориентирах школьного математического образования // Ценности и смыслы. – 2010. – № 3. – С. 109-124.
3. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. – М.: Просвещение, 2002. – 174 с.
4. Иванова Т.А. Технология обучения школьников решению математических задач // Задачи в обучении математике: теория, опыт, инновации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 115-летию член-корр. АПН СССР П.А. Ларичева.- Вологда, Русь, 2007. – 164 с.
5. Иванова Т.А., Перевощикова Е.Н., Кузнецова Л.И., Григорьева Т.П. Теория и технология обучения математике в средней школе: Учеб. пособие для студентов математических специальностей педагогических вузов/ под ред. Т.А. Ивановой. 2-е изд., испр. и доп. – Н. Новгород: НГПУ, 2009. – 355 с.
6. Избранные вопросы теории и методики обучения математике: Учеб. пособие / И.А. Аввакумова, Т.Л. Блинова, Л.В. Водичева и др.; Науч. ред. И.Н.Семенова. – Екатеринбург: УрГПУ, 2004. – 93 с.
7. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике: В 2 ч. – М.: Просвещение, 1977. – 144 с.
8. Методика и технология обучения математике: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов мат. фак. вузов / Н.Л. Стефанова, Н.С. Подходова, В.В. Орлов и др. – М.: Дрофа, 2005. – 416 с.
9. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика / сост. Р.С. Черкасов, А.А. Столяр. – М.: Просвещение, 1985. – 386 с.
10. Пойа Д. Как решать задачу. – М.: Учпедгиз, 1961. – 208 с.
11. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. пособие для студентов мат.спец. пед. вузов и ун-тов. – М.: Просвещение, 2002. – 288 с.
12. Саранцев Г.И. Упражнения в обучении математике. – М.: Просвещение, 1995. – 256 с.
13. Столяр А.А. Педагогика математики: Курс лекций. – Минск: Вышэйшая школа, 1974. – 414 с.
14. Ушинский К.Д. Избранное. – М.: Академия, 2006. – 586 с.
15. Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. – Минск, 2005. – 295 с.
16. Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике: Пособие для учителей, методистов и студентов педагогических высших учебных заведений. – М.: Либроком, 2009. – 256 с.
17. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи: Кн. для учащихся ст. классов ср. шк. – М.: Просвещение, 1989. – С.43-48.