Введение
Глава 1. Психологические особенности учащихся 5-7 классов и способность к решению логических
1.1 Психологические особенности детей 11-13 лет
1.2 Развитие логического мышления школьников средствами математики
Глава 2. Содержание вопроса комбинаторики и теории вероятности в учебной литературе
2.1 Образовательный стандарт основного общего образования по математике
2.2 Анализ учебной литературы
2.3 Развитие интереса к изучению математики у учащихся
2.4 Экспериментальная часть
Заключение
Список использованной литературы
Наᅠ современномᅠ этапеᅠ развитияᅠ общества,ᅠ когдаᅠ вᅠ нашуᅠ жизньᅠ стремительноᅠ вошлиᅠ референдумыᅠ иᅠ социологическиеᅠ опросы,ᅠ кредитыᅠ иᅠ страховыеᅠ полисы,ᅠ разнообразныеᅠ банковскиеᅠ начисленияᅠ иᅠ т.п.,ᅠ становитсяᅠ очевиднойᅠ актуальностьᅠ включенияᅠ вᅠ школьныйᅠ курсᅠ математикиᅠ материалаᅠ вероятностно-статистическогоᅠ характера.
Даннаяᅠ темаᅠ исследованияᅠ актуальнаᅠ дляᅠ нашихᅠ детейᅠ вᅠ связиᅠ сᅠ тем,ᅠ чтоᅠ современныеᅠ школьникиᅠ сталиᅠ болееᅠ развитыᅠ иᅠ имᅠ требуютсяᅠ неᅠ простоᅠ задачиᅠ наᅠ вычисление,ᅠ аᅠ задачи,ᅠ требующиеᅠ вᅠ своемᅠ решенииᅠ участияᅠ логическогоᅠ мышления,ᅠ аᅠ такжеᅠ задачи,ᅠ наиболееᅠ приближенныеᅠ кᅠ жизненнымᅠ ситуациям.ᅠ Такимиᅠ задачамиᅠ иᅠ являютсяᅠ задачиᅠ наᅠ комбинаторикуᅠ иᅠ вероятность.ᅠ Данноеᅠ исследованиеᅠ определяетᅠ уровеньᅠ логическогоᅠ мышленияᅠ школьниковᅠ 10-13ᅠ лет.ᅠ Аᅠ выявлениеᅠ методовᅠ обученияᅠ решениюᅠ такихᅠ задачᅠ даетᅠ возможностьᅠ выбораᅠ наиболееᅠ оптимальногоᅠ методаᅠ дляᅠ преподаванияᅠ вᅠ школе.
Даннаяᅠ темаᅠ исследованияᅠ интереснаᅠ потому,ᅠ чтоᅠ такихᅠ задачᅠ вᅠ школьнойᅠ программеᅠ 5-7ᅠ классовᅠ неᅠ много,ᅠ ноᅠ иᅠ ихᅠ решениеᅠ можноᅠ свестиᅠ кᅠ игре,ᅠ интереснойᅠ детям.
Объектомᅠ исследованияᅠ являютсяᅠ задачиᅠ наᅠ комбинаторикуᅠ иᅠ теориюᅠ вероятности.
Предметом,ᅠ вᅠ своюᅠ очередь,ᅠ методикаᅠ обученияᅠ решениюᅠ комбинаторныхᅠ задачᅠ иᅠ формированияᅠ первоначальногоᅠ представленияᅠ оᅠ вероятностиᅠ вᅠ 5-7ᅠ классахᅠ основнойᅠ школы.
Цельюᅠ исследованияᅠ выступаетᅠ изучениеᅠ методикиᅠ обученияᅠ решениюᅠ логическихᅠ задачᅠ иᅠ задачᅠ наᅠ вероятностьᅠ вᅠ 5-7ᅠ классахᅠ основнойᅠ школы.
Цельᅠ исследованияᅠ раскрываетсяᅠ вᅠ следующихᅠ задачах:
1. Проанализироватьᅠ научнуюᅠ иᅠ методическуюᅠ литературуᅠ поᅠ темеᅠ исследования.
2. Изучитьᅠ психологическиеᅠ особенностиᅠ учащихсяᅠ 5-7ᅠ классов.
3. Выявитьᅠ уровеньᅠ логическогоᅠ мышленияᅠ учащихсяᅠ 5-7ᅠ классов.
4. Изучитьᅠ методикуᅠ ознакомленияᅠ детейᅠ сᅠ задачамиᅠ наᅠ комбинаторику,ᅠ соединивᅠ ихᅠ сᅠ решениемᅠ жизненныхᅠ ситуацийᅠ дляᅠ возрастаᅠ учащихсяᅠ 5-7ᅠ классов.
5. Разработатьᅠ фрагментыᅠ уроковᅠ иᅠ занятийᅠ математическогоᅠ кружка.
6. Проверитьᅠ методикуᅠ обученияᅠ решениюᅠ комбинаторныхᅠ задачᅠ иᅠ задачᅠ наᅠ вероятностьᅠ вᅠ 5-7ᅠ классахᅠ основнойᅠ школыᅠ наᅠ педагогическойᅠ практике.
Вᅠ основуᅠ исследованияᅠ положенаᅠ гипотеза,ᅠ согласноᅠ которойᅠ возможноᅠ сформироватьᅠ первоначальноеᅠ представлениеᅠ оᅠ вероятностиᅠ иᅠ научитьᅠ решатьᅠ комбинаторныеᅠ задачиᅠ учащихсяᅠ 5-7ᅠ классов,ᅠ используяᅠ методыᅠ проблемногоᅠ обучения,ᅠ занимательныеᅠ задачи,ᅠ задачи,ᅠ содержащиеᅠ жизненныеᅠ ситуации.
Главаᅠ 1.ᅠ Психологическиеᅠ особенностиᅠ учащихсяᅠ 5-7ᅠ классовᅠ иᅠ способностьᅠ кᅠ решениюᅠ логическихᅠ
1.1ᅠ Психологическиеᅠ особенностиᅠ детейᅠ 11-13ᅠ лет
Учащиесяᅠ 5-7ᅠ классовᅠ ᅠэтоᅠ детиᅠ 11-13ᅠ лет.ᅠ Психологическиеᅠ особенностиᅠ учащихсяᅠ этогоᅠ возраста,ᅠ поᅠ мнениюᅠ различныхᅠ авторов,ᅠ рассматриваютсяᅠ какᅠ кризисныеᅠ иᅠ связаныᅠ сᅠ перестройкойᅠ вᅠ трехᅠ основныхᅠ сферах:ᅠ телесной,ᅠ психологическойᅠ иᅠ социальной.ᅠ Наᅠ телесномᅠ уровнеᅠ происходятᅠ существенныеᅠ гормональныеᅠ изменения,ᅠ наᅠ социальномᅠ уровнеᅠ подростокᅠ занимаетᅠ промежуточноеᅠ положениеᅠ междуᅠ ребенкомᅠ иᅠ взрослым,ᅠ наᅠ психологическомᅠ подростковыйᅠ возрастᅠ характеризуетсяᅠ формированиемᅠ самосознания.
Каждыйᅠ возрастнойᅠ периодᅠ являетсяᅠ переходным,ᅠ подготавливающимᅠ человекаᅠ кᅠ переходуᅠ наᅠ болееᅠ высокуюᅠ возрастнуюᅠ ступень.ᅠ Развитиеᅠ всехᅠ сторонᅠ личностиᅠ иᅠ интеллектаᅠ подросткаᅠ предполагаетᅠ сотрудничествоᅠ ребенкаᅠ иᅠ взрослогоᅠ вᅠ процессеᅠ осуществленияᅠ собственнойᅠ деятельности,ᅠ игры,ᅠ учения,ᅠ общения,ᅠ труда.ᅠ Такоеᅠ сотрудничествоᅠ вᅠ школеᅠ нередкоᅠ отсутствует.
Поᅠ мнениюᅠ Л.И.ᅠ Божович,ᅠ главноеᅠ вниманиеᅠ вᅠ воспитанииᅠ подросткаᅠ следуетᅠ сосредоточитьᅠ наᅠ развитииᅠ мотивационнойᅠ сферыᅠ личности:ᅠ определенияᅠ своегоᅠ местаᅠ вᅠ жизни,ᅠ формированииᅠ мировоззренияᅠ иᅠ егоᅠ влиянияᅠ наᅠ познавательнуюᅠ деятельность,ᅠ самосознаниеᅠ иᅠ моральноеᅠ сознание [1, c. 80].
Именноᅠ вᅠ этотᅠ периодᅠ формируютсяᅠ нравственныеᅠ ценности,ᅠ жизненныеᅠ перспективы,ᅠ происходитᅠ осознаниеᅠ самогоᅠ себя,ᅠ своихᅠ возможностей,ᅠ способностей,ᅠ интересов,ᅠ стремлениеᅠ ощутитьᅠ себяᅠ иᅠ статьᅠ взрослым,ᅠ тягаᅠ кᅠ общениюᅠ соᅠ сверстниками,ᅠ оформляютсяᅠ общиеᅠ взглядыᅠ наᅠ жизнь,ᅠ наᅠ отношенияᅠ междуᅠ людьми,ᅠ наᅠ своеᅠ будущее,ᅠ инымиᅠ словами –ᅠ формируютсяᅠ личностныеᅠ смыслыᅠ жизни.
Основнымиᅠ новообразованиямиᅠ вᅠ подростковомᅠ возрастеᅠ являются:ᅠ сознательнаяᅠ регуляцияᅠ своихᅠ поступков,ᅠ умениеᅠ учитыватьᅠ чувства,ᅠ интересыᅠ другихᅠ людейᅠ иᅠ ориентироватьсяᅠ наᅠ нихᅠ вᅠ своемᅠ поведении.
Новообразованияᅠ неᅠ возникаютᅠ самиᅠ поᅠ себе,ᅠ аᅠ являютсяᅠ итогомᅠ собственногоᅠ опытаᅠ ребенка,ᅠ полученногоᅠ вᅠ результатеᅠ активногоᅠ включенияᅠ вᅠ выполнениеᅠ самыхᅠ разныхᅠ формᅠ общественнойᅠ деятельности.
Л.И.ᅠ Божовичᅠ подчеркивала,ᅠ чтоᅠ вᅠ психическомᅠ развитииᅠ ребенкаᅠ определяющимᅠ являетсяᅠ неᅠ толькоᅠ характерᅠ егоᅠ ведущейᅠ деятельности,ᅠ ноᅠ иᅠ характерᅠ тойᅠ системыᅠ взаимоотношенийᅠ сᅠ окружающимиᅠ егоᅠ людьми,ᅠ вᅠ которуюᅠ онᅠ вступаетᅠ наᅠ различныхᅠ этапахᅠ своегоᅠ развития [1, c. 96].
Поэтому общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. Общение субъективно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное. Однако, как показывает анализ современного педагогического процесса, потребность учащихся подростков в благоприятном доверительном общении со взрослыми и сверстниками в школе очень часто не получает своего удовлетворения. Это ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, мешает ориентации в жизненных ситуациях. Все это много раз усугубляется, если у ребенка отсутствует благоприятное общение в семье [8, c. 85-86].
1. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО, 2002. – 1008 с.
2. Глейзер Г.Д., Медведева О.С. Об ориентирах школьного математического образования // Ценности и смыслы. – 2010. – № 3. – С. 109-124.
3. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. – М.: Просвещение, 2002. – 174 с.
4. Иванова Т.А. Технология обучения школьников решению математических задач // Задачи в обучении математике: теория, опыт, инновации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 115-летию член-корр. АПН СССР П.А. Ларичева.- Вологда, Русь, 2007. – 164 с.
5. Иванова Т.А., Перевощикова Е.Н., Кузнецова Л.И., Григорьева Т.П. Теория и технология обучения математике в средней школе: Учеб. пособие для студентов математических специальностей педагогических вузов/ под ред. Т.А. Ивановой. 2-е изд., испр. и доп. – Н. Новгород: НГПУ, 2009. – 355 с.
6. Избранные вопросы теории и методики обучения математике: Учеб. пособие / И.А. Аввакумова, Т.Л. Блинова, Л.В. Водичева и др.; Науч. ред. И.Н.Семенова. – Екатеринбург: УрГПУ, 2004. – 93 с.
7. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике: В 2 ч. – М.: Просвещение, 1977. – 144 с.
8. Методика и технология обучения математике: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов мат. фак. вузов / Н.Л. Стефанова, Н.С. Подходова, В.В. Орлов и др. – М.: Дрофа, 2005. – 416 с.
9. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика / сост. Р.С. Черкасов, А.А. Столяр. – М.: Просвещение, 1985. – 386 с.
10. Пойа Д. Как решать задачу. – М.: Учпедгиз, 1961. – 208 с.
11. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. пособие для студентов мат.спец. пед. вузов и ун-тов. – М.: Просвещение, 2002. – 288 с.
12. Саранцев Г.И. Упражнения в обучении математике. – М.: Просвещение, 1995. – 256 с.
13. Столяр А.А. Педагогика математики: Курс лекций. – Минск: Вышэйшая школа, 1974. – 414 с.
14. Ушинский К.Д. Избранное. – М.: Академия, 2006. – 586 с.
15. Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. – Минск, 2005. – 295 с.