ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОСТРОЕНИЯ СЕЧЕНИЙ МНОГОГРАННИКОВ
1.1 Понятие пространства и пространственного мышления
1.2 Роль и место задач на построение сечений многогранников в процессе формирования пространственного мышления учащихся
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПОСТРОЕНИЮ СЕЧЕНИЙ МНОГОГРАННИКОВ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ У НИХ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ
2.1 Содержание обучения построениям сечений многогранников
2.2 Методика обучения учащихся построению сечений многогранников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы. Современный этап развития образования характеризуется гуманистической направленностью процесса обучения. Если раньше приоритетной целью являлось «усвоение всей суммы знаний, которые выработало человечество», то в новых условиях на первый план выходит личность ученика, способность ее к «самоопределению и самореализации», к рефлексивному анализу собственной деятельности. Таким образом, нынешняя ситуация в образовании характеризуется переходом от системы «знаниевого» обучения к системе развивающего обучения.
Проблема развития мышления учащихся всегда была актуальной для школы и для учителя, независимо от того, какой предмет он преподает, и какой раздел программы в данный момент изучается. Это относится, в частности, и к геометрическому образованию, в котором делается акцент на важности формирования пространственного мышления как способности, необходимой для успешных занятий учебной и творческой деятельностью.
Пространственное мышление играет важную роль в познании человеком окружающей действительности, в овладении им различными профессиями. Одним из условий формирования приемов учебной деятельности учащихся в обучении математике является организация их деятельности по решению задач школьного курса математики.
Задачи на построение сечений многогранников являются неотъемлемой частью школьного курса геометрии. Решение только этих математических задач включает в себя этапы анализа (поиска плана решения), построения, доказательства и исследования. Поэтому задачи на построение сечений многогранников играют исключительно важную роль в формировании пространственного, алгоритмического и логического мышления школьников.
Вопросам обучения решению задач на построение сечений многогранников посвящены работы многих ученых, среди которых А.Д. Александров, В.А. Далингер, Д.И. Перепелкин, Г.П. Сенников, А.Д. Семушин, Н.Ф. Четверухин и др. Анализ математической и методической литературы, касающейся вопросов решения задач на построение сечений многогранников (в том числе учебников по геометрии) показал, что их изучение проводится эпизодически, уровень требований к знаниям и уме ниям по дан ной тем е снижается, в связи с этим раз вивающий по тенциал за дач на по строение сечений многогранников прак тически не ре ализуется.
Причинами от рицательного от ношения к за дачам на по строение сечений многогранников являются бол ьшие за траты учебного врем ени, не обходимого для ре шения этих за дач, громоздкость по строений, вследствие чего теряется их на глядность и как ре зультат, не гативное от ношение к это му раз делу курса стереометрии как уча щихся, так и учителей.
Таким об разом, существ ует про блема по иска нов ых сред ств, форм и мет одов об учения при емам ре шения за дач на по строение сечений- многогранников.
Цель на писания раб оты за ключается в ис следовании мет одов по строения сечений многогранников, осн ованных на при нципах де ятельностного по дхода.
Объект ис следования - процесс обучения стереометрии учащихся старших классов сред ней об щеобразовательной школы.
Предмет ис следования - форм ирование про странственного мышления уча щихся при об учении их по строению сечений многогранников.
Для до стижения по ставленной цели не обходимо ре шить ряд след ующих за дач:
- рассмотреть по нятие про странства и про странственного мышления;
- ис следовать роль и место за дач на по строение сечений многогранников в про цессе форм ирования про странственного мышления уча щихся;
- изучить со держание об учения по строениям сечений многогранников;
- исследовать мет одику об учения уча щихся по строению сечений многогранников.