Главной проблемой в реализации задачи повышения эффективности образовательного процесса является развитие мотивации учения. Ее особая значимость состоит в том, что обучение, являясь преобразовательной деятельностью, направлено и на восприятие учебного материала, и на формирование устойчивой учебной мотивации.
Знания, полученные в готовом виде, обычно приводят к трудностям для обучающихся в их применении при решении конкретных задач. Применение традиционных форм уроков, требует от обучающихся заучивания и запоминания программного материала, делая урок неинтересным. Следовательно, учебная мотивация обучающихся, получающих знания в готовом виде, будет находиться на низком уровне. Альтернативой такой форме обучения и выступают современные технологии обучения в виде нетрадиционных уроков, применяемых для повышения уровня мотивации школьников.
Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной педагогике и психологии. Исследованием мотивационной стороны учебной деятельности занимались такие ученые, как А.К. Маркова, Е.П. Ильин, Н.В. Кузьмина, В.Г. Асеев, Л.И. Бо-жович, В.И. Ковалев, С. Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков, П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая, А.Г. Маслоу и другие.
Актуальность использования нетрадиционных форм проведения уроков как способа повышения интереса к учебному процессу младших школьников обусловлена тем, что в последние годы значительно возросла эффективность систематического использования нетрадиционной системы обучения.
Использование нетрадиционных уроков в учебном процессе способствует развитию позитивного отношения к процессу обучения и положительной мотивации школьников.
Цель исследования: разработать и реализовать систему нетрадиционных уроков русского языка для развития учебного интереса младших школьников.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- сделать анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования учебной мотивации у младших школьников;
- изучить нетрадиционный урок как средство развития интереса к процессу обучению у младших школьников;
- реализовать работу по использованию нетрадиционных форм уроков, как средство повышения уровня учебной мотивации младших школьников;
- проанализировать результаты работы по использованию нетрадиционных форм уроков, как средство повышения уровня учебной мотивации младших школьников.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: изучение возможности использования нетрадиционных форм уроков в начальной школе для развития учебной мотивации обучающихся.
Методы исследования: анализ педагогической и методической литературы, экспериментальная работа, анкетирование, математическая обработка результатов анкетирования.
База исследования: МАОУ «Школа №5» г. Богородск, 3Д класс (20 человек)
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие «мотивация» и «нетрадиционные формы уроков», их сущность в психолого-педагогической литературе
Современные исследования по педагогике и психологии ставят результативность обучения в прямую зависимость от учебной мотивации учения. Среди главных задач, стоящих в настоящее время перед каждым учителем, нет другой более важной и в то же время более сложной, чем задача создания условия для формирования у обучающихся положительной, устойчивой мотивации, которая побуждала бы к упорной, систематической учебной работе [21, с.83].
Как отмечается во многих исследованиях проблемы учебной мотивации, в настоящее время школьники имеют низкий интерес к процессу обучения, поскольку обновленная программа обучения требует от учащихся больших усилий, времени и настойчивости.
Убежденность в невозможности преодоления этих препятствий, неверие в свои силы и нежелание преодолевать определенные трудности ведет к снижению интереса к обучению. Поэтому основная задача, стоящая перед педагогом – раскрыть творческий потенциал школьников, найти такие методы и приемы, которые пробуждали бы школьников и их интерес к обучению в школе [11, с.74].
В связи с этим необходимо, прежде всего, сосредоточиться на развитии у младших школьников мотивации к обучению. Учащиеся должны понимать, зачем им нужно школьное образование, в чем его значение.
При обучении в школе на первом месте должен находиться мотив, который есть предмет потребности, ее непосредственное психологическое проявление. Потребность находит себя в конкретных мотивах, реализуется в них. Мотив – это ответ на вопрос: что нужно для удовлетворения потребности? Мотив – это то психологически реальное, что побуждает и направляет деятельность, придает ей личностный смысл. Мотив принадлежит личности, которая «прилагает» его к той или иной деятельности [6, с.110].
Исследованием мотивационной сферы и поведения личности обучающихся занимались такие ведущие российские психологи, как Л.И. Божович, Е.Л. Виноградова, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Е.П. Ильин, В.И. Ковалев, В.В. Давыдов, В.Ф. Шаталов, Д.Б. Эльконин, Н.М. Матюшина, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина и другие. Значительный вклад в эту область внесли зарубежные психологи – А. Маслоу, Э. Трондайк, Б.Ф. Скиннер, Ж. Пиаже, К. Леви и другие.
Общепринятого определения мотива в психолого-педагогической литературе нет. Одни психологи объединяют мотив с потребностью, другие разделяют эти понятия.
Концепция Л.И. Божович определяет потребностно-мотивационную сферу как онтогенетический процесс. Мотивы – это не статичное образование, они способны меняться по мере взросления человека, выстраиваться в иерархическую цепочку. Именно Л.И. Божович предложила термин «внутренняя позиция» ребенка, которая определяет его поведение и деятельность, всю систему его отношений к действительности и самому себе. Сформированность внутренней позиции может говорить о психологической зрелости ребенка. Л.И. Божович относила к мотивам и чувство долга, и сознательно принятое намерение, и непосредственные желания ребенка [4, с.82].
Мотивы у А.Н. Леонтьева носят смыслообразующий характер, исключая чувственную сторону, то есть мотивы подчинены каким-то целям человека и не являются результатом внутренних переживаний. Если обобщить мысль А.Н. Леонтьева, то мотив – это побудитель направленной (смыслообразующей) деятельности, обязательным условием которой является наличие цели и представление о конечном результате [19, с.156].
Также расхождения ученых происходят и в формулировке понятия «мотивация». Существует несколько подходов к определению мотивации. Один из подходов характеризует мотивацию как совокупность факторов. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс. Во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов: возникла ситуация, позволяющая реализовать имеющийся мотив, появляется и мотивация, то есть процесс регуляции деятельности с помощью мотива [14, с.112].
Л.И. Божович считает, что мотивация – индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида [4, с.87].
По определению О.В. Банниковой, нетрадиционные формы обучения – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру [1, с.70].
С точки зрения Н.В. Бордовской нетрадиционные формы обучения – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Нетрадиционные формы урока Н.В. Бордовская рассматривает как одну из форм активного обучения [5, с.321].