Введение
Глава 1. Вышивка крестом в современном декоративном искусстве
1.1. Виды вышивки крестом
1.2. Области применения вышивки крестом в дизайне
Глава 2. Последовательность декорирования домашнего текстиля-салфетки, в технике вышивки крестом
2.1. Материалы и инструменты вышивания крестом
2.2 Создание салфетки
Заключение
Библиографический список
Приложение
Актуальность. Вышивка крестом - это способ вышивания рисунка на канве с использованием иглы и цветных ниток или других нитей для вышивания с помощью техники «крестик». Вышивка крестом относится к счетным видам рукоделия. Основной элемент-шов «крестик», который состоит из двух пересекающих косых стежков.
Вышивка крестом - любимое занятие многих рукодельниц во всем мире. Этим хобби увлекается огромное число вышивальщиц: практически в любой стране можно встретить как народные, так и современные мотивы.
Вышивание всегда занимало особое место в жизни. Вплоть до середины ХIX столетия наиболее распространённой техникой было вышивание крестом, в котором даже самая маленькая деталь имела свой смысл и символическое значение. Вышивкой крестом украшали одежду и предметы быта: подзоры, головные уборы, платки, скатерти, полотенца, салфетки.
Сегодня вышивка переживает всплеск популярности. Причудливые узоры выглядят невероятно интересно, стильно, красиво и оригинально в дизайне. В наше время даже не модельер, а любой, кто хочет изучить искусство вышивания, легко может сделать это. За короткий промежуток времени можно создать настоящую картину. Именно такие картины сейчас в моде, а ценность холста, расшитого своими руками, многократно увеличивается в глазах владельца. Именно вышивание крестом позволяет выразить свою индивидуальность.
Объект исследования – вышивка крестом.
Предмет исследования – салфетка в технике вышивания крестом.
Цель работы: Изучить технику вышивания крестом, а также выполнить технику декорирования кухонной салфетки вышивки крестом.
Задачи исследования:
-познакомиться с видами вышивки крестом;
-изучить применения вышивки крестом в быту и интерьере;
-подобрать материалы и инструменты для работы вышивания крестом.
-изготовить декорирование в салфетки в технике вышивки простым крестом.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложение.
Во введении обоснована актуальность исследования, сформулированы цель и задачи работы, определены объект и предмет исследования, изложена ее структура. В первой главе приведены сведения из истории и видов вышивки.
Вторая глава представляет собой описание последовательности работы над созданием салфетки.
Заключение содержит основные выводы, сделанные в процессе курсовой работы. Библиографический список содержит 27 наименований. В приложение вошли материалы, отражающие ход исследования и практической творческой деятельности.
Теоретическая значимость исследования. В ходе исследования были обобщены сведения об истории вышивки и сделан акцент на вышивке крестом.
Практическая значимость исследования заключается в разработке композиционного и цветового решения декоративной салфетки вышитой крестом, которое может быть использовано для художественного оформления интерьера либо в качестве наглядного пособия на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
Степень изученности проблемы. В процессе подготовки теоретической и практической частей исследования была сформирована источниковая база, состоящая из литературы искусствоведческого, общетеоретического и технологического характера. Знакомство с сюжетами вышивок.
Глава 1. Вышивка крестом в современном декоративном искусстве
1.1. Виды вышивки крестом
Самые древние вышивки, сохранившиеся до наших дней, датируются учеными VI-V веками до н.э. Созданы они были на территории Древнего Китая. Основой для вышивки послужили шелковые ткани. Рисунок выполнялся волосом, шелком-сырцом, золотыми и серебряными нитями. Вышивальное искусство Древнего Китая оказало огромное влияние на рукоделие Японии, России и других стран.
Первые ткани, которые были пригодны для вышивки, делали из шерсти. Но пальму первенства заняла льняная ткань, которая отличалась белизной и подходящей структурой. Ее родиной является Древняя Индия.
Во времена Средневековья вышивка появилась в Византии. Оттуда через Италию она распространилась на Север и Запад Европы. Именно тогда стали применять и до настоящего времени используются рисунки древненемецкой вышивки по льну. Позднее этот вид рукоделия стали называть вышивка крестом.
Особой популярности вышивка крестом достигла в Западной Европе в XVI столетии. Это был период популярности церкви, и вышивали чаще всего иконы, библейские сцены и тексты молитв. Узоры строго подчинялись «квадратному» рисунку ткани льняного переплетения.
В ХVII-м и XVIII-м веках произошло обогащение вышитых изделий растительными и цветочными деталями.
Вышивка широко использовалась и на Востоке. Там вышивали чаще всего цветы и использовали огромное количество цветных нитей. Вышивки Ирана и Индии отличались множеством растительных мотивов, изображением различных птиц. Вышивки Византии отличались красотой шелкового шитья и разнообразными узорами.
Вышивкой на Руси украшали обувь, одежду, жилище, конскую сбрую, предметы быта. Мотивы, используемые вышивальщицами, были разнообразны. Чаще всего можно встретить изображение человеческой фигуры с поднятыми вверх руками, священного дерева, символических райских птиц и сказочных животных.
Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка крестом подразделялась на крестьянскую (народную) и городскую. Народная вышивка была связана с обычаями русского крестьянства, а городская вышивка крестом испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций.
К 13-15 годам крестьянские девочки должны были подготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, головные уборы. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство мастерства невесты.
На территории России археологами обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Эти находки относятся к IX-XII векам. Значит, вышивка крестом существовала и развивалась в эпоху Древней Руси. С языческих времен вышивальщицы создавали в своих вышивках крестом сцены бытовой жизни. Вышивкой украшали простыни, свадебные и праздничные рубахи, полотенца, занавеси, холщевые сарафаны, платки. Позднее, в христианские времена, на Руси появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы зеркала и окна.
Вышивки в своём выполнении делятся на два способа.
Первый – это счётный, узор вышивается по счёту нитей ткани. Этот способ был широко распространён в народной вышивке.
Второй – свободный, узор вышивается по контуру рисунка свободными швами без счёта. Счётные вышивки удобно выполнять по полотну и похожим по структуре тканям полотняного переплетения, на которых будет возможно производить отсчёт нитей. Как правило, счётными швами вышивают орнамент геометрического типа (с прямыми, ровными линиями). Свободный способ вышивания предоставляет возможность вышивать картинки с криволинейными контурами на любых видах ткани. Большинство старинных народных швов счётной вышивки подразделяются на сквозные, или строчевые, которые выполняются из ткани разреженной путём выдёргивания нитей, а также вышивки по цельной ткани.
Наиболее распространёнными видами вышивки являются: - вышивка гладью; - вышивка золотыми нитями; - вышивка Ришелье (ажурная вышивка); - вышивка лентами; - вышивка синелью; - вышивка шелком; - машинная вышивка; - нитяная графика - изонить. Вышивка гладью ̶ вид вышивки, в которой прямые или косые стежки гладким толстым слоем наносятся на ткань, полностью заполняя и закрывая полотно. Имеет множество видов. Мастера вышивки гладью создают невероятные шедевры, на которые иногда уходит по 20 лет их жизни.