ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие, задачи и функции логистической деятельности на предприятии
1.2 Механизм организации логистики на предприятии
1.3 Направления совершенствования логистической деятельности на производственном предприятии
2 АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ АО ОМПО «РАДИОЗАВОД ИМ. А.С. ПОПОВА» (РЕЛЕРО)»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Характеристика внешней и внутренней среды предприятия
2.3 Анализ логистической деятельности предприятия и оценка ее эффективности
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО ОМПО «РАДИОЗАВОД ИМ. А.С. ПОПОВА» (РЕЛЕРО)»
3.1 Мероприятия по совершенствованию логистической деятельности предприятия
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерский баланс АО «ОмПО «Радиозавод им. А. С. Попова» (РЕЛЕРО) за 2018-2020 гг
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о финансовых результатах АО «ОмПО «Радиозавод им. А. С. Попова» (РЕЛЕРО) за 2018-2020 гг
ПРИЛОЖЕНИЕ В Горизонтальный и вертикальный анализ баланса АО «ОмПО «Радиозавод им. А. С. Попова» (РЕЛЕРО) за 2018-2020 гг
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Показатели платежеспособности
Актуальность настоящего исследования обуславливается тем фактом, что такое направление экономики, как логистика, все больше начинает оказывать значение в процессах управления теми или иными материальными потоками, как в социальной, так и в производственной сфере в целом. В свою очередь, логистика также позволяет повысить эффективность, так называемой закупочной деятельности. Понятие логистики следует трактовать, как важнейшую составляющую хозяйственного сектора экономики, которая оказывает значительное влияние на повышение эффективности работы этого сектора в целом при помощи специальных способов и инструментов.
В частности, мировая практика показывает, что логистика дает возможность организациям занимать лидирующие позиции в той или иной конкурентной борьбе. Отсюда можно сделать вывод, что логистика оказывает положительное влияние на развитие уровня конкурентоспособности, что, в свою очередь, виляет на экономическую устойчивость в целом.
C помощью грамотно построенной логистической сети можно обеспечить: своевременное пополнение сырья, создание и хранение резервов, контроль качества, поставку готовой продукции клиентам и обеспечение обратных потоков – все необходимое для нормального функционирования современного бизнеса и успешного решения стоящих перед ним задач. Кроме того, в логистике могут создаваться «узкие места», сформировав избыточный инвентарь или нехватку сырья в нужный момент и так далее.
На сегодняшний день всё больше структур внедряют информационные системы в процессы на предприятии. И процесс логистики не является исключением. С продвижением логистических систем в организациях всё больше стала возникать необходимость внедрения логистических информационных систем, позволяющая объединить в единое целое логистические подсистемы. Информационная поддержка данного процесса так же важна и необходима, благодаря этому можно ускорить обработку данных и доставку, следовательно, и сократить сроки выполнения заказа.
Активное развитие процессов, связанных со снабжением, которое включает в себя рад избыточных материальных факторов, способствует формированию необходимости прибегать к разработке новых способов и стратегий, которые направлены на оптимизацию основных показателей прибыли логистической деятельности. В частности, предлагаемая новая система управления организацией позволит полностью изменить основы методов взаимодействия участников логических потоков и т.п. Важно обратить внимание на тот факт, что подобного рода изменения в управлении организацией, как правило, интересны не только развивающимся предприятиям, но и уже давно закрепившимся на рынке субъектам хозяйственной деятельности.
Цель настоящей работы заключается в разработке конкретных рекомендаций, направленных на совершенствование логистической деятельности в менеджменте предприятия.
Поставленная в работе цель достигается путем решения следующего ряда важных задач:
- изучить теоретические основы логистической деятельности предприятия;
- проанализировать логистическую деятельность в менеджменте АО ОМПО «Радиозавод им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО)»;
- разработать мероприятия по совершенствованию логистической деятельности АО ОМПО «Радиозавод им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО)»;
- дать обоснование предложенным мероприятиям, которые направлены на совершенствование логистической деятельности АО ОМПО «Радиозавод им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО)».
Объектом исследования в настоящей работе является АО «ОмПО «Радиозавод им. А. С. Попова» (РЕЛЕРО).
Предметом исследования является логистическая деятельность предприятия.
Для решения поставленных в исследовании задач использован комплекс методов исследования взаимодополняющих друг друга: изучение и анализ профессиональной литературы по теме исследования; метод наблюдений; сравнительный анализ.
Практическая значимость результатов работы заключается в возможности разработать конкретные меры по совершенствованию логистической деятельности производственного предприятия.
Информационную базу работы составили финансовая отчетность АО «ОмПО «Радиозавод им. А. С. Попова» (РЕЛЕРО), законодательные и нормативно-правовые документы РФ, официальные статистические материалы и данные, научные труды отечественных и зарубежных ученых, таких как: Анисимов В.П., Волгин В. В., Герасимов Б.И., Егоров Ю.Н., Линдере Р. Майкл, Миротин Л.Б., Сергеев В.И., тематические сборники и справочники, материалы научно-практических конференций, периодических изданий.
Выпускная работа включает в свою структуру: введение, основную часть из трех глав, заключение, в котором подводится итог работы, список литературы и приложения.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие, задачи и функции логистической деятельности на предприятии
Исторически логистика развивалась как военная дисциплина. Термин применялся в IX в. н. э. в Византии, и обозначал в основном четкую, слаженную работу тыла по обеспечению войск всем необходимым, т.е. работу, которая является значимым составляющем боевого успеха. Начало широкого использования логистики в экономике приходится на 60-70-е гг. XX века и связано с достижениями в области коммуникационных технологий [2, с. 72].
Существует много определений логистики, но самым распространенным является следующее: логистика - процесс управления движением и хранением сырья и готовой продукции в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщикам до момента получения денег от потребителей [6, с. 96]. Изучим, как определяют термин «логистика» различные ученые (таблица 1).
Таблица 1 - Определение термина «логистика»
Автор
|
Термин
|
Пустобаев В.П. [36, C.38]
|
Логистика - направление в науке по управлению потоками, базирующееся на теории графов, вероятности и статистики, массового обслуживания и других науках.
|
Волгин В.В. [9, с. 146]
|
Логистика - творческая организация всех процессов, обеспечивающих перемещение потоков материалов, людей, информации наиболее оптимальными способами
|
Снежинская М.В., Анисимов В.П. [4, с.111]
|
Логистика - наука об управлении и оптимизации материальных, финансовых и информационных потоков, потоков услуг на основе применения современных технологий и наиболее прогрессивных экономических решений, интегрирующая внутренние и внешние материалопотоки и направленная на достижение конечных результатов.
|
Смехов А. А. [39, с. 5-6]
|
Логистика - новое научное направление, учение о планировании, управлении и движении материальных и информационных потоков в производственных и экономических системах.
|
Родников А.Н. [37]
|
Логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки существующей информации.
|
Аникин Б.А., Родкина Т.А. [3]
|
Логистика - интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических, или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг) управления материальными и или сервисными, а также сопутствующими им потоками до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения).
|
Мишина Л.А. [32, с.47]
|
Логистика - искусство рассуждать, вычислять.
|
Проведем анализ мнений, представленных в (таблице 1). Выделяется несколько мнений авторов. Логистику как науку трактуют Родников А.Н., Снежинская М. В., Анисимов В.П. Вторая группа определяют логистику как направление в науке, среди исследователей стоит отметить Пустобаева В.П., Смехова А.А. Под логистикой понимают, прежде всего, интегральный инструмент менеджмента такие авторы, как Аникин Б.А., Родкина Т.А., особое внимание уделяя достижению целей за счет эффективного управления потоками. Мишина Л.А. дает особенное и краткое определение, говоря о том, что логистика - искусство рассуждать, вычислять. Автор считает, что данное мнение является приемлемым для понятия «логистика», но не полностью раскрывает его сущность. Волгин В.В. под понятием «логистика» понимает творческую организацию всех процессов, которые обеспечивают перемещение потоков. В заключение анализа мнений исследователей стоит отметить, что большинство авторов особое внимание привлекают к информационным потокам, которые не менее важны, чем финансовые.
Характеристику понятия «логистика» можно изобразить в виде схемы (рисунок 1).
Под логистикой автор будет понимать направление в науке по эффективному управлению потоками запасов, сырья, материалов, незавершенного производства и т.д., которое подчиняется принципу снижения затрат и удовлетворяет требования потребителей.
Рисунок 1 – Характеристика понятия «логистика»
Активному применению логистики помог научно-технический прогресс, который сделал компьютерные технологии и моментальную связь более доступными. Это позволило следить за материальными и информационными потоками, управляя ими на всех этапах перемещения [14, с. 123].
В процессе управления материальными потоками в экономике решается множество разнообразных задач. Это - задачи прогнозирования и спроса производства, а, следовательно, и объёма перевозок; определения оптимальных объёмов и направлений материальных потоков; организации складирования, упаковки, транспортировки и многие другие.
Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций, производящих и потребляющих ту или иную продукцию, оказывающих или пользующихся теми или иными услугами. При этом ключевую роль в управлении материальным потоками играют следующие предприятия и организации:
- транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционные фирмы;
- предприятия оптовой торговли, осуществляющие комплекс логистических операций с товаром;
- коммерческо-посреднические организации, не работающие с товаром, но оказывающие услуги по организации оптового оборота;
- предприятия-изготовители, чьи склады сырья и готовой продукции выполняют разнообразные логистические операции.
Силами этих предприятий и организаций формируются материальные потоки, непосредственно осуществляется и контролируется процесс товародвижения.
Каждый из перечисленных участников логистического процесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций. При этом под термином «функция» в дальнейшем будем понимать совокупность действий, и заметно отличающуюся от другой совокупности действий, имеющих также определённую цель. Логистическая функция - это укрупнённая группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.
Основной задачей логистики является оптимизация внутренних и внешних материальных потоков, а также сопутствующих им информационных и финансовых потоков, оптимизация бизнес-процессов с целью минимизации общих затрат ресурсов. Сущность классического определения общих целей функции логистики таково, что потребитель должен получить необходимые по качеству и количеству товары, в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика с хорошим уровнем обслуживания (как до осуществления продажи продукции, так и после нее) и при заданном уровне общих затрат [11, с. 18].
Объектом логистического управления являются потоки, потоковые процессы, любые процессы, связанные с перемещением.
Предметом изучения логистики является оптимизация материальных потоков, потоков услуг и сопутствующих им финансовых и информационных потоков [31, с. 23].
Логистическая функция - это укрупненная группа логистических операций, однородных с точки зрения цели этих операций и заметно отличающихся от другой совокупности операций. Обозначим функции логистики:
- формирование хозяйственных связей по поставщикам товаров или указание услуг;
- определение объемов и направлений материального потока;
- прогнозные оценки потребности перевозок;
- развитие, размещение и организация складского хозяйства;
- управление запасами в сфере обращения; внедрение системы качества на предприятии.
Логистическая деятельность носит интегрированный характер и простирается от момента возникновения потребности в продукции до момента удовлетворения данной потребности [27, с. 39].