Курсовая работа|Логопедия

Развитие речи дошкольников в игре

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2015 | Страниц: 40

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития речи детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

1.1. Педагогические условия развития речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности

1.2. Игра как средство развития речи детей дошкольного возраста

Выводы по 1 главе

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию речи у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

2.1. Изучение уровня развития речи у детей дошкольного возраста

2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента по развитию речи у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию речи у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы

Приложение

Актуальность исследований, посвященных проблеме развития речи, определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Речь начинает активно формироваться уже в раннем возрасте и является основой для последующего речевого развития в дошкольном возрасте. Выдающиеся педагоги и психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Д.Б. Эльконин и др.) показали важность раннего возраста, охватывающего сензитивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, т.е. те периоды, когда определенная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием.

Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи – решаются на протяжении всего раннего детства. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

В раннем возрасте овладение речью представляет собой центральную линию развития ребенка, поскольку меняет его отношение к окружающей среде, выводя из ситуационной зависимости (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, В.С. Мухина,  Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин и др.). Речевая система формируется и функционирует в неразрывной связи с развитием сенсорной, сенсомоторной, интеллектуальной, аффективно-волевой сфер ребенка (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, В.П. Зинченко и др.). Отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания (Р.Е. Левина).

Важная роль в развитии речи детей дошкольного возраста принадлежит игре. Игра является ведущей деятельностью ребенка. В процессе игры ребенок не только отражает свои впечатления, знания и представления об окружающем, не только проявляет имеющиеся у него навыки, но и приобретает новые. В игре происходит развитие всех сторон психики ребенка-дошкольника (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, П.Ф.Лесгафт, А.П.Усова, Д.Б.Эльконин, Р.И.Жуковская и др.).

В системе дошкольного образования развитие речи занимает важное место. Знание закономерностей нормального развития детской речи дает возможность своевременно заметить отклонения в ее формировании и вовремя принять ряд необходимых профилактических мероприятий.

Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы квалификационной работы: «Развитие речи у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».

Цель исследования – выявить педагогические условия, способствующие развитию речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

Объект исследования – развитие речи детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В качестве гипотезы выступило предположение, что процесс развития речи детей дошкольного возраста будет эффективным, если будут соблюдены следующие педагогические условия:

1) организация предметно-игровой деятельности;

2) создание предметно-игровой среды в ДОУ и семье;

3) взаимодействие ДОУ и родителей в процессе создания предметно-игровой среды и игровой деятельности детей дошкольного возраста.

В соответствии с целью и гипотезой решаются задачи:

  1. Изучить педагогические условия развития речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
  2. Дать характеристику игры как средства развития речи детей дошкольного возраста.
  3. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий, способствующих развитию речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

Для подтверждения гипотезы исследования, достижения цели и решения задач исследования применялись следующие методы: теоретический анализ научной и психолого-педагогической литературы, нормативных и инструктивно-методических материалов, тестирование, наблюдение, эксперимент.

Базой исследования был МДОУ детский сад комбинированного вида №9 г. Челябинска, группа детей дошкольного возраста (2,5-3 года).

  1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст] / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2017. - 168с.
  2. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Е.А. Аркин. - М., 2016. - 177 с.
  3. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст] / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. - 2015. - №4.
  4. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011. - 207с.
  5. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада) [Текст] / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 2015. - 218 с.
  6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 2011. - 160с.
  7. Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду. Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе "Радуга" [Текст] / Сост. Т.Н. Доронова. - М., 2015. – 240 с.
  8. Галигузова Л.Н. Педагогика детей дошкольного возраста [Текст] / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. - М.: Владос, 2017. – 289 с.
  9. Галигузова, Л.Н. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет: метод, пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений [Текст] / Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик. - М.: Просвещение, 2017. - 159 с.
  10. Галигузова, Л.Н. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет: метод, пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений [Текст] / Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик. - М.: Просвещение, 2017. - 143 с.
  11. Гринявичене, Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды [Текст] / Н.Т. Гринявичене // Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). - М., 2016. - 311 с.
  12. Детская практическая психология [Текст] / Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М., 2013. – 253 с.
  13. Диагностика в детском саду. Методическое пособие [Текст]. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 201 с.
  14. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 2015. - 144 с.
  15. Доронова, Т.Н., Игрушки для развития детей дошкольного возраста. Предметно-методический комплект для занятий и игр с детьми раннего возраста [Текст] / Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов. - М: Детям XXI века, 2015. - 62 с.
  16. Дошкольная педагогика [Текст] / Под ред. В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2014. - 456 с.
  17. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение [Текст] / Р.И. Жуковская. - М.: ЧП Ильин, 2011. - 249с.
  18. Игра дошкольника [Текст] / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 2019. - 312с.
  19. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов [Текст] / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. - М.: Полиграф сервис, 2012. - 128 с.
  20. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 224 с.
  21. Козлова, А.М. Дошкольное образование: Психолого-педагогическая практика: Учебно-методическое пособие [Текст] / А.М. Козлова, Е.В. Никифорова, Н.А. Скопинова. - М.: ЦГЛ, 2012. - 80с.
  22. Концепция дошкольного воспитания [Текст] // Дошкольное воспитание. - М: Просвещение, 2019. - № 5. - С. 10-23.
  23. Котелевская, В.В. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах / В.В. Котелевская, Т.Б. Анисимова. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2012.
  24. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. – М. «Институт практической психологии», 2017.
  25. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда [Текст] / С.Л. Новоселова. - М.: МДО, 2015. - 174с.
  26. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда [Текст] / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. - 2015. - №4.
  27. Основы дошкольной педагогики [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, Б.Д. Маркова, - М., 2014. - 156 с.
  28. Петровский, В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. - М., 2013. - 211 с.
  29. Практическая психология образования [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 2017.
  30. Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2016. - 780 с.
  31. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2010. - 712 с.
  32. Скрипкина, Т.П. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов [Текст] / Т.П. Скрипкина, Э.К. Гульянц. – Ростов н/Д.: РГПУ, 2013.
  33. Струнина, Е.М. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий [Текст] / Е.М. Струнина, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина. – М.: Сфера, 2017. -144 с.
  34. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 1972. – 280с.
  35. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова; под ред. А.В. Запорожца. - М., 2016. - 342 с.
  36. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольника [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во института психотерапии, 2011. – 237с.
  37. Чуковский, К.И. От двух до пяти [Текст] / К.И. Чуковский. – М.: Педагогика, 2010. – 384с.
  38. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Наука, 2010. - 499с.
  39. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1960. –348с.
  40. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 2015.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Логопедия
2014 год 42 стр.
Курсовая Словоизменения имени существительного у детей с ОНР
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское