Введение
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу изучения особенностей формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов в процессе обучения
1.1. История развития понятия о геометрических фигурах и форме предметов
1.2. Роль геометрического содержания в формировании математических представлений у дошкольников
1.3. Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов в процессе обучения старших дошкольников
Глава 2. Экспериментальное изучение возможностей формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Констатирующий эксперимент
2.2. Формирующий эксперимент
2.3. Результаты эксперимента
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Для того чтобы обеспечить всестороннее интеллектуальное развитие детей, важно способствовать расширению и обогащению их конкретно-чувственного опыта. Дети в жизни видят большое разнообразие всевозможных форм, цветов и иных характеристик предметов, таких как, например, предметы домашнего быта и игрушки. Понятно, что самому ребенку непросто разобраться в обилии информации, а значит, необходимо целенаправленное воспитание. К тому периоду, когда ребенок идет в школу, важно, чтобы у него было сформировано представление о геометрических фигурах и форме предметов окружающей действительности. Именно в этом и заключается сущность сенсорного воспитания цель которого состоит в целенаправленном педагогическом развитии чувственного познания и совершенствовании восприятия и чувств ребенка. Начальная школа – это период начала проведения этой работы. В связи с этим нужно не упустить эту стадию и помочь малышу понять и воспринять это многообразие форм. Невзирая на то, что фактический теоретический материал на сегодняшний день представлен в избытке, проблема развития представлений о геометрических фигурах и форме предметов в ходе ежедневной деятельности и на занятиях в начальной школе остается слабо проработанной. На этом основании мы полагаем, что выбранная нами тема исследования очень значима и требует детального изучения.
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы проанализировать специфику формирования понятия о геометрических фигурах и форме предметов у детей.
Предмет настоящего исследования представлен процессом формирования понятия о геометрических фигурах и форме предметов у детей.
Объект данного исследования – системно выстроенным регулярным обучением и комплексом дидактических игр и заданий, позволяющих выработать представление о геометрических фигурах и форме предметов у детей.
На основании предмета и цели мы поставили ряд задач исследования:
- Анализ методических и педагогических источников, а также периодики по рассматриваемой теме;
- Установление специфики формирования понятия о геометрических фигурах и форме предметов у детей;
- Выявление возможностей развития представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей.
Исследование включает в себя введение, теоретическую главу, практическую часть, заключение, библиографический список и приложения.
- Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу изучения особенностей формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов в процессе обучения
1.1. История развития понятия о геометрических фигурах и форме предметов
Если рассматривать Толковый словарь русского языка, составленный С.И. Ожеговым, можно найти дефиницию формы, в которой она рассматривается в качестве наружного вида, внешнего очертания объекта. Кроме того, приводятся примеры словоупотребления данного понятия: предмет треугольной формы; апельсин имеет форму шара и пр. [16, с. 855].
Геометрия является разделом математики, который занимается изучением пространственных отношений и форм объектов. Начальные понятия о геометрических формах зародились у человека в древнейшие времена. Людям нужно было понять, насколько вместительными были те или иные объекты – кувшины, амбары и пр., а также узнать площадь участков земли. Именно это и поспособствовало появлению первоначальных толкований формы предметов. Дошедшие до нас памятники древности, предусматривающие нормы вычисления объема и площади, разработали жители Вавилона и Египта. Эти памятники датируются 2 тысячелетием до н.э. Примерно 2,5 тысяч лет назад геометрические познания Древнего Египта и Вавилона были заимствованы греками. Изначально эти познания использовались главным образом для того, чтобы вычислять площадь земельного участка. Это и послужило источником греческого названия геометрии, которое переводится как «землемерие» [14, с. 78].
Затем происходило формирование обобщенного понятия о геометрических фигурах, которые рассматривались не только в качестве точки, линии, поверхности или тела, но и любой их совокупности. Изначально геометрия представляла собой науку, изучающую фигуры, их части и взаимное расположение, а также их преобразование. Данная дефиниция соответствует дефиниции, в которой под геометрией понимается наука, изучающая пространственные отношения и формы. На самом деле, фигура как предмет изучения геометрии и является пространственной формы. В связи с этом в геометрии принято говорить, к примеру, «куб», а не «объект кубической формы». Для определения расположения и размеров применяются пространственные отношения. Кроме того, преобразование в его геометрическом толковании тоже является некоторым отношением между двумя фигурами. В частности, это данная фигура и фигура, в которую ее преобразуют. В нынешнем, наиболее обобщенном понимании, геометрия включает в себя множество математических теорий. Их отнесенность к данной науке обусловлена как сходством (которое иногда достаточно отдаленное) их объекта с привычными пространственными формами и отношениями, так и тем, что в основе их исторического формирования лежит геометрия в ее изначальном толковании. В своих построениях эти теории основываются на анализе, обобщении и видоизменении геометрических понятий. Геометрия в таком обобщенном понимании неразрывно связана с остальными разделами математики, что усложняет определение ее четких границ.
Греческими исследователями были открыты многочисленные геометрические свойства, на основании чего впоследствии ими была разработана строго организованная структура геометрических знаний. она основана на простейших геометрических свойствах, которые были подсказаны опытом. Другие же свойства были выведены из простейших посредством логических умозаключений. Данная структура примерно в 300 году до н. э. была преподнесена в окончательной форме в «Началах» Евклида. Этот труд включил в себя в том числе основы теоретической арифметики. Содержание и строгость изложения геометрических глав этого труда напоминают современные учебники геометрии.