Курсовая работа|Педагогика

Развитие представлений о геометрических фигурах и форме предметов у дошкольников

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2015 | Страниц: 33

Введение

Глава 1. Анализ  психолого-педагогической литературы по вопросу изучения особенностей формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов в процессе обучения

1.1.  История развития понятия о геометрических фигурах и форме предметов

1.2. Роль геометрического содержания в формировании математических представлений у дошкольников

1.3.  Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов в процессе обучения старших дошкольников

Глава 2. Экспериментальное изучение возможностей формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов  у детей старшего дошкольного возраста

2.1. Констатирующий эксперимент

2.2. Формирующий эксперимент

2.3. Результаты эксперимента

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Для того чтобы обеспечить всестороннее интеллектуальное развитие детей, важно способствовать расширению и обогащению их конкретно-чувственного опыта. Дети в жизни видят большое разнообразие всевозможных форм, цветов и иных характеристик предметов, таких как, например, предметы домашнего быта и игрушки. Понятно, что самому ребенку непросто разобраться в обилии информации, а значит, необходимо целенаправленное воспитание. К тому периоду, когда ребенок идет в школу, важно, чтобы у него было сформировано представление о геометрических фигурах и форме предметов окружающей действительности. Именно в этом и заключается сущность сенсорного воспитания цель которого состоит в целенаправленном педагогическом развитии чувственного познания и совершенствовании восприятия и чувств ребенка. Начальная школа – это период начала проведения этой работы. В связи с этим нужно не упустить эту стадию и помочь малышу понять и воспринять это многообразие форм. Невзирая на то, что фактический теоретический материал на сегодняшний день представлен в избытке, проблема развития представлений о геометрических фигурах и форме предметов в ходе ежедневной деятельности и на занятиях в начальной школе остается слабо проработанной. На этом основании мы полагаем, что выбранная нами тема исследования очень значима и требует детального изучения.

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы проанализировать специфику формирования понятия о геометрических фигурах и форме предметов у детей.

Предмет настоящего исследования представлен процессом формирования понятия о геометрических фигурах и форме предметов у детей.

Объект данного исследования – системно выстроенным регулярным обучением и комплексом дидактических игр и заданий, позволяющих выработать представление о геометрических фигурах и форме предметов у детей.

На основании предмета и цели мы поставили ряд задач исследования:

  • Анализ методических и педагогических источников, а также периодики по рассматриваемой теме;
  • Установление специфики формирования понятия о геометрических фигурах и форме предметов у детей;
  • Выявление возможностей развития представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей.

Исследование включает в себя введение, теоретическую главу, практическую часть, заключение, библиографический список и приложения.

 

 

 

  1. Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу изучения особенностей формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов в процессе обучения

 1.1.  История развития понятия о геометрических фигурах и форме предметов

Если рассматривать Толковый словарь русского языка, составленный С.И. Ожеговым, можно найти дефиницию формы, в которой она рассматривается в качестве наружного вида, внешнего очертания объекта. Кроме того, приводятся примеры словоупотребления данного понятия: предмет треугольной формы; апельсин имеет форму шара и пр. [16, с. 855].

Геометрия является разделом математики, который занимается изучением пространственных отношений и форм объектов. Начальные понятия о геометрических формах зародились у человека в древнейшие времена. Людям нужно было понять, насколько вместительными были те или иные объекты – кувшины, амбары и пр., а также узнать площадь участков земли. Именно это и поспособствовало появлению первоначальных толкований формы предметов. Дошедшие до нас памятники древности, предусматривающие нормы вычисления объема и площади, разработали жители Вавилона и Египта. Эти памятники датируются 2 тысячелетием до н.э. Примерно 2,5 тысяч лет назад геометрические познания Древнего Египта и Вавилона были заимствованы греками. Изначально эти познания использовались главным образом для того, чтобы вычислять площадь земельного участка. Это и послужило источником греческого названия геометрии, которое переводится как «землемерие» [14, с. 78].

Затем происходило формирование обобщенного понятия о геометрических фигурах, которые рассматривались не только в качестве точки, линии, поверхности или тела, но и любой их совокупности. Изначально геометрия представляла собой науку, изучающую фигуры, их части и взаимное расположение, а также их преобразование. Данная дефиниция соответствует дефиниции, в которой под геометрией понимается наука, изучающая пространственные отношения и формы. На самом деле, фигура как предмет изучения геометрии и является пространственной формы. В связи с этом в геометрии принято говорить, к примеру, «куб», а не «объект кубической формы». Для определения расположения и размеров применяются пространственные отношения. Кроме того, преобразование в его геометрическом толковании тоже является некоторым отношением между двумя фигурами. В частности, это данная фигура и фигура, в которую ее преобразуют. В нынешнем, наиболее обобщенном понимании, геометрия включает в себя множество математических теорий. Их отнесенность к данной науке обусловлена как сходством (которое иногда достаточно отдаленное) их объекта с привычными пространственными формами и отношениями, так и тем, что в основе их исторического формирования лежит геометрия в ее изначальном толковании. В своих построениях эти теории основываются на анализе, обобщении и видоизменении геометрических понятий. Геометрия в таком обобщенном понимании неразрывно связана с остальными разделами математики, что усложняет определение ее четких границ.

Греческими исследователями были открыты многочисленные геометрические свойства, на основании чего впоследствии ими была разработана строго организованная структура геометрических знаний. она основана на простейших геометрических свойствах, которые были подсказаны опытом. Другие же свойства были выведены из простейших посредством логических умозаключений. Данная структура примерно в 300 году до н. э. была преподнесена в окончательной форме в «Началах» Евклида. Этот труд включил в себя в том числе основы теоретической арифметики. Содержание и строгость изложения геометрических глав этого труда напоминают современные учебники геометрии.

  1. Агеева С.И. Обучение с увлечением. М., 2011. - Ч. I. 64 с.
  2. Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика. М., 2011. 122 с.
  3. Белошистая А. Старших школьный возраст: формирование и развитие математических способностей //Старших школьное воспитание. – 2010. - № 2. – С. 69-71.
  4. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для старших дошкольников. Ярославль, 2016. 204 с.
  5. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе семьи и школы. Воронеж: ТЦ Учитель, 2014. – 392 с.
  6. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду. М., 2017. 156 с.
  7. Ерофеева Т.И. и др. Математика для старших дошкольников [Электронный ресурс] Режим доступа: https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/37842#page/0/mode/2up
  8. Зайцев В.В. Математика для старших дошкольников. М.: Владос, 2019. – 64 с.
  9. Занков Л. В. Обучение и развитие. М.: Владос, 440 с.
  10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Старших школьная педагогика. М.: Академия, 2010. – 416 с.
  11. Леушина A.M. Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. М., 2014. 367 с.
  12. Мазепина Т.Б. Развитие пространственно-временных ориентиров ученика в играх, тренингах, тестах. Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 32 с.
  13. Математика от трех до семи /Авт.-сост. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. СПб.: «Детство-Пресс», 2013. – 176 с.
  14. Математика: Для обучения детей в детском саду и дома / Сост. М.А. Серебрякова, Н.А. Муратова. Екатеринбург, 2017. 133 с.
  15. Новикова В.П. Математика в детском саду. Младший старших школьный возраст. М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 96 с.
  16. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 2019. 907 с.
  17. Развитие мышления и умствен­ное воспитание старших дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. М., 2015. 142 с.
  18. Сычева Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста: Конспекты занятий. М.: Прометей, Книголюб, 2012. – 104 с.
  19. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. М., 2010. 64 с.
  20. Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста / Под ред. А.А.Столяра. М., 2018. 303 с.
  21. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 272 с.
  22. Баженова Е.А., Бодренко О.Л., Крашенинникова С.Е., Орлова О.Н., Северина Н.А., Фиксель О.В., Хохлова М.Ю. Секреты успешного развития в раннем возрасте // Под ред. Реморенко Е. В. Красноярск, Центр молодой семьи г. Красноярска, 2015. С. 16-22.
  23. Эрдниев П.М. Укрупнённые дидактические единицы на уроках математики. М., 2012. 255 с.
  24. Сербина Е. В. Математика для малышей. М., 2012. 77 с.
  25. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 2015. 94 с.
  26. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М., 2013. 97 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское