Введение
Глава 1. Теоретические основы организации внеучебной деятельности учащихся
1.1. Организация внеучебной деятельности учащихся как педагогическая проблема
1.2. Педагогические условия организации внеучебной деятельности учащихся
Глава 2. Организация внеучебной деятельности в «-»
2.1. Характеристика внеучебной деятельности в «-» в рамках реализации ФГОС
2.2. Оценивание внеучебной деятельности
2.3. Разработка программы внеучебной деятельности, направленная на адаптацию учащихся 1 курса.
Заключение
Список использованной литературы
Современное российское общество нуждается в активной и инициативной личности, умеющей творчески мыслить, принимать нестандартные решения, быстро и адекватно реагировать на ситуацию. Это требует переориентации задач профессионального образования на необходимость не только сформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки, но и научить творчески пользоваться ими, формируя профессионально значимые качества, компетенции, необходимые для деятельности специалистов в избранной сфере.
Указанные выше целевые ориентации реализуются преподавателями как в процессе обучения на занятиях, так и во внеурочной работе в профессиональной образовательной организации.
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования имеют целью обновление системы образования и создания условий для развития и формирования успешных профессионалов.
Новые акценты в деятельности образовательных организаций предполагают возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого обучающегося, формирования его индивидуальной образовательной траектории. В этих условиях одним из средств формирования востребованных качеств личности учащихся является создание системы внеучебной деятельности. Это понятие, объединяющее все виды деятельности учащихся, в которых заложена возможность и целесообразность решения задач их воспитания, развития и социализации. Внеучебная деятельность – это возможность использования свободного от учёбы времени для собственного развития путём самообразования, самовоспитания, самообучения, профессионального становления.
В свою очередь, внеучебная деятельность является важным этапом в жизни студенческого сообщества. Студенческое самоуправление, участие в спортивных, театральных, музыкальных и иных кружках, военно-патриотических слетах, региональных и всероссийских конкурсах способствуют являются важным условием для гармоничного и всестороннего развития личности.
Таким образом, помимо учебной деятельности учащихся, на первый план выступает также внеучебная деятельность как средство социализации учащихся. Она представляет собой такой вид образовательной деятельности, которая, в отличие от урочной и классной работы, осуществляется отдельно, но тем не менее является частью освоения основной образовательной программы и направлена на достижение определенных результатов.
Значимость внеучебной деятельности трудно переоценить. Соответствие внеурочных занятий интересам учащихся, профилактика безнадзорности и бродяжничества, выявление и поддержка талантливой молодежи, стимулирование «живого» общения и привитие моральных, патриотических и других ценностей – вот главная задача педагогов, независимо от вида образовательной организации и специфики ее обучения.
Также внеурочная работа со студентами создает дополнительные возможности, направленные на самореализацию, творческое развитие талантливой молодежи, способствует формированию целостной, гармоничной личности.
Зачастую именно образовательная организация выступает в роли своеобразного «катализатора» выявления способностей учащихся.
Степень разработанности темы. Основанием данного исследования стали труды по педагогике, психологии, философии, эстетике и теории искусства.
Общие труды по педагогике позволили мне рассмотреть целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. В своем исследовании я обратилась к таким авторам, как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.С. Селиванов.
Так как объектом моего исследования являются современные формы внеучебной деятельности, я рассмотрела труды таких авторов, как В.П. Вахтеров, Д.В. Григорьев и П.В. Степанов, Т.А. Ветошкина и Н.В. Шнайдер и др. Так как роль внеучебной деятельности в учебно-воспитательном процессе непрерывно возрастает, мне необходимо было обратиться к ее историческому аспекту, рассмотреть эволюцию понятия «внеучебная деятельность», проанализировать накопленный опыт, который нужен педагогу сегодня.
Объект исследования: внеучебная деятельность учащихся в учреждениях СПО.
Предмет исследования: педагогические условия организации внеучебной деятельности учащихся в учреждениях СПО.
Цель исследования: теоретически обосновать и выявить педагогические условия организации внеучебной деятельности учащихся .
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
- Изучить вопросы организации внеучебной деятельности учащихся как педагогическая проблема;
- Определить педагогические условия организации внеучебной деятельности учащихся;
- Провести анализ организации внеучебной деятельности в образовательной организации.
- Разработать предложения по повышению эффективности внеучебной деятельности в работе образовательной организации;
- Предложить программу организации внеучебной деятельности в образовательной организации.
Гипотеза исследования: я полагаю, что изучение сущности внеучебной деятельности учащихся СПО, определение организационно-методических условий проведения внеурочных занятий, определение и учет критериев удовлетворенности учащихся проводимой воспитательной работой, способствуют повышению уровня социальной активности и индивидуальности учащихся СПО.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплексный метод, который включает в себя теоретический анализ психологической, педагогической литературы по изучаемой проблеме, беседа, наблюдение.
Глава 1. Теоретические основы организации внеучебной деятельности учащихся
1.1. Организация внеучебной деятельности учащихся как педагогическая проблема
На сегодняшнем этапе развития невозможно представить себе комплексную модернизацию государства без участия подрастающего поколения как залога творческого потенциала страны. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020гг. рассматривает в качестве приоритетного условия конкурентоспособной, технически развитой, социально ориентированной, интеллектуально и инновационной прогрессивной экономики государства именно образовательный контент, базой которого является Федеральный государственный образовательный стандарт.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования [26].
В свою очередь, внеучебная деятельность является важным этапом в жизни студенческого сообщества. Студенческое самоуправление, участие в спортивных, театральных, музыкальных и иных кружках, военно-патриотических слетах, региональных и всероссийских конкурсах являются важным условием для гармоничного и всестороннего развития личности.
Таким образом, помимо учебной деятельности учащихся, на первый план выступает также внеучебная деятельность как средство социализации учащихся.
Она представляет собой такой вид образовательной деятельности, которая, в отличие от урочной и классной работы, осуществляется отдельно, но, тем не менее, является частью освоения основной образовательной программы и направлена на достижение определенных результатов.
Поступление в колледж предполагает новые условия жизни для молодых людей, к которым необходимо адаптироваться. Именно внеучебная деятельность помогает студентам лучше узнать выбранную профессию, познакомиться с новым учебным коллективом. На роль внеучебной деятельности в профессиональном становлении и личностном развитии учащихся указывают многочисленные психолого-педагогические исследования (К. А. Абдылакимов, В. П. Андрусенко, О. Н. Кузьмина, С. С. Овчинников, Н. П. Семенова, К. К. Соломатов, И. А. Яременко и др.).