Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ
1.1. Особенности современного дошкольного образования
1.2. Понятие и виды образовательной деятельности в дошкольном образовании
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ
2.1. Общая характеристика деятельности ДОУ
2.2. Анализ содержания образовательной деятельности в ДОУ
2.3. Результаты анализа содержания образовательной деятельности в ДОУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Образование в нашей стране традиционно является предметом особого внимания со стороны и общества, и государства. Постоянные дискуссии о состоянии системы образования, путях и способах его реформирования проходят и на заседаниях Государственной Думы, и в СМИ, и в профессиональной аудитории. В эту дискуссию вовлечена и значительная часть населения.
От развития системы образования зависит судьба нашего государства и каждого отдельного человека. Образование всегда было и остается неотъемлемой и важной сферой человеческой деятельности, являясь фактором социально-экономического прогресса. От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики, промышленности, производства.
Содержание образования является той приоритетной сферой, которая обуславливает развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное образование, в котором сегодня происходят большие перемены, связанные с интересом государства к развитию данной сферы.
Грамотно организованное воспитание и образование ребенка до школы – залог развития его мышления, памяти, внимания, воображения, речи и физического здоровья. Без этих базовых качеств будет сложно успешно адаптироваться в начальной школе, освоить программу последующих уровней образования, реализоваться в личном, социальном, профессиональном плане. Именно поэтому возраст с рождения и до семи лет играет основополагающую роль в становлении человека, а дошкольному образованию уделяется большое внимание на государственном уровне.
Таким образом, выбор темы исследования обусловлен объективно существующей потребностью в грамотной организации и многогранном содержании образовательной деятельности на уровне дошкольного образования в соответствии с современными тенденциями.
Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время проблема содержания образовательной деятельности в дошкольном образовании достаточно активно обсуждается учеными и специалистами, выдвигаются различные подходы к проблеме. Большой вклад в исследование рассматриваемоговопроса в свое время внесли такие известные ученые, как К.М. Гуревич, Н.С. Лейтес, Я.А. Пономарев, А.М. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн [27, 44]. Из современных ученых и специалистов следует отметить Д.Б. Богоявленскую, Е.В. Казенко,И.Б. Миронова, В.С. Степанова[19]. В настоящей работе отражены различные точки зрения, как советских, так и современных исследователей на анализируемую проблему, рассмотрены предлагаемые методики.
Объект исследования: дошкольное образование.
Предмет исследования: требования к содержанию образовательной деятельности в дошкольном образовании.
Цель исследования – изучить основныетребования к содержанию образовательной деятельности в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО, Примерной основной образовательной программой ДО, и проанализировать образовательную программу дошкольной образовательной организации в контексте соответствия этим требованиям.
Гипотеза исследования: соблюдение установленных нормативными правовыми актами требований к содержанию и структуре образовательной программы дошкольного образования будет способствовать организации эффективной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, результаты которой приведут к успешной адаптации детей к детскому саду и высокой степени готовности детей к школе.
В связи с поставленной целью и гипотезой выделены следующие задачи:
- рассмотреть особенности дошкольного образования на современном этапе;
- определить понятие и виды образовательной деятельности в дошкольном образовании;
- представить общую характеристику деятельности ДОУ;
- проанализировать содержание образовательной деятельности в ДОУ;
- определить результаты образовательной деятельности в ДОУ.
Методы исследования: анализ нормативно-правовой документации и специальной литературы по теме исследования, обобщение данных, изучение и анализ педагогического опыта, дедуктивные и индуктивные методы педагогического исследования.
База исследования: ДОУ.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
1.1. Особенности современного дошкольного образования
Образование охватывает широкий круг явлений и представляет собой один из важнейших институтов общества, зародившихся в глубокой древности. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] (далее – Закон об образовании) оно понимается как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов»(п. 1 ст. 2).
Первым уровнем в системе общего образования России является дошкольное образование, под которым понимается воспитание, обучение и развитие детей-дошкольников (с 2 месяцев до 8 лет), присмотр и уход за ними, их оздоровление.
Цель дошкольного образования – формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (п. 1 ст. 64 Закона об образовании).
Дошкольная образовательная организация сегодня рассматривается как социально-образовательная система, способная решить задачу создания условий для полноценного развития личности каждого ребенка, взаимодействия разновозрастных детей, социально-воспитательной работы с семьей, медицинского образования и обеспечения психологической помощи [7].
Согласно п. 1.6 ФГОС ДО, задачами дошкольного образования являются:
«…1) защита и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка;
3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемого в рамках образовательных программ;
4) создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и наклонностями;
5) интеграция образования и воспитания в целостный образовательный процесс, основанный на духовных, нравственных и социокультурных ценностях и правилах, и нормах поведения, принятых в обществе в интересах человека, семьи, общества;
6) формирование общей культуры личности детей;
7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования;
8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) оказание психологической и педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания, защиты и укрепления здоровья детей…»[2].