Введение
Глава 1. Теоретические аспекты неуспеваемости школьников и пути устранения этих причин
- Понятие школьной неуспеваемости
- Пути устранения школьной неуспеваемости
Глава 2. Экспериментальная работа по устранению неуспеваемости детей младшего школьного возраста
2.1 Диагностика успеваемости детей младшего школьного возраста
2.2 Реализация путей устранения неуспеваемости детей младшего школьного возраста
Заключение
Список использованной литературы
На сегодняшний день вопрос качественного труда стоит в масштабах государства и стоит весьма остро. Наиболее актуальной темой для обсуждения является неуспеваемость в учреждениях школьного образования.
Для науки определена задача обозначить причины возникновения феномена неуспеваемости. Ведь не понимая причин нет возможности и разработать меры по борьбе. На этот счет разработан ряд трудов, теорий и концепций. Ученые выделяют работу с неуспевающими в отдельное направление. Данным вопросом занимались такие деятели, как: П.Н. Блонский, Е.А. Аркин, В.И. Самохвалов, Л.С. Славина, Н.А. Менчинская, Н.И. Мурачковский и многие другие.
Исходя из всего вышесказанного, можно сформулировать актуальность выбранной темы: неуспеваемость в школе – это проблема не только психологии, как науки, но и педагогики. Неуспеваемость в школе – это продукт разных факторов, как жизненных, так и физиологических. Именно поэтому причины неуспеваемости того или иного ребенка бывает выявить крайне сложно. С теми учениками, которые не осиливают школьную программу наравне со своими одноклассниками, проводятся дополнительные занятия. Но не всегда данная работа оправдана и дает итог.
Цель работы: выявить эффективные пути решения проблемы неуспеваемости младших школьников. Из цели можно выделить следующие задачи:
- Рассмотреть неуспеваемость младших школьников;
- Разобрать пути преодоления неуспеваемости младшими школьниками;
- Проанализировать экспериментальную работу по устранению неуспеваемости детей младшего школьного возраста
Объект исследования моей работы неуспевающие учащиеся начальных классов. Предмет моей работы пути преодоления неуспеваемости посредствам взаимодействия семьи и школы.
Глава 1. Теоретические аспекты неуспеваемости школьников и пути устранения этих причин
Понятие школьной неуспеваемости
Сам по себе термин «неуспеваемость» представляет собой весьма многогранное явление, требующее крайне разностороннего подхода. Именно по этой причине в современных источниках мы видим ряд разных определений данного термина.
По мнению Л.А. Печатниковой, нет неуспевающих детей, есть нерешенные проблемы.
Само по себе отставание по учебной программе – это крайне негативный фактор, который требует незамедлительной реакции и принятия мер.
По мнению И.В.Дубровиной, феномен неуспеваемости в школе обусловлен тем, что ребенок не справляется с теми заданиями, которые ему предлагаются, хотя разработаны они именно для данной возрастной категории.
По мнению Данилова М.А. неуспеваемость связана с противопоставлением процесса. Противоречие возможностей учащихся требованиям, которые к ним предъявляют в школе и составляют основу процесса.
По мнению В.Оконь неуспеваемость несет в себе полную асинхронизацию процесса взаимодействия между школьником и учителем. По мнению Н.Н.Бударного, отставание – есть мера, согласно которой принимается решение о переводе ребенка в старший класс. И в данном случае это те учащиеся, знания которых оцениваются ниже трехбалльной отметки. Такое явление носит название «абсолютная неуспеваемость». Но все описанное выше, можно базировать не только на ряде условий, но и на индивидуальных возможностях ученика. В данном случае имеет место быть относительная неуспеваемость, иными словами «недогруз» ученика.
По А.М. Гельмонту неуспеваемость делится на:
- полное отставание в течение длительного времени по всем предметам;
- частичное отставание (отставание по 2-3 предметам программы);
- эпизодическое отставание, самый простой тип отставания, который напрямую зависит от внешних условий, и, в отличие от первых двух, легче преодолевается. Изучение неуспевающих учащихся, как правило, начинают с их типизации (разделения по типам неуспевания).
По Л.С.Славиной неуспеваемость базируется на частых неудачах в ходе обучения. По Блонскому П.П. неуспеваемость напрямую зависит от структуры личности ребенка. сюда можно отнести два типа: «плохой работник» и патологический».
Элементами неуспеваемости школьника называют:
- отсутствие умения применять минимальный набор операций в учебной деятельности;
- отсутствие тяги к знаниям и новым достижениям;
- избегание сложностей и проблем;
- отсутствие стремления получить хорошую отметку за свои труды;
- отсутствие стремления расширить свои знания и навыки;
- полное не владение терминологией предмета.
В целом, все перечисленные выше компоненты составляют основу неуспеваемости. В процессе обучения могут проявляться как все, так и некоторые элементы, и на основании этого диагностируется отставание. В данном случае важно, чтобы были внешние проявления данного феномена.
Наблюдается взаимосвязь неуспеваемости и отставания, причем связь непосредственная. Если говорить об отставании. то это невозможность выполнять требования по предложенным нормативам. Термин «отставание» и сам по себе означает «невыполнение ряда операций». на этом и базируется толкование данного понятия.
Сам процесс отставания также разделен на составные части.
Неуспеваемость – это качественный итог процесса отставания. Все элементы отставания взаимодействуют между собой и в итоге приходят к неуспеваемости.
Чтобы разобраться в том, где же берет свое начало отставание, необходимо разобрать пошагово весь процесс. Ведь с ходом обучения неуспеваемость также может быть напрямую связана.
Выделяют три характерных фактора успеваемости: школьные требования к учащимся; психологические и физические возможности; условия жизни и обучения.
На основе того, какие требования предъявляются к учащимся, разрабатывается набор критериев и оценок. Условия должны быть приемлемыми для психологического и физиологического развития ребенка.
В данном процессе также поможет использование методической литературы, коей по данному вопросу весьма много.
Выявлять отставание и его аспекты можно путем наблюдения и контроля. Надо сказать, что методики исследования процесса отставания – это не что то отстраненное, они базируются собственно, на самом процессе.
Отставания выявляются следующими методами: контроль, выполнение заданий. Если это результаты самостоятельной работы, то у педагога имеется наглядная картина отставания. С этой картиной он уже работает далее, отвечает на вопросы, корректирует и т.д..
Отбор признаков отставаний непосредственно сопряжен с методами их выявления: то или другое проявление отставания только в том случае может расцениваться как признак, если имеется доступный для использования на уроке способ его обнаружения.
Дадим краткое описание особенностей отставаний учащихся. Они относятся к тем учебным предметам, что характеризуются огромным удельным весом творческой деятельности, опирающейся на знания, основные умения и навыки.