I.Теоретические аспекты двойного налогообложения
1.1.Налоговый суверенитет и налоговая юрисдикция
1.2. Правовые основания двойного налогообложения и виды двойного налогообложения.
1.3. Источники правового регулирования избежания двойного налогообложения на примере Российской Федерации и Великобритании.
Глава II. Избежание двойного налогообложения в Российской Федерации
2.1. Общая правовая характеристика источников и способов избежания двойного налогообложения в Российской Федерации
2.2. Налог на прибыль организаций в Российской Федерации
Глава III. Избежание двойного налогообложения в Великобритании
3.1 Общая правовая характеристика источников избежания двойного налогообложения в Великобритании
3.2 Корпорационный налог в Великобритании
I.Теоретические аспекты двойного налогообложения
1.1.Налоговый суверенитет и налоговая юрисдикция
Практически при любом юридическом исследовании важную роль играет принцип суверенитета. Обычно под суверенитетом понимается «состояние полновластия государства на своей территории и его независимости от других государств».[1] При этом, одним из его основных свойств является неделимость и неограниченность, что было отмечено еще Ж.Бодэном в его трудах «Шесть книг о государстве»[2].
И.Д.Левин отмечал, что в основе единства суверенитета лежит единство политической природы. На сегодняшний день в демократическом мире волеизъявление народа является политической базой суверенитета, таким образом, суверенитет (как свойство) государству придает народ.
Стоит отметить, что сам суверенитет является неделимым, но при этом он может быть реализован в различных сферах. В юридической литературе авторы сразу отмечают, что речь идет о суверенитете в определенной области общественных отношений.
Государства могут самостоятельно образовывать налоговую систему на своей территории: устанавливать и взимать налоги и сборы, определять порядок и сроки уплаты таких налогов, выделять их основные элементы и т.д. В судебном деле the Lotus case было отмечено следующее: «Принцип абсолютной и исключительной юрисдикции внутри национальных границ применяется к иностранцам так же, как к гражданам или жителям, и иностранец не может претендовать на исключение из данной юрисдикции, кроме случаев, когда он может продемонстрировать, что либо он имеет на основании специального иммунитета основания на неприменение к нему национального закона, либо национальный закон не соответствует международному праву»[3].
Налоговый (фискальный) суверенитет – является частной, но очень важной категорией по отношению к государственному суверенитету[4]. Садчиков М.Н. рассматривает налоговый суверенитет как составляющую государственного суверенитета[5]. Стоит отметь, что согласно международно-правовым нормам государства не могут распространять свой суверенитет на космическое пространство. Несмотря на важность налогового суверенитета, в Российской Федерации до сих пор не существует законодательно закрепленного определения налогового (фискального) суверенитета. В решениях Конституционного Суда РФ можно встретить термин «фискальный суверенитет», но пояснений ему не дается. Раскрываются только некоторые элементы данного термина, например, право государства самостоятельно устанавливать и взимать налоги на своей территории.
Понятие налогового (фискального) суверенитета рассматривали и отечественные авторы. М.Ю.Орлов считает, что суть фискального суверенитета заключается в полной власти государства устанавливать источники, из которых пополняется казна, и при этом власть не зависит от воли плательщиков или других субъектов права[6]. При исследовании экономических аспектов международного налогообложения к аналогичному мнению пришел и А.И.Погорлецкий, который считает, что налоговый (фискальный) суверенитет является правом государства, в лице федеральной власти, вводить любые и контролировать процесс их сбора на своей территории. Данное определение является наиболее близким к тому, что используется в документах ОЭСР[7].
Территориальность налогового (фискального) суверенитета заключается в том, что государство осуществляет абсолютную власть на принадлежащей государству налоговой территории, и в то же время налоговый(фискальный)суверенитет не распространяется за пределами этого государства.
Актуальной проблемой, касающейся налогового суверенитета, является его действие на территориях со спорным правовым режимом (континентальные шельфы и исключительная экономическая зона). Согласно Федеральному закону "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" от 17.12.1998 N 191-ФЗ и Федеральному Закону «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.1995 N 187-ФЗ граждане Российской Федерации и иностранные лица, которые используют водные биоресурсы, неживые ресурсы, занимаются захоронением отходов и других материалов в этих двух зонах платят налоги, установленные Российской Федерации. Из этого вытекает спорный вопрос, какие нормативно-правовые акты использовать, если в двухсторонних соглашениях об избежании двойного налогообложения государственный суверенитет определен более узко, чем в национальном законодательстве государства.
Важным институтом при раскрытии понятия налогового (фискального) суверенитета является понятие «налоговая (фискальная) юрисдикция».
Налоговая юрисдикция – это форма реализации государственных полномочий в области налогообложения на своей территории и в отношении лиц, которые каким-либо образом связаны с данной территорией. При установлении связи между лицами и территорией, в налоговом праве используются такие институты, как институт резидентства, налогового домицилия и постоянного представительства.[8] Американский профессор Ф.Манн определяет налоговую юрисдикцию как аспект суверенитета, так как налоговая юрисдикция возникает в результате существования налогового суверенитета[9].
В современном налоговом праве существует три критерия, определяющих налоговую юрисдикцию: субъектный (резидентство налогоплательщика), объектный (источник дохода, постоянное представительство) и объектно-территориальный (место нахождение недвижимости, территория транзита).
Понятия налогового суверенитета и налоговой юрисдикции часто считаются взаимозаменяемыми, когда речь идет о компетенции государства в налоговой сфере. Однако при анализе данных понятий, можно выделить их отличительные особенности: налоговый (фискальный) суверенитет государства представляется в идеальном виде и имеет определенные пространственные пределы, является свойством государства, в то время как налоговая (фискальная) юрисдикция, как было отмечено ранее, является формой реализации государственных полномочий в сфере налогообложения[10].
Исходя из территориальной составляющей налоговой юрисдикции можно определить субъектный и объектный составы, на которые распространяется налоговое законодательство определенного государства.
[1]Лисицын А.Ю. Понятие и правовая природа денежно-кредитной и валютной политики. [Электронный ресурс] – Документ размещен в сети Интернет по адресу: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1570
[2] Полуда Оксана Николаевна Теоретические основы концепции государственного суверенитета Ж. Бодена // Вестник СГЮА. 2017. №2 (115). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-kontseptsii-gosudarstvennogo-suvereniteta-zh-bodena (дата обращения: 28.03.2021).
[3] S. S. Lotus (France v. Turkey) 1927 P.C.I.J. Publications of the Permanent Court of International Justice, Series A. № 10. Collection of Judgments. A.W. Sijthoff’s Publishing Company. Leyden, 1927. URL: www.icj-cij.org/pcij/serie_A/A_10/30_Lotus_Arret.pdf.
[4]Терентьева Л.В. Концепция суверенитета государства в условиях глобализационных и информационно- коммуникационных процессов // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. №1.
[5]Садчиков М.Н. Понятие налогового суверенитета/ М.Н.Садчиков // Налоги. 2016. № 1. С. 16
[6] Орлов М.Ю. Налог как форма разумного ограничения фискального суверенитета государства // Финансовое право. — 2006. —№2. — С. 19
[7] См. подробнее: Омелехина Н.В. К вопросу о фискальном суверенитете государства / Н.В. Омелехина// Вестник Новосибирского государственного университета // журнал российского права. — 2013 —№11. — С. 43
[8]Пепеляев С.Г. Налоговое право: Учебник для вузов/ под ред. С.Г. Пепеляева. — М.:Альпина Паблишер, 2016 . С.459
[9] F.Mann, The doctrine of Jurisdiction on International Law, III RdC 1964-I. P. 30.
[10]Шахмаметьев А.А. Международное налоговое право: учебно-методический комплекс. М.: Тровант, 2009. С. 9