Курсовая работа|Педагогика

Цветоведение в детском саду

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2011 | Страниц: 28

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Понятие и значение цвета в изобразительной деятельности

1.2 Развитие чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в ходе знакомства с живописью

Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение вопроса развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста

2.1 Содержание и методика экспериментальной работы

2.2 Анализ результатов констатирующего и формирующегося эксперимента

Заключение

Список литературы

Актуальность исследования. На протяжении всей жизни цвет окружает человека, оказывая на него немалое воздействие с самого рождения. Будучи «языком» природы и живописи, цвет считается одним из основных средств выражения всей красоты и богатства окружающего мира.

Формирование чувства цвета, как умения выделять, называть разнообразные цвета и оттенки, умения систематизировать их по различным признакам, умения видеть и постигать гармонию, настроение цветовых соотношений в природе и живописи, играет существенную роль в эстетическом и сенсорном развитии ребенка. В свою очередь, эстетическое развитие содействует благоприятному психическому развитию ребенка, формированию его художественных способностей.

Исследования ученых в сфере детского цветовосприятия подтверждают надобность проведения целеустремленной педагогической работы по формированию чувства цвета у детей дошкольного возраста. Вместе с тем, имеющаяся в детских садах система работы с детьми в сфере изобразительной деятельности не обеспечивает формирования чувства цвета, как одного из условий, нужных для развития творчества и личности ребенка в целом.

Цель исследования: определить условия развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: художественно-творческая деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью и предметом исследования были выделены следующие задачи:

  1. Изучить понятие и значение цвета в изобразительной деятельности;
  2. Рассмотреть развитие чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в ходе знакомства с живописью;
  3. Проанализировать развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста.

База исследования:

МДОУ № 8 , старшие группы: №5 (20 человек) и №6 (20 человек).

 

 

1. Теоретические аспекты развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста

 

1.1 Понятие и значение цвета в изобразительной деятельности

 

Чувство цвета – это умение различать, называть и использовать различные цвета и их оттенки; умение дифференцировать и группировать цвета на основе их сходства, контраста и красоты сочетаний[1].

В основное определение чувства цвета входит умение видеть, «чувствовать» глазами именно физические, изобразительные свойства цветов и их оттенки, умение различать цвета по основным характеристикам цвета: светлоте, яркости, насыщенности. Это умение обусловлено, прежде всего, развитостью, «натренированностью» зрительного аппарата человека, опытом восприятия цветового богатства окружающего мира, природы[2]. [24;42]

На протяжении веков люди по-разному воспринимали и чувствовали цвета. Можно предположить, что древние люди не видели всех тех цветов, которые видим мы. Сначала они научились различать более яркие цвета - красный и желтый, а затем уже синий и зеленый. Известно, например, что палитра древнегреческих живописцев состояла только из четырех красок: красной, охры (от светло-желтого до золотисто-желтого и темно-желтого цветов), черной и белой. Постепенно палитра становилась богаче, но они еще долго продолжали путать зеленый и синий цвета, а лиловую и фиолетовую краски стали различать еще позднее.

Иоханнес Иттен отмечает, что развитию цветового восприятия у людей помогала сама природа. В северных краях, где атмосфера воздуха была сырой и давала мягкие переходы цветовых тонов, художники вынуждены были внимательнее вглядываться в богатейшую игру оттенков цвета неба, земли, моря, далей[3].

К примерам хорошо развитого чувства именно изобразительных свойств цвета, гаммы оттенков, игры светотени и др. у художника можно отнести умение широко и натуралистично передавать цветовую гамму живой природы в разное время года.

Иттен выделяет пять главных аспектов, в которых может изменяться цвет:

- в характере, тоне, когда зелёный цвет может стать более желтоватым или синеватым, а оранжевый может принять более красный или более жёлтый опенок;

- в яркости, когда красный цвет может быть розовым, красным, тёмно-красным, а синий - голубым, синим и тёмно-синим;

- в насыщенности, когда синий цвет может быть более или менее осветлен белым или затемнён чёрным, серым или его дополнительным - оранжевым цветом;

- в количественном отношении или в распространении цвета, когда, к примеру, большое пространство зелёного цвета располагается рядом с маленьким пространством жёлтого цвета, или на полотне много жёлтого цвета по сравнению с зелёным, или же на полотне столько же жёлтого, сколько и зелёного;

  1. Аллаярова И.Е. Симфония красок/И.Е.Аллаярова. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006. – 64 с.
  2. Гладкова Л. Рисуем и лепим/ Л. Гладкова // Ребенок в детском саду. – 2003. - №6. - С.51-54.
  3. Гудина Н. С. Рисуем песню/ Н.С. Гудина // Воспитатель. - - №9. - С.35-37.
  4. Дидактические игры на занятиях по изобразительной деятельности // Воспитатель. – 2008. - №12. - С.56-60.
  5. Доронова Т.Н. Занятия по развитию изобразительной деятельности с детьми 5-6 лет/ Т.Н. Доронова //Дошкольное воспитание – 2000. - №1. - С.34-37.
  6. Железняков В. Цвет и контраст/В.Железняков. - М.: ВГИК, 2000. – 157 с.
  7. Знакомим с натюрмортом (Большое искусство - маленьким): Учебно-наглядное пособие /Авт.-сост. Н.А.Курочкина. – 2-е изд. – Спб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2000. – 24 с.
  8. Иоханнес Иттен. Искусство цвета / Пер. с немецкого Л. Монаховой. - М.: Д. Аронов, 2000. - 350 с.
  9. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве/Т.С.Комарова, А.В.Размыслова. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 144с.
  10. Кондратенко Н. Изобразительная деятельность ребенка глазами детских поэтов/ Н. Кондратенко // Ребенок в детском саду. – 2002. - №4. - С.57-59.
  11. Мальцева Р.А. Изостудия в детском саду/ Р.А. Мальцева // Воспитатель. – 2008. - №3. - С.76-79.
  12. Моисеева Л.А. Мир искусства/ Л.А. Моисеева // Воспитатель. – 2008. - №9. - С.84-85.
  13. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью / Под ред. Грибовской А.А. - М.: Педагогическое общество России, 2004. – 192 с.
  14. Постоева Л., Лукина Г. Разноцветный мир /Л. Постоева, Г. Лукина // Ребенок в детском саду. – 2008. - №3. - С.68-72
  15. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: «Мозаика - синтез», 2006. – 194 с.
  16. Розова С. Чудесный мир красок/ С. Розова // Ребенок в детском саду. – 2002. - №5. - С.60-68
  17. Розова С. Чудесный мир красок/ С. Розова // Ребенок в детском саду. - - №4. - С.54-56
  18. Русакова Т.Г. Комплекс педагогических методов и приемов формирования основ цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста/Т.Г.Русакова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. – 168 с.
  19. Яньшин В. Цвет как фактор психической регуляции/В. Яньшин// Московский психологический журнал. – 2004. - №2. – С.36-38.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское