Введение
Глава 1. Теоретические аспекты развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие и значение цвета в изобразительной деятельности
1.2 Развитие чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в ходе знакомства с живописью
Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение вопроса развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Содержание и методика экспериментальной работы
2.2 Анализ результатов констатирующего и формирующегося эксперимента
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования. На протяжении всей жизни цвет окружает человека, оказывая на него немалое воздействие с самого рождения. Будучи «языком» природы и живописи, цвет считается одним из основных средств выражения всей красоты и богатства окружающего мира.
Формирование чувства цвета, как умения выделять, называть разнообразные цвета и оттенки, умения систематизировать их по различным признакам, умения видеть и постигать гармонию, настроение цветовых соотношений в природе и живописи, играет существенную роль в эстетическом и сенсорном развитии ребенка. В свою очередь, эстетическое развитие содействует благоприятному психическому развитию ребенка, формированию его художественных способностей.
Исследования ученых в сфере детского цветовосприятия подтверждают надобность проведения целеустремленной педагогической работы по формированию чувства цвета у детей дошкольного возраста. Вместе с тем, имеющаяся в детских садах система работы с детьми в сфере изобразительной деятельности не обеспечивает формирования чувства цвета, как одного из условий, нужных для развития творчества и личности ребенка в целом.
Цель исследования: определить условия развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: художественно-творческая деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью и предметом исследования были выделены следующие задачи:
- Изучить понятие и значение цвета в изобразительной деятельности;
- Рассмотреть развитие чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в ходе знакомства с живописью;
- Проанализировать развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования:
МДОУ № 8 , старшие группы: №5 (20 человек) и №6 (20 человек).
1. Теоретические аспекты развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие и значение цвета в изобразительной деятельности
Чувство цвета – это умение различать, называть и использовать различные цвета и их оттенки; умение дифференцировать и группировать цвета на основе их сходства, контраста и красоты сочетаний[1].
В основное определение чувства цвета входит умение видеть, «чувствовать» глазами именно физические, изобразительные свойства цветов и их оттенки, умение различать цвета по основным характеристикам цвета: светлоте, яркости, насыщенности. Это умение обусловлено, прежде всего, развитостью, «натренированностью» зрительного аппарата человека, опытом восприятия цветового богатства окружающего мира, природы[2]. [24;42]
На протяжении веков люди по-разному воспринимали и чувствовали цвета. Можно предположить, что древние люди не видели всех тех цветов, которые видим мы. Сначала они научились различать более яркие цвета - красный и желтый, а затем уже синий и зеленый. Известно, например, что палитра древнегреческих живописцев состояла только из четырех красок: красной, охры (от светло-желтого до золотисто-желтого и темно-желтого цветов), черной и белой. Постепенно палитра становилась богаче, но они еще долго продолжали путать зеленый и синий цвета, а лиловую и фиолетовую краски стали различать еще позднее.
Иоханнес Иттен отмечает, что развитию цветового восприятия у людей помогала сама природа. В северных краях, где атмосфера воздуха была сырой и давала мягкие переходы цветовых тонов, художники вынуждены были внимательнее вглядываться в богатейшую игру оттенков цвета неба, земли, моря, далей[3].
К примерам хорошо развитого чувства именно изобразительных свойств цвета, гаммы оттенков, игры светотени и др. у художника можно отнести умение широко и натуралистично передавать цветовую гамму живой природы в разное время года.
Иттен выделяет пять главных аспектов, в которых может изменяться цвет:
- в характере, тоне, когда зелёный цвет может стать более желтоватым или синеватым, а оранжевый может принять более красный или более жёлтый опенок;
- в яркости, когда красный цвет может быть розовым, красным, тёмно-красным, а синий - голубым, синим и тёмно-синим;
- в насыщенности, когда синий цвет может быть более или менее осветлен белым или затемнён чёрным, серым или его дополнительным - оранжевым цветом;
- в количественном отношении или в распространении цвета, когда, к примеру, большое пространство зелёного цвета располагается рядом с маленьким пространством жёлтого цвета, или на полотне много жёлтого цвета по сравнению с зелёным, или же на полотне столько же жёлтого, сколько и зелёного;