Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания навыков самообслуживания у детей 3-го года жизни
1.1. Культурно-гигиенические навыки как часть гигиенической культуры
1.2. Психолого – педагогические аспекты воспитания навыков самообслуживания у детей 3-го года жизни
1.3. Методика воспитания навыков самообслуживания у детей 3-го года жизни
Глава 2. Практика воспитания навыков самообслуживания у детей 3-го года жизни
2.1. Диагностика навыков самообслуживания у детей 3-го года жизни
2.2. Методические аспекты воспитания навыков самообслуживания у детей 3-го года жизни
2.3. Рекомендации родителям по воспитанию навыков самообслуживания у детей 3-го года жизни.
Заключение
Список литературы
Приложение
Актуальность
Навыки самообслуживания (культурно-гигиенические навыки) в общей системе воспитания ребенка имеет большое значение. Гигиенические привычки помогают вырастить детей здоровыми и крепкими. С раннего возраста надо приучать детей мыть руки перед едой, ходить чистыми, вытирать ноги, больше быть на свежем воздухе - это в значительном предохраняет их от заболевания.
Освоение гигиенической культуры поведения является часть общей социализации ребенка, которые облегчают освоение ребенком социальных ролей.
Культурно-гигиенические навыки также являются необходимой частью навыков самообслуживание ребенка, которые являются обязательными для посещения детского дошкольного учреждения, поэтому данные навыки нужно воспитывать с самого раннего детства.
Проблема формирования у дошкольников навыков самообслуживания занимались: Петерина С.В., Каплан Л., Лямина Г.М., Урунтаева Г., Афонькина Ю. и др. в 70 - 80 гг. XX столетия. В работах этих авторов отражены данные о некоторых закономерностях гигиенического развития дошкольников, даются конкретные рекомендации по организации условий для их формирования, предлагаются эффективные педагогические приемы, которые используются педагогами-практиками в воспитательном процессе дошкольного учреждения.
Первые 3 года жизни - благоприятное время для воспитания навыков культурно-гигиенического поведения.
Объект исследования: дошкольное воспитание
Предмет исследования: формирование навыков самообслуживания у детей 3-го года жизни.
Цель исследования: рассмотреть формирование навыков самообслуживания у детей 3-го года жизни.
Задачи:
- Рассмотреть культурно-гигиенические навыки как часть гигиенической культуры;
- Рассмотреть психолого-педагогические аспекты воспитания навыков самообслуживания у детей 3-го года жизни;
- Изучить методику воспитания навыков самообслуживания у детей 3-го года жизни;
- Провести диагностику навыков самообслуживания у детей 3-го года жизни;
- Выявить методические аспекты воспитания навыков самообслуживания у детей 3-го года жизни;
- Составить рекомендации родителям по воспитанию навыков самообслуживания у детей 3-го года жизни.
Методы: анализ литературы, наблюдение.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы педагогами ДОУ в работе с младшими дошкольниками.
- Бархатова Л. Воспитание культуры поведения.// Дошкольное воспитание.-2009- №11-17-21с
- Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду.- М.: Просвещение, 2007.-95с
- Богуславская З.М., Е. О. Смирнова Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 2001.-207с.
- Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика.-М.:Академия, 2007-240с.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.-М.:Просвещение, 2001-160с.
- Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. - М.: Просвещение, 2001-121с.
- Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду./ В.И. Логинова, Т.И. Ноткина и др. Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой и Л.М. Гурович. – СПб.: Детство – Пресс, 2000.
- Дошкольная педагогика/под редакцией Логиновой В.И. и Саморуковой П.Г.-М.: Просвещение, 2008-256с.
- Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. /Под ред. Бересневой З.И.-М.: ТЦ Сфера, 2003-32с.
- Игуменова Н. Скатерть-самобранка и ложка-невидимка, или о роли предметов-заместителей в детской игре.// Дошкольное образование-2004-№ 1-51-52с.
- Ипатова Ю. Волшебный колпак повара, или График дежурства для малышей.// Дошкольное образование-2008-№ 11-35-39с.
- Каплан Л. Посеешь привычку, пожнешь характер. – М.: Просвещение, 2000.
- Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 2005-467с.
- Конина Е.Ю. Формирование навыков самообслуживания у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12 с.
- Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. - М.: ТЦ, Сфера, при участии «Юрайт», 2002.-464с.
- Лямлина Г.М. Воспитание культурно – гигиенических навыков в старшем дошкольном возрасте.// Дошкольное воспитание – 1976 - №2.
- Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. -М. Гардарики, 2000. 255с,
- Менджерицкая Д.В. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение, 1979-175с.
- Мир детства: Дошкольник. / Под ред. А.Г.Хрипковой. -М.: Педагогика, 2007-256 с.
- Названова Л. Чтобы зубки блестели.// Дошкольное образование.-2004-№14-13-17с.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М. Тривола, 2000. 300с.
- Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.
- Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 2006-141с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-240с.
- Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. – 2008-№10-53-59с.
- Степаненкова Э. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. -М.: Мозаика-Синтез, 2008-96с.
- Теплюк С. Об опрятности и аккуратности.// Дошкольное воспитание.-2008-№9-13-17с.
- Урунтаева Г. А, Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М.: Просвещение, 2007.
- Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании навыков самообслуживания.// Дошкольное воспитание.-1979-№ 8-15-20с.