Введение
Глава 1. ТЕОЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 4-ГО ГОДА ЖИЗНИ
1.1. Психологические особенности детей 4-го года жизни
1.2. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей
1.3. Игра как средство воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
2.1 Организация исследования
2.2 Игры, направленные на воспитание культурно-гигиенических навыков детей 4-го года жизни
2.3 Результаты исследования
Заключение
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в раннем возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно.
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Многие педагоги и психологи, занимающиеся с детьми 4-го года жизни утверждают, что обучение происходит в основном за счет игровой деятельности, хотя она в этом возрасте не является единственной.
Таким образом, проблема игры как средства воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни является актуальной.
Цель исследования: изучить и раскрыть возможности игры как средства воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни.
Объект исследования: воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни.
Предмет исследования: игра как средство воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни.
Гипотеза исследования: воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни будет эффективным через игровую деятельность.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
- Провести теоретический анализ литературы по проблеме воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни.
- Изучить и раскрыть возможности игры как средства воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни.
- Экспериментальным путем проверить эффективность воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни через игровую деятельность.
- Обобщить и проанализировать результаты исследования.
База исследования: МДОУ № 108.
Глава 1. ТЕОЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 4-ГО ГОДА ЖИЗНИ
1.1 Психологические особенности детей 4-го года жизни
В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная.
Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление [6].
Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии.
Половые различия в поведении детей обусловлены не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятельности задана социально, вследствие культурных образцов [4]. На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий. Различия появляются позже. В основном же мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят одинаковые этапы.
Так, к трем годам у детей того и другого пола складываются следующие новообразования возраста: начатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка [9]. За три года человек проходит половину пути своего психического развития.
К 3 годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем [11].
Ребенок интересуется всеми способами подтверждения своего Я. Одухотворяя отдельные части тела, в игре он познает волю над самим собой.
Малыш интересуется всем, с ним связанным, например, тенью. Начинает использовать местоимение «я», усваивает свое имя, пол. Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя.
Половая идентификация [7]: к 3 годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие.
Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу происходит в первые 3 года жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола.