Курсовая работа|Педагогика

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2010 | Страниц: 29

Введение

Глава 1. ТЕОЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 4-ГО ГОДА ЖИЗНИ

1.1. Психологические особенности детей 4-го года жизни

1.2. Воспитание культурно-гигиенических  навыков у детей

1.3. Игра как средство воспитания культурно-гигиенических навыков  у детей 4-го года жизни

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

2.1 Организация исследования

2.2 Игры, направленные на воспитание культурно-гигиенических навыков детей 4-го года жизни

2.3 Результаты исследования

Заключение

Список литературы

ПРИЛОЖЕНИЕ  

Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в раннем возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно.

Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. 

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Многие педагоги и психологи, занимающиеся с детьми 4-го года жизни утверждают, что обучение  происходит в основном за счет игровой деятельности, хотя она в этом возрасте не является единственной.

Таким образом, проблема игры как средства воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни является актуальной.

Цель исследования: изучить и раскрыть возможности игры как средства воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни.

Объект исследования: воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни.

Предмет исследования: игра как средство воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни.

Гипотеза исследования: воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни будет эффективным через игровую деятельность.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

  1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни.
  2. Изучить и раскрыть возможности игры как средства воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни.
  3. Экспериментальным путем проверить эффективность воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни через игровую деятельность.
  4. Обобщить и проанализировать результаты исследования.

База исследования: МДОУ № 108.

 

 

Глава 1. ТЕОЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 4-ГО ГОДА ЖИЗНИ

1.1 Психологические особенности детей 4-го года жизни

В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная.

Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление [6].

Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии.

Половые различия в поведении детей обусловлены не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятельности задана социально, вследствие культурных образцов [4]. На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий. Различия появляются позже. В основном же мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят одинаковые этапы.

Так, к трем годам у детей того и другого пола складываются следующие новообразования возраста: начатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка [9]. За три года человек проходит половину пути своего психического развития.

К 3 годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем [11].

Ребенок интересуется всеми способами подтверждения своего Я. Одухотворяя отдельные части тела, в игре он познает волю над самим собой.

Малыш интересуется всем, с ним связанным, например, тенью. Начинает использовать местоимение «я», усваивает свое имя, пол. Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя.

Половая идентификация [7]: к 3 годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие.

Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу происходит в первые 3 года жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола.

  1. Буре р.С. Воспитание дошкольника в труде. – М., 1974.
  2. Введение в теорию воспитания. — М., 1994.
  3. Воспитание дошкольников в труде / Под ред. В.Г.Нечаевой. — М.,
  4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М., 1989.
  5. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. – М., 1997.
  6. Детский сад: Кн. Для заведующих / В.М. Изгаршева, Т.П. Сафонова, Е.А. Лебедева и др.; Под ред. Л.П. Тарасовой. – М., 1982.
  7. Дошкольная педагогика/ Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.
  8. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. — М., 1975.
  9. Из детства в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет / Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. – М., 2002.
  10. Как организовать коллектив дошкольников: Пер. с японск. — М., 1991.
  11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 1994.
  12. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. — М., 1986.
  13. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой. — М., 1984.
  14. Нравственное воспитание дошкольника / Под ред. В. Г. Нечаевой. — М., 1972.
  15. Нравственно-трудовое воспитание детей / Под ред. Р. С. Буре. — М., 1987.
  16. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М., 1980.
  17. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М., 1987.
  18. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада. – М., 1986.
  19. Петровский В. А. Психология воспитания. — М., 1995.
  20. Петровский В.А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993.
  21. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника./ Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др.; Науч. ред. Л.А. Парамонова и др. – М., 2003.
  22. Программа воспитания, обучения и развития в детском саду // Дошкольное воспитание, №1-4, № 6-12.
  23. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошк. возраста в условиях дет. Сада / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева и др.; Научн. рук. Т.Н. Доронова. – М., 2003.
  24. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста / В.Г.Нечаева, Т.А.Маркова, Р.И.Жуковская, Л. А. Пеньевская и др. — М., 1968.
  25. Шадриков В.Д. Духовные способности. – М., 1995.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское