Введение
Глава 1. Речь и речевая деятельность
1.1. Лингвистические и психолингвистические основы изучения лексики у детей
1.2. Виды словаря
1.3. Развитие словаря у детей раннего возраста в онтогенезе
1.4. Состояние лексики у аномальных детей
Глава 2. Научно-методические основы исследования словаря детей раннего возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы
2.1. Методика исследования
2.3. Методические рекомендации по совершенствованию коррекционно-логопедической работы при формировании активного словаря
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Проблема формирования лексики занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных вопросов.
Трудности, которые испытывают дети раннего возраста (1-3 года) с перинатальным поражением центральной нервной системы при усвоении программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется лексическим запасом, его формирование имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.
Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей, их речевого и физического развития отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Так, исследования, проведенные В.П. Дудьевым, В.А. Киселевой, М.М. Кольцовой, Л.Ф. Фоминой и др., показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали существенное влияние на становление речевой функции. М.М. Кольцова указывает, что если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы [19].
Проведенные М.М. Кольцовой, Л.Ф. Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей [19, 35].
Организация эффективного коррекционного обучения невозможна без проведения тщательной всесторонней диагностики, задача которой выявить характер патологии, ее структуру, индивидуальные особенности проявления. Планирование индивидуальных и групповых занятий с детьми напрямую определяется теми показателями отклонения речевого развития, которые выявлены в процессе обследования.
Цель исследования: определение у детей раннего дошкольного возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы уровня сформированности лексических средств языка и его соответствия возрастным нормам.
Объект исследования: речевая и неречевая деятельность детей раннего дошкольного возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы.
Предмет исследования: выбор направлений и содержание коррекционной работы по обогащению словаря детей раннего дошкольного возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы
Гипотеза: учитывая взаимосвязь в развитии всех компонентов речевой системы, сложность дефекта при перинатальном поражении центральной нервной системы, можно предположить, что если будет разработан комплекс занятий по развитию речи дошкольников в процессе изобразительной деятельности, обеспечено его целенаправленное и системное использование в коррекционно – педагогической работе, то это будет способствовать успешному формированию словаря у детей с перинатальным поражением центральной нервной системы.
Задачи:
1. Проанализировать специальную литературу по проблеме диагностики нарушений лексического строя речи у детей раннего дошкольного возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы.
2. Дать теоретическое обоснование и разработка методики констатирующего эксперимента, выбор методов обработки результатов исследования.
3. Разработать методические рекомендации для совершенствования коррекционно-логопедической работы по формированию активного словаря у дошкольников с перинатальным поражением центральной нервной системы.
Методы исследования: теоретические – системный анализ психолого-педагогической и логопедической литературы; эмпирические – наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, эксперимент, а также метод анализа и интерпретации полученных данных.
Теоретическая база исследования: заключается в уточнении и расширении научных представлений о характере и своеобразии нарушений лексики мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы.
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 2000. – 400 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М., 1999 – 328 с.
3. Арапов М. В. Активный словарь // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой – М., 1990. – 256 с.
4. Арапов М. В. Пассивный словарь // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой – М., 1990. – 270 с.
5. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М., 2004. – 292 с.
6. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М., 1966 – 349 с.
7. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить (Развитие речи). – СПб., 2005. – 196 с.
8. Виноградов В.В. Избранные труды: Лексикология и лексикография / В.В. Виноградов. – М., 1977. – 312 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М., 1999. – 352 с.
10. Галкина-Федорук Е.М. Современный русский язык / Е.М. Галкина-Федорук, К.В. Горшкова, Н.М. Шанский. – М., 1957. – 410 с.
11. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб., 2007 – 472 с.
12. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. – М., 2005. – 96 с.
13. Дудьев В.П. Мозговая организация психомоторики. –
Барнаул, 2002. – 124 с.
14. Загоровская О.В. Образный компонент в значении слова // Лексические и грамматические компоненты в семантике языкового знака / О.В. Загоровская. – Воронеж, 1983. – С. 16-20
15. Залевская А.А. Слово в лексиконе человека / А.А. Залевская. – Воронеж, 1990. – 208 с.
16. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционная техника). – СПб, 2005 – 128 с.
17. Киселёва В.А. Развитие тонкой моторики // Дошкольное воспитание. 2006. №1. – С. 65-69.
18. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. - Л. , 1985. – 156 с.
19. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. – Л., 1975 – 143 с.
20. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. – М., 1958. – 31 с.
21. Лубовский В.И. Развитие словестнои регуляции действий у детей (в норме и патологии). – М., 1978. – 224с.
22. Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. – Ростов н/Д., 1998. – 416 с.
23. Методы обследования речи детей / Под общ.ред.проф. Г.В. Чиркиной. – М., 2005. – 240 с.
24. Новиков Л.А. Семантика русского языка / Л.А. Новиков. – М., 1982. – 272 с.
25. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста // Сост. Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович. – СПб., 1995. – 312 с.
26. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1984. – 176 с.
27. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – Москва, 1976. – 480 с.
28. Розенталь Д.Э. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. – М., 1995. – 560 с
29. Серебрякова Н.В. Логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников со стертой формой дизартрии: Автореф. дис... канд.пед.наук. – С-П., 1996. – С. 14.
30. Сеченов И.М. Избранные произведения / И.М. Сеченов. – М., 1953. – 335 с
31. Слепович Е.С. Особенности активной речи дошкольников, отстающих в развитии: Автореф.дис... канд.психол.наук. – М.,1978. – 21 с.
32. Смирнова И.А. Логопедическая работа по формированию словаря у дошкольников с церебральным параличом: Автореф. дис... канд. пед. наук. – Л., 1988. – С. 15-18.
33. Телия В.Н. Типы языковых значений. Связное значение слова в языке / В.Н. Телия. – М., 1981. – 270 с.
34. Ушакова Т.Н. Речь человека в общении / Т.Н. Ушакова, Н.Д. Павлова, И.А. Зачесова. – М., 1989. – 192 с.
35. Фомина Л.В. Роль движений пальцев рук в развитии речи ребёнка раннего возраста. Исследование языка и речи. – М., 1971 – 126 с.
36. Халилова Л.Б. Семантические нарушения и пути их преодоления у детей с расстройствами речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. – М., 1997. – С. 227-239.
37. Шевченко С.Г. Развитие детей в связи с расширением их знаний об окружающем мире // Обучение детей с задержкой психического развития. – М., 1981. – С. 52-70.
38. Шмелёв Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики / Д.Н. Шмелев. – М., 1973. – 280 с.