Курсовая работа|Логопедия

Развитие речи ребенка в ДОУ

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2010 | Страниц: 41

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование развития фонематической стороны речи детей раннего возраста

1.1. Особенности развития речи детей раннего возраста

1.2. Характеристика фонематической стороны речи детей раннего возраста

1.3. Методика развития фонематической стороны речи детей раннего возраста

Выводы по 1 главе

Глава 2. Практические аспекты развития фонематической стороны речи детей раннего возраста

2.1. Изучение фонематической стороны речи детей раннего возраста

2.2. Перспективный план развития фонематической стороны речи детей раннего возраста

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы

Приложение

Актуальность исследований, посвященных проблеме развития речи, определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Речь начинает активно формироваться уже в раннем возрасте и является основой для последующего речевого развития в дошкольном возрасте. Выдающиеся педагоги и психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Д.Б. Эльконин и др.) показали важность раннего возраста, охватывающего сензитивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, т.е. те периоды, когда определенная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием.

Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи – решаются на протяжении всего преддошкольного детства. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

Одной из важнейших задач является развитие фонематической стороны речи. В раннем возрасте больше внимания уделяется формированию навыков правильного произношения звуков и развитию речевого слуха.

Таким образом, в системе дошкольного образования развитие фонематической стороны речи занимает важное место. Знание закономерностей нормального развития детской речи дает возможность своевременно заметить отклонения в ее формировании и вовремя принять ряд необходимых профилактических мероприятий.

Объект исследования – развитие речи в раннем возрасте.

Предмет исследования – фонематическая сторона речи детей раннего возраста.

Цель исследования – теоретически обосновать методику развития фонематической стороны речи у детей раннего возраста.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи у детей раннего возраста.
  2. Изучить особенности развития фонематической стороны речи у детей раннего возраста.
  3. Разработать перспективный план по развитию фонематической стороны речи у детей раннего возраста.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, тестирование.

 

Глава 1. Теоретическое обоснование развития фонематической стороны речи детей раннего возраста

1.1. Особенности развития речи детей раннего возраста

В отечественной педагогике и возрастной психологии процесс раннего развития ребенка от рождения до 3 лет разделяют на два основных периода: младенчество (от рождения до 12 месяцев) и преддошкольное детство (от 12 до 36 месяцев).

Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно ее интеллектуального развития. Именно в этом сензитивном периоде закладываются основы интеллекта, мышления, высокой умственной активности. Недооценка возможностей раннего возраста приводит к тому, что многие его резервы остаются нераскрытыми, и впоследствии отставание компенсируется с трудом и не полностью.

Возраст 1-3 года является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. Прежде всего ребенок начинает ходить. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, многие из которых ранее оставались для него недоступными.

С возникновением предметной деятельности, основанной на усвоении именно тех способов действия с предметом, которые обеспечивают его использование по назначению, меняется отношение ребенка к окружающим предметам, меняется тип ориентирования в предметном мире. Вместо вопроса: «что это?» – при столкновении с новым предметом у ребенка возникает вопрос: «что с этим можно делать?» (Д. Б.Эльконин). Вместе с тем этот интерес чрезвычайно расширяется. Так, при свободном выборе предметов и игрушек он стремится познакомиться с возможно большим количеством их, вовлекая предметы в свою деятельность [25, с.93].

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с.
  2. Богусловская, З.М. Развитие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 2001. - 207с.
  3. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
  4. Громова, О.Е. Логопедическое обследование детей 2-4 лет / О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина. - М.: ТЦ Сфера, 2005.- 128 с.
  5. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М., 2003. – 253 с.
  6. Диагностика в детском саду. Методическое пособие [Текст]. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 198 с.
  7. Дурова, Н.В. Фонематика: Как научить детей слышать и правильно произносить звуки / Н.В. Дурова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
  8. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова. – М.: Академия, 2004. – 416 с.
  9. Коноваленко, В.В. Индивидуально-групповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко. - М.: Гном-пресс, 2008. - 133 с.
  10. Кудрова, Т.И. Как сделать увлекательными занятия дома / Т.И. Кудрова // Логопедия. - 2006. - №3. - С.59-61.
  11. Леонова, М.А. Дидактический материал по логопедии: Методические рекомендации / М.А. Леонова. - М.: Школа-пресс, 2009. - 16 с.
  12. Леонова, М.А. Первые шаги в страну звуков и букв. Ч.2. Произнесение отдельных звуков / М.А. Леонова. - М., 2009. - 29с.
  13. Леонова, М.А. Послушный ветерок. Ч.1. Развитие целенаправленного выдоха / М.А. Леонова. - М., 2009. - 22 с.
  14. Лямина, Г. Учимся говорить и общаться / Г. Лямина // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - С.105-112.
  15. Максакова, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Пособие для воспитателей детского сада / А.И. Максакова. - М.: Просвещение, 1982. - 159с.
  16. Максакова, А.И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом / А.И. Максакова, Г.А. Туманова. – М., 2009. – 127 с.
  17. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М., 2000. – 456 с.
  18. Подрезова, Т.И.Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ / Т.И. Подрезова. – М.: Айрис-пресс, 2007. - 128 с.
  19. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2009. - 223 с.
  20. Старенкова, В. О дифференциации смешиваемых звуков / В. Старенкова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №8. - С.81-86.
  21. Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит / Т.А. Ткаченко. – СПб.: Детство-пресс, 2009. – 112 с.
  22. Тумакова, Н. Артикуляционная гимнастика / Н. Тумакова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №6. - С.86-88.
  23. Туманова, Т.В. Исправление звукопроизношения у детей / Т.В. Туманова; под ред. Т.Б.Филичевой. - М.: Гном-пресс, 2009. - 96 с.
  24. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2004. – 384 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Логопедия
2014 год 42 стр.
Курсовая Словоизменения имени существительного у детей с ОНР
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское