Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование развития фонематической стороны речи детей раннего возраста
1.1. Особенности развития речи детей раннего возраста
1.2. Характеристика фонематической стороны речи детей раннего возраста
1.3. Методика развития фонематической стороны речи детей раннего возраста
Выводы по 1 главе
Глава 2. Практические аспекты развития фонематической стороны речи детей раннего возраста
2.1. Изучение фонематической стороны речи детей раннего возраста
2.2. Перспективный план развития фонематической стороны речи детей раннего возраста
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Актуальность исследований, посвященных проблеме развития речи, определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Речь начинает активно формироваться уже в раннем возрасте и является основой для последующего речевого развития в дошкольном возрасте. Выдающиеся педагоги и психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Д.Б. Эльконин и др.) показали важность раннего возраста, охватывающего сензитивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, т.е. те периоды, когда определенная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием.
Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи – решаются на протяжении всего преддошкольного детства. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.
Одной из важнейших задач является развитие фонематической стороны речи. В раннем возрасте больше внимания уделяется формированию навыков правильного произношения звуков и развитию речевого слуха.
Таким образом, в системе дошкольного образования развитие фонематической стороны речи занимает важное место. Знание закономерностей нормального развития детской речи дает возможность своевременно заметить отклонения в ее формировании и вовремя принять ряд необходимых профилактических мероприятий.
Объект исследования – развитие речи в раннем возрасте.
Предмет исследования – фонематическая сторона речи детей раннего возраста.
Цель исследования – теоретически обосновать методику развития фонематической стороны речи у детей раннего возраста.
Задачи исследования:
- Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи у детей раннего возраста.
- Изучить особенности развития фонематической стороны речи у детей раннего возраста.
- Разработать перспективный план по развитию фонематической стороны речи у детей раннего возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, тестирование.
Глава 1. Теоретическое обоснование развития фонематической стороны речи детей раннего возраста
1.1. Особенности развития речи детей раннего возраста
В отечественной педагогике и возрастной психологии процесс раннего развития ребенка от рождения до 3 лет разделяют на два основных периода: младенчество (от рождения до 12 месяцев) и преддошкольное детство (от 12 до 36 месяцев).
Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно ее интеллектуального развития. Именно в этом сензитивном периоде закладываются основы интеллекта, мышления, высокой умственной активности. Недооценка возможностей раннего возраста приводит к тому, что многие его резервы остаются нераскрытыми, и впоследствии отставание компенсируется с трудом и не полностью.
Возраст 1-3 года является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. Прежде всего ребенок начинает ходить. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, многие из которых ранее оставались для него недоступными.
С возникновением предметной деятельности, основанной на усвоении именно тех способов действия с предметом, которые обеспечивают его использование по назначению, меняется отношение ребенка к окружающим предметам, меняется тип ориентирования в предметном мире. Вместо вопроса: «что это?» – при столкновении с новым предметом у ребенка возникает вопрос: «что с этим можно делать?» (Д. Б.Эльконин). Вместе с тем этот интерес чрезвычайно расширяется. Так, при свободном выборе предметов и игрушек он стремится познакомиться с возможно большим количеством их, вовлекая предметы в свою деятельность [25, с.93].