Курсовая работа|Педагогика

Трудности в обучении чтению младших школьников

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2022 | Страниц: 92

Введение

Глава 1.Теоретический аспект методов логопедической работы с младшими школьниками с нарушением чтения

1.1Нормативные закономерности освоения навыка чтения у младших школьников

1.2Психолого-педагогическая характеристика младших школьников, имеющих нарушения чтения

1.3 Основные виды трудностей при обучении чтению младших школьников

Глава 2. Изучение нарушений чтения у младших школьников

2.1 Разработка диагностического комплекса методик по выявлению нарушений чтения у младших школьников

2.2Проведение и анализ констатирующего эксперимента

2.3Анализ результатов констатирующего эксперимента

Глава 3. Коррекция недостатков чтения у младших школьников 

3.1Разработка системы логопедической работы коррекции нарушения чтения у младших школьников

3.2Организация и проведение формирующего эксперимента

3.3Проведение и анализ контрольного эксперимента

Заключение

Список литературы

Приложения

Актуальность темы исследования. В последние годы наблюдается значительное увеличение числа детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в овладении навыками чтения, что  в современной литературе называется дислексией. Впервые такую проблему в конце XIX-начале XX веков стали изучать ученые А. Куссмауль, В. Морган, О. Беркан, Л. Гинельвунд, Ф. Варбург, П. Рашбург и др. Среди отечественных авторов, посвятивших свои работы вопросам изучения нарушения чтения у детей, следует отметить имена Р.А. Ткачева, С.С. Мухина, М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой и др.

Нарушения чтения оказывают негативное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребенка. В настоящее время врачи рассматривают вопрос раннего выявления, профилактики и коррекции специфических нарушений чтения у детей. Чтение как вид деятельности играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его умственное развитие, обеспечивает общее образование, влияет на формирование личности. Также можно отметить, что последствиями нарушений чтения в старших классах являются трудности в решении текстовых задач, в изучении истории, иностранных языков и т. д. Все вышесказанное подтверждает, что нарушение чтения приводит к снижению успеваемости по всем предметам.

Среди учащихся младшего школьного возраста значительно увеличиваются речевые нарушения (Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова). Ведущим дефектом, например, при псевдобульбарной дизартрии является нарушение просодической и звукопроизводящей стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы (Е.М.Мастюкова). При дизартрии наличие комплекса вторичных нарушений требует комплексной диагностики и коррекции логопедической терапии.

А.Н.Корнев, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, Н.И.Садовникова, Л.Ф.Спирова, А.В.Ястребова предполагают, что расстройства дизартрии носят системный характер, то есть нарушается речь как системная функция, сложный психический процесс. Фонематическое восприятие является частью системы фонематических процессов. Овладение этим навыком необходимо для обучения письму и чтению. Комплексная логопедическая работа предполагает формирование фонематического восприятия с дошкольного возраста.

Таким образом, выбор темы исследования обусловлен тем, что на момент обучения в первом классе младшие школьники с нарушениями речи на этапе формирования имеют фонематическое восприятие, и его недоразвитие вызывает специфические трудности в овладении письмом и чтением.

Цель исследования: Теоретически и экспериментально изучить основной комплекс трудностей в обучении чтению младших школьников и разработка программы по исправлению выявленных проблем.

Объект исследования: процесс чтения у младших школьников.

Предмет исследования: логопедические технологии, способствующие устранению нарушений чтения у младших школьников.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что у детей наблюдается нарушение чтения и разработанный комплекс мероприятий будет способствовать его коррекции.

Задачи исследования

  1. Изучить теоретический аспект логопедической работы с младшими школьниками, имеющими проблемы с нарушениями чтения;

2.Подобрать диагностические методики, провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты;

  1. Разработать практическую систему логопедической работы по преодолению трудностей в обучении чтению младших школьников;
  2. Охарактеризовать эффективность предлагаемых практических логопедических методик коррекции нарушений чтения у младших школьников.

Работа состоит из: введения, 3-х глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МЕТОДОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ  С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЕМ ЧТЕНИЯ

1.1Нормативные закономерности освоения навыка чтения у младших школьников

В научной литературе накоплен значительный опыт изучения сущности и механизмов чтения как специфического вида деятельности, развитие которого во многом определяет социальное и личностное развитие, "врастание ребенка в цивилизацию" (Л.С.Выготский). Л.С.Выготский и  В.В.Давыдов изучая закономерности развития психики в фило- и онтогенезе, рассматривают вопрос о "видовых способностях человека", которые являются результатом психического развития, то есть продуктом процесса освоения (овладения) и воспроизведения исторически сложившихся способностей и функций человека, в частности, способность понимания  и использования языка[16]. Овладение "видовыми способностями" определяет формирование индивидуального сознания и овладение основными видами деятельности, к которым относится, прежде всего, чтение.

В большинстве исследований чтение определяется как одна из наиболее сложных и значимых форм умственной деятельности человека. По мнению Л.Н.Макаровой, сложность обусловлена неоднородностью: с одной стороны, чтение - это процесс прямого чувственного познания, а с другой - косвенное отражение действительности. Чтение не следует считать простым действием, это воссоздание звуковой формы слова в соответствии с его графической моделью с последующим пониманием прочитанного. Начинающий читатель работает со звуковой стороной языка, поскольку «без правильного воссоздания звуковой формы слова невозможно понимание читаемого». Поэтому чтение - это сложная деятельность, включающая в себя такие высшие психические функции, как смысловое восприятие и внимание, память и мышление.

 Б.Г.Ананьев определил чтение как сложный психофизиологический процесс, в основе которого лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем». В процессе чтения принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы.

 А. Р. Лурия также отмечал сложность процесса чтения «вследствие разных психических процессов, находящихся в сложном взаимодействии в его психологическом содержании». Он писал, что чтение - это, по сути, процесс перекодирования одних символов – визуальных (графических) в другую систему символов - устную речевую (артикуляторную). На основе этих сложных расшифровок происходит процесс расшифровки понимания сообщения[36].

 По мнению И.А.Зимней, чтение - это форма речевой деятельности активная, целенаправленная, предопределенная языковой системой и обусловленная коммуникативной ситуацией, процессом передачи или получения сообщения. В структуре речевой деятельности выделяются следующие уровни: первый уровень - мотивационное звено, второй - уровень планирования (просмотр текста, заголовка, определение темы, создание ссылок, прогнозирование содержания), третий - исполнительский (смысловая обработка текста).

Анализ литературы показывает, что большинство подходов к проблеме чтения при всех различиях объединяют позиции, отраженные в работах С.Л. Рубинштейна, который писал, что любой текст является лишь условием умственной деятельности: то, что объективно содержится в тексте, может принимать субъективную форму в голове читателя, и эта субъективная форма существования является результатом собственной умственной деятельности читателя. Отмечая сложность процесса чтения, большинство исследователей выделяют две стороны: техническую и смысловую. Техническая сторона включает в себя оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, то есть расшифровку текстов и их перевод в форму устной речи (Д.Б.Эльконин).

Смысловая сторона предполагает понимание смысла и значения отдельных слов и всего высказывания (А.Р.Лурия) или перевод кода автора в его собственный смысловой код. А.С.Мусатова отмечает, что чтение - трудное занятие для младших школьников. Смысловое чтение обеспечивает умение читать с четким пониманием содержания текста, описываемых событий, связи между ними и способностью оценивать поступки действующих лиц. Все это основано на сознательном восприятии лексического значения всех слов, которые, благодаря грамматической связи, формируют мнение, выраженное предложением. Чтение считается осмысленным, если ученик умеет не только передавать, но и выражать свое отношение к прочитанному.  Чтение должно быть осмысленным, и школьник должен уметь сравнивать прочитанное с явлениями природы и общественной жизни, понимать идеологическую направленность и уметь делать определенные выводы из прочитанного.

  1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках, с. 32, № 6, 1987
  2. Андреева, Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников : пособие для логопедов : в 3 ч. Ч. 1. Устная связная речь. Лексика / Н. Г. Андреева ; под ред. Р. И. Лалаевой. – Москва : Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2013. – 182 с. : ил. – (Коррекционная педагогика).
  3. Ахутина, Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников :практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 157 с.
  4. Багринцева, Н. В. Нетрадиционные методы в работе логопеда. Игры с прищепками[Текст] / Н. В. Багринцева // Дошкольная педагогика. — 2019. — №7. — С. 67-68.
  5. Башкирова, Е. Н. Способы развития эмпатии у младших школьников / Е. Н. Башкирова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. - 2021. - № 2. - С. 52-57 : 2 табл.
  6. Бегидова, Т. П. Основы адаптивной физической культуры : учеб. пособие для вузов / Т. П. Бегидова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 191 с
  7. Бородич А.М. Система развития речи детей. - М.: Просвещение, 2011. - 126 с.
  8. Быкова Т. П. Формирование мотивации к самоконтролю на уроках математики // Начальная школа. - 2018. - № 11. - С. 75-77.
  9. Васев, Д. В. Интегративное обучение учащихся начальной школы / Д. В. Васев. – Текст: непосредственный // Начальная школа. - 2021. - № 4. - С. 38-45 : табл.
  10. Васильков Г. А. Больше работать над развитием двигательной сноровки детей // Начальная школа. - 2018. - № 11. - С. 71-73.
  11. Вергелес, Г. И. Технологии обучения младших школьников : учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» / Г. И. Вергелес, А. А. Денисова. - Москва [и др.] : Питер, 2019. – 254.
  12. Виноградова, Е. А. Коррекция звукопроизношения с помощью игровых модулей[Текст] / Е. А. Виноградова // Дошкольная педагогика. — 2019. — №4. — С.6-8.   Примеры применения игровых модулей в логопедической работе по формированию правильного произношения звуков.
  13. Ворошнина, Л. В. Коррекционная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей в доу : учеб. пособие для бакалавриата и специалитета / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 291 с.
  14. Ворошнина, Л. В. Развитие речи и общения детей, не посещающих доу :практ. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 158 с.
  15. Ворошнина, Л. В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей : учеб. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 291 с.
  16. Ворошнина, Л. В. Методика развития речи и общения детей, не посещающих доу :практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 158 с.
  17. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Психологос, 2012. - 423 с.
  18. Выготский Л.С. Вопросы изучения детской психологии. - СПб.: Лань, 2013. - 356 с.
  19. Галасюк, И. Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка : учеб. пособие для СПО / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 179 с.
  20. Гончарова, К. Нейропсихологические игры: 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля / К. Гончарова. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 154 c.
  21. Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии : учебник для СПО / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 295 с.
  22. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Обследование грамматического строя речи. - М.: Владос, 2012.
  23. Жукова, Н.С. Развитие речи: в зоопарке / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2015. - 240 c.
  24. Жукова, Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2016. - 320 c.
  25. Зикеев, А. Г. Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи : пособие для педагога-дефектолога / А. Г. Зикеев. – Москва : Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2014. – 423 с. : ил., табл. – (Коррекционная педагогика).
  26. Иванова, Н. А. Использование проблемного подхода в обучении (на примере уроков русского языка и литературного чтения) / Н. А. Иванова, А. В. Стрельцова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. - 2021. - № 4. - С. 26-30.
  27. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. – Москва : Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2015. – 279 с. :цв. ил. – (Коррекционная педагогика).
  28. Калиниченко, С.А. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР: Лексико-грамматические занятия. Тема "Мебель": Учебно-методическое пособие / С.А. Калиниченко. - М.: Владос, 2015. - 55 c.
  29. Колесникова, Г. И. Основы специальной педагогики и специальной психологии : учеб. пособие для СПО / Г. И. Колесникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 176 с.
  30. Колесникова, Г. И. Девиантология : учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. И. Колесникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 175 с.
  31. Коротяева, Е.В. Развитие речи: тетрадь -тренажер / Е.В. Коротяева. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 176 c.
  32. Кошелева, Н.В. Развитие памяти и связной речи у школьников и взрослых с речевыми нарушениями речи: новые слова, словосочетания, фразы, рассказы, текст / Н.В. Кошелева, Е.Е. Каценбоген. - М.: Владос, 2015. - 95 c.
  33. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. Учебное пособие. Москва: Издательский центр «Академия», 2000. 232 с. ISBN 5-7695-0553-2.
  34. Липина, С.В. Развитие речи / С.В. Липина, И.В. Полещук. - М.: Эксмо, 2017. - 222 c.
  35. Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О.Э. Литвинова. - СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 128 c.
  36. Логинова, Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия: Учебно-методическое пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. - М.: Форум, 2017. - 24 c.
  37. Лурия А.Р. Язык и сознание. - 5-е изд. - М.: Наука, 2005.
  38. Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии : учеб. пособие для вузов / И. И. Мамайчук. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 318 с.
  39. Мисаренко, Г. Г. Методика преподавания русского языка с коррекционно-развивающими технологиями : учебник и практикум для СПО / Г. Г. Мисаренко. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 314 с.
  40. Мусина, А. А. Логические рассуждения младших школьников – основа метапредметности / А. А. Мусина // Начальная школа. – 2018. – № 3. – С. 21–24. – ISSN 0027-7371.
  41. Основы теории и практики логопедии : пособие / под ред. Р. Е. Левиной. – Москва : Альянс, 2017. – 366 с. : ил., табл., фото.
  42. Павлова, О. В. Дидактические игры в логопедической работе[Текст] / О. В. Павлова, Н. С. Игнатьева, А. Н. Ильина // Дошкольная педагогика. — 2019. — №5. — С. 53-54
  43. Парамонова Л.Г. Книга для развития речи, - СПб.: БИНОМ, 2014. - 208 с.
  44. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение нарушения речи у детей. СПб.: Союз, 2011. - 240 с.
  45. Пизов, А. В. Использование литературных текстов на кроках окружающего мира : Экологическое образование / А. А. Пизов, О. С. Бекиш // Начальная школа. – 2014. – № 8. – С. 64–68. – ISSN 0027-7371.
  46. Пичугин, С. С. Младший школьник в новом формате образования: дистанционное обучение / С. С. Пичугин. – Текст: непосредственный // Начальная школа. - 2021. - № 2. - С. 7-15 :диагр., рис.
  47. Поварова, И. А. Логопедия: нарушения письменной речи у младших школьников : учеб. пособие для академического бакалавриата / И. А. Поварова, В. А. Гончарова. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 139 с.
  48. Поварова, И. А. Основы логопедии: нарушения письменной речи у младших школьников : учеб. пособие для СПО / И. А. Поварова, В. А. Гончарова. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 139 с.
  49. Рожков, М. И. Социальная педагогика : учебник для академического бакалавриата / М. И. Рожков, Т. В. Макеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 287 с.
  50. Ромм, Т. А. Педагогика социального воспитания : учеб. пособие для академического бакалавриата / Т. А. Ромм. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 158 с.
  51. Соловьева, Л. Г. Логопедия : учебник и практикум для СПО / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 191 с.
  52. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. - М.: Центр, 2006. - 144 с.
  53. Супряга, С. В. Мультимедийные презентации в обучении орфографии младших школьников / С. В. Супряга. – Текст: непосредственный // Начальная школа. - 2021. - № 4. - С. 31-34.
  54. Троицкая, И. Ю. Взаимодействие учителя и родителей - условие успешной адаптации первоклассников к школе / И. Ю. Троицкая. – Текст: непосредственный // Начальная школа. - 2020. - № 11. - С. 26-30 : фот., табл.
  55. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.
  56. Фесенко, Ю. А. Коррекционная психология: синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей : учеб. пособие для вузов / Ю. А. Фесенко, Е. В. Фесенко. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 250 с.
  57. Филичева Т.Б. Туманова Т.В, Соболева А.В. Подготовка к школе детей с нарушениями речи. Учебно-методическое пособие. Москва: Издательство школы-интерната. 2017. № 102. 158 с.
  58. Шашкина, Г. Р. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: логопедическая ритмика : учеб. пособие для СПО / Г. Р. Шашкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 215 с.
  59. Шевцова, Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 189 с.
  60. Шишкова, С.Ю. Буквограмма. В школу с радостью: коррекция и развитие письменной и устной речи. От 5 до 14 лет / С.Ю. Шишкова. - М.: АСТ, 2019. - 192 c.
  61. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. - М: АРКТИ, 2016.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское