Введение
Глава 1.Теоретический аспект методов логопедической работы с младшими школьниками с нарушением чтения
1.1Нормативные закономерности освоения навыка чтения у младших школьников
1.2Психолого-педагогическая характеристика младших школьников, имеющих нарушения чтения
1.3 Основные виды трудностей при обучении чтению младших школьников
Глава 2. Изучение нарушений чтения у младших школьников
2.1 Разработка диагностического комплекса методик по выявлению нарушений чтения у младших школьников
2.2Проведение и анализ констатирующего эксперимента
2.3Анализ результатов констатирующего эксперимента
Глава 3. Коррекция недостатков чтения у младших школьников
3.1Разработка системы логопедической работы коррекции нарушения чтения у младших школьников
3.2Организация и проведение формирующего эксперимента
3.3Проведение и анализ контрольного эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность темы исследования. В последние годы наблюдается значительное увеличение числа детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в овладении навыками чтения, что в современной литературе называется дислексией. Впервые такую проблему в конце XIX-начале XX веков стали изучать ученые А. Куссмауль, В. Морган, О. Беркан, Л. Гинельвунд, Ф. Варбург, П. Рашбург и др. Среди отечественных авторов, посвятивших свои работы вопросам изучения нарушения чтения у детей, следует отметить имена Р.А. Ткачева, С.С. Мухина, М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой и др.
Нарушения чтения оказывают негативное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребенка. В настоящее время врачи рассматривают вопрос раннего выявления, профилактики и коррекции специфических нарушений чтения у детей. Чтение как вид деятельности играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его умственное развитие, обеспечивает общее образование, влияет на формирование личности. Также можно отметить, что последствиями нарушений чтения в старших классах являются трудности в решении текстовых задач, в изучении истории, иностранных языков и т. д. Все вышесказанное подтверждает, что нарушение чтения приводит к снижению успеваемости по всем предметам.
Среди учащихся младшего школьного возраста значительно увеличиваются речевые нарушения (Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова). Ведущим дефектом, например, при псевдобульбарной дизартрии является нарушение просодической и звукопроизводящей стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы (Е.М.Мастюкова). При дизартрии наличие комплекса вторичных нарушений требует комплексной диагностики и коррекции логопедической терапии.
А.Н.Корнев, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, Н.И.Садовникова, Л.Ф.Спирова, А.В.Ястребова предполагают, что расстройства дизартрии носят системный характер, то есть нарушается речь как системная функция, сложный психический процесс. Фонематическое восприятие является частью системы фонематических процессов. Овладение этим навыком необходимо для обучения письму и чтению. Комплексная логопедическая работа предполагает формирование фонематического восприятия с дошкольного возраста.
Таким образом, выбор темы исследования обусловлен тем, что на момент обучения в первом классе младшие школьники с нарушениями речи на этапе формирования имеют фонематическое восприятие, и его недоразвитие вызывает специфические трудности в овладении письмом и чтением.
Цель исследования: Теоретически и экспериментально изучить основной комплекс трудностей в обучении чтению младших школьников и разработка программы по исправлению выявленных проблем.
Объект исследования: процесс чтения у младших школьников.
Предмет исследования: логопедические технологии, способствующие устранению нарушений чтения у младших школьников.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что у детей наблюдается нарушение чтения и разработанный комплекс мероприятий будет способствовать его коррекции.
Задачи исследования
- Изучить теоретический аспект логопедической работы с младшими школьниками, имеющими проблемы с нарушениями чтения;
2.Подобрать диагностические методики, провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты;
- Разработать практическую систему логопедической работы по преодолению трудностей в обучении чтению младших школьников;
- Охарактеризовать эффективность предлагаемых практических логопедических методик коррекции нарушений чтения у младших школьников.
Работа состоит из: введения, 3-х глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МЕТОДОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЕМ ЧТЕНИЯ
1.1Нормативные закономерности освоения навыка чтения у младших школьников
В научной литературе накоплен значительный опыт изучения сущности и механизмов чтения как специфического вида деятельности, развитие которого во многом определяет социальное и личностное развитие, "врастание ребенка в цивилизацию" (Л.С.Выготский). Л.С.Выготский и В.В.Давыдов изучая закономерности развития психики в фило- и онтогенезе, рассматривают вопрос о "видовых способностях человека", которые являются результатом психического развития, то есть продуктом процесса освоения (овладения) и воспроизведения исторически сложившихся способностей и функций человека, в частности, способность понимания и использования языка[16]. Овладение "видовыми способностями" определяет формирование индивидуального сознания и овладение основными видами деятельности, к которым относится, прежде всего, чтение.
В большинстве исследований чтение определяется как одна из наиболее сложных и значимых форм умственной деятельности человека. По мнению Л.Н.Макаровой, сложность обусловлена неоднородностью: с одной стороны, чтение - это процесс прямого чувственного познания, а с другой - косвенное отражение действительности. Чтение не следует считать простым действием, это воссоздание звуковой формы слова в соответствии с его графической моделью с последующим пониманием прочитанного. Начинающий читатель работает со звуковой стороной языка, поскольку «без правильного воссоздания звуковой формы слова невозможно понимание читаемого». Поэтому чтение - это сложная деятельность, включающая в себя такие высшие психические функции, как смысловое восприятие и внимание, память и мышление.
Б.Г.Ананьев определил чтение как сложный психофизиологический процесс, в основе которого лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем». В процессе чтения принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы.
А. Р. Лурия также отмечал сложность процесса чтения «вследствие разных психических процессов, находящихся в сложном взаимодействии в его психологическом содержании». Он писал, что чтение - это, по сути, процесс перекодирования одних символов – визуальных (графических) в другую систему символов - устную речевую (артикуляторную). На основе этих сложных расшифровок происходит процесс расшифровки понимания сообщения[36].
По мнению И.А.Зимней, чтение - это форма речевой деятельности активная, целенаправленная, предопределенная языковой системой и обусловленная коммуникативной ситуацией, процессом передачи или получения сообщения. В структуре речевой деятельности выделяются следующие уровни: первый уровень - мотивационное звено, второй - уровень планирования (просмотр текста, заголовка, определение темы, создание ссылок, прогнозирование содержания), третий - исполнительский (смысловая обработка текста).
Анализ литературы показывает, что большинство подходов к проблеме чтения при всех различиях объединяют позиции, отраженные в работах С.Л. Рубинштейна, который писал, что любой текст является лишь условием умственной деятельности: то, что объективно содержится в тексте, может принимать субъективную форму в голове читателя, и эта субъективная форма существования является результатом собственной умственной деятельности читателя. Отмечая сложность процесса чтения, большинство исследователей выделяют две стороны: техническую и смысловую. Техническая сторона включает в себя оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, то есть расшифровку текстов и их перевод в форму устной речи (Д.Б.Эльконин).
Смысловая сторона предполагает понимание смысла и значения отдельных слов и всего высказывания (А.Р.Лурия) или перевод кода автора в его собственный смысловой код. А.С.Мусатова отмечает, что чтение - трудное занятие для младших школьников. Смысловое чтение обеспечивает умение читать с четким пониманием содержания текста, описываемых событий, связи между ними и способностью оценивать поступки действующих лиц. Все это основано на сознательном восприятии лексического значения всех слов, которые, благодаря грамматической связи, формируют мнение, выраженное предложением. Чтение считается осмысленным, если ученик умеет не только передавать, но и выражать свое отношение к прочитанному. Чтение должно быть осмысленным, и школьник должен уметь сравнивать прочитанное с явлениями природы и общественной жизни, понимать идеологическую направленность и уметь делать определенные выводы из прочитанного.