Курсовая работа|Педагогика

Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2022 | Страниц: 44

Глава 1. Теоретические основы формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения

1.1 Сущность понятия «универсальные учебные действия». Характеристика личностных универсальных учебных действий

1.2 Возрастные особенности формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников

1.3 Методы и приемы формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения

Глава 2. Практическая работа по формированию  личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения

2.1. Опыт учителей по формированию  личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения ( анализ статей журналов и сайтов)

2.2. Комплекс заданий, способствующих формированию  личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения во 2 классе.

Заключение

Литература

С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к деятельности учителя стали предъявляться новые требования. Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

 Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Термин  «универсальные  учебные  действия»  ученые  определяют,  как  умение учиться, т. е. «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального  опыта.  УУД обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

 Тема «Формирование личностных  универсальных действий уроках литературного чтения в начальной школе» очень актуальна.

Развивая личностные УУД, мы формируем: 1) умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

Урок литературного чтения — особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться нашим детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен. Естественно, каждый урок должен быть интересным, логичным, стройным, познавательным, деятельностным, потому что ребенка необходимо «зарядить» читательским интересом, дать особую прививку к чтению, растормошить его.

«Литературное чтение» - это предмет, задачей которого является знакомство с произведениями словесного искусства, развитие интеллектуальных и художественно-эстетических способностей, осмысление и получение жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность и т. д.), которые даются в доступной для них эмоционально-образной форме. У детей появляется возможность не только осмыслить эти важные для жизни морально-этические понятия, но и вместе с героями литературных произведений пережить все разнообразие их чувств, приобщиться к духовно-нравственным ценностям автора художественного произведения. В современном обществе, где критерии нравственности ослаблены и размыты, роль художественной литературы и искусства с подлинно духовно-нравственными ценностями, воспитывающими в человеке человека, значительно возрастает.

Цель исследования: выявление эффективных методов и приемов формирования личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе.

Объект  –  процесс формирования личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе.

Предмет – методы и приемы формирования личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе

В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Изучить опыт учителей по проблеме формирования личностных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе.
  3. Выявить методы и приемы формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения
  4. Разработать комплекс заданий, способствующих формированию личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения во 2 классе.

Методы исследования: изучение литературы, анализ и обобщение опыта учителей, беседа, наблюдение.

 

Глава 1. Теоретические основы формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения

1.1 Сущность понятия «универсальные учебные действия». Характеристика личностных универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия (УУД) - базовый элемент умения учиться; совокупность способов действий учащегося и навыков учебной работы, обеспечивающих его возможностью самостоятельно развиваться и совершенствоваться в направлении желаемого социального опыта на протяжении всей жизни. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик».

Выделяют следующие виды универсальных учебных действий:

  1. Личностные.
  2. Регулятивные.
  3. Познавательные.
  4. Коммуникативные.

Функции универсальных учебных действий:

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

К универсальным  учебным действиям относятся следующие действия:

– личностные (самоопределение, нравственно-этическое оценивание);

– познавательные (общеучебные, постановка и решение практических задач, логические);

– регулятивные (целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка);

– коммуникативные (построение речевых высказываний, работа с информацией…).

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

– личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

– смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Обучающейся должен задаваться вопросам: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – а также  уметь на него отвечать.

– нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним, по мнению Асмолова А.Г., относятся:

– целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, а также того, что ещё неизвестно;

– планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

– прогнозирование –это предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

– контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

– коррекция – это внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, товарищами, учителем;

– оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

– саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

– поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

– структурирование знаний;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

– выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

– рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

– смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей

  1. Барышникова О. В. Формирование УУД на  уроках литературного чтения – Режим до ступа: https://multiurok.ru/files/formirovaniie-uud-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-1.html - 17.02.2022.
  2. Божович, Л. И. Вопросы психологии личности школьника: по собие для учителей / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 2012. – 306 с.
  3. Бондаревская Е.В. Личностно ориентированное об разование: опыт раз работки парадигмы, 2008 г.
  4. Как про ектировать универсальные учебные де йствия в на чальной школе: от  де йствия к мысли: по собие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; по д ре д. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.
  5. Гальперин, П. Я. Психология как об ъективная на ука : по собие для психологов, педагогов и студентов, готовящихся к психолого-педагогической де ятельности / П. Я. Гальперин. – М.: Издательство «Институт прак тической психологии», 2012. – 480 с.
  6. Давыдов, В. В. Теория раз вивающего об учения : по собие для спец иалистов в об ласти педагогики и психологии / В. В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 2014. – 544 с.
  7. Планируемые ре зультаты на чального об щего об разования / Под ре д. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.
  8. Кубасова О. В. Методические ре комендации к учебнику литературного чтения об щеобразовательных учрежден ий. – Ассоциация XXI век, 2012-С.4
  9. Куриганова А. С. Типовые за дачи по  форм ированию УУД на  уроках чтения – Режим до ступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2020/11/29/tipovye-zadachi-po-formirovaniyu-uud-na-urokah-chteniya - 17.02.2022.
  10. Лебедева Т. В. Типовые за дачи по  форм ированию универсальных учебных де йствий на  уроках литературного чтения в на чальной школе – Режим до ступа: https://open-lesson.net/5484/ - 17.02.2022.
  11. Лебедева Л. А. Задания по  форм ированию личностных универсальных учебных де йствий на  уроках литературного чтения – Режим до ступа: https://infourok.ru/zadaniya-po-formirovaniyu-lichnostnih-universalnih-uchebnih-deystviy-na-urokah-literaturnogo-chteniya-2278222.html - 17.02.2022.
  12. Любан Т.Н.. Готовность учителя личностно ориентированному об учению. –М. Просвещение, 2006.
  13. Мазалова М.А. Особенности форм ирования личностных УУД у младших школьников на  уроках литературного чтения. М., 2013. С. 119 . [1]
  14. Мазалова М.А. Организация чтения как одно  из  усл овий элитного семей ного во спитания. М., 2010. С. 23[3]
  15. Мацурепа О. Н. «Система за даний, во просов, де йствий, на правленных на  форм ирование ре гулятивных и коммуникативных УУД на  уроках литературного чтения» - Режим до ступа: https://multiurok.ru/index.php/files/sistema-zadanii-voprosov-deistvii-napravlennykh-na.html - 17.02.2022.
  16. Песняева Н. А. Программа «Федеральный госуд арственный об разовательный ста ндарт на чального об щего об разования и его ре ализация в сис теме учебников «Школа России». – М.: Просвещение, 2011. - С.75
  17. Поважнюк Л.А.. Урок литературного чтения. Начальная школа 2007 г.
  18. Полянина Н.Б., Родионова Ю.А.. Проектная де ятельность в на чальной школе, 2014 г.
  19. Реализация Федерального госуд арственного об разовательного ста ндарта второго по коления: на  осн ове учебно-метод. комп лекта "Школа России" // Нач. шк.: журн. - 2009. - № 9. - С. 3-25.
  20. Рыжкова Т.В. Теоретические осн овы и тех нологии на чального литературного об разования. М., 2007. С. 169[2]
  21. Савинов Е. С. Примерная осн овная об разовательная про грамма об разовательного учрежден ия. – М.: Просвещение, 2010. -С.4
  22. Селевко Г.К. Современные об разовательные тех нологии. Народное об разование, 2006 г.
  23. Сережкина И. И. Формирование личностных УУД младших школьников на  уроках литературного чтения – Режим до ступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/08/03/formirovanie-lichnostnykh-uud-mladshikh-shkolnikov-na-urokakh - 17.02.2022.
  24. Сериков В.В. Личностно ориентированное об разование. Педагогика 2005 г.
  25. Хабиббулина Г. Р. Мастер-класс. Формирование личностных УУД на  уроках литературного чтения – Режим до ступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2017/11/25/master-klass-formirovanie - 17.02.2022. Хуторской А.В. Личностная ориентация об разования как педагогическая инновация.2006 г.
  1. Цукерман, Г. А. Психология сам оразвития: за дача для по дростков и их педагогов : учебное по собие / Г. А. Цукерман. – М.: Инетрпракс, 2013. – 288 с.
  2. Цукерман Г.А. Как младшие школьники уча тся учиться [Текст]: по собие для учителей на чальных класс ов/ Г.А. Цукерман. - М.: Педагогический цен тр "Эксперимент", 2012. - С. 362
  3. Челмакина С. В. Типовые за дания для форм ирования УУД на  уроках русского языка и литературного чтения – Режим до ступа: https://multiurok.ru/index.php/files/tipovye-zadaniia-dlia-formirovaniia-uud-na-urokakh.html - 17.02.2022.
  4. Шиянов Е.Н. Развитие личности в об учении, 2000 г.
  5. Эльконин, Д. Б. Вопросы психологии учебной де ятельности младших школьников : по собие для учителя / Д. Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2012. – 288 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское