ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
1.1 Состояние проблемы эстетического воспитания детей и подростков в современной теории и практике воспитания
1.2 Нормативные и организационные основы эстетического воспитания детей и подростков в условиях современной системы образования
1.3 Педагогический потенциал культуры для эстетического воспитания детей и подростков
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Пути и средства эстетического воспитания учащихся
2.2. Разработка паспорта программы по эстетическому воспитанию учащихся
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Эстетическое воспитание имеет особое значение в воспитании и обучении детей. Оно является одним из важнейших условий развития духовно-нравственной, культурной составляющей личности. Значимость эстетического воспитания в системе образования детей обусловливается тем, что система школьного общего образования не может в полной мере реализовать потенциал эстетического воспитания. В настоящее время эта система предпринимает попытки решить такие социально значимые вопросы, как:
- занятость детей в свободное от школы время и организация досуга;
- восполнение «пробелов» общего образования;
- создание условий для развития творческих и профессиональных интересов детей в различных областях искусства.
Имея ряд преимуществ, а именно: разнообразие сфер деятельности, индивидуальный подход к ребенку, современное образование предоставляет детям широкие возможности для самоопределения, осмысления жизненных и профессиональных интересов.
Анализ литературы и имеющейся практики показал, что в реальной ситуации, связанной с эстетическим воспитанием, есть ряд противоречий между:
- потребностью в совершенствовании процесса эстетического воспитания детей и затруднениями в разработке параметров измерения его эффективности, методологического и программно-методического обеспечения данного процесса в условиях системы образования;
- потребностью современного общества в человеке с развитыми эстетическими представлениями, вкусом и стереотипностью эстетического воспитания детей;
- высокой социальной значимостью народной культуры в эстетическом воспитании школьников и неадекватными современными условиями интеграции этой культуры в практику эстетического воспитания;
- большим потенциалом народной культуры в эстетическом воспитании школьников и отсутствием методических средств их реализации.
Эти противоречия позволили сформулировать проблему исследования: как интегрировать возможности эстетического воспитания школьников в условиях современного образования, что и определило тему исследования.
Объект исследования - эстетическое воспитание детей и подростков.
Предмет исследования - использование различных форм и средств в эстетическом воспитании детей и подростков.
Цель - выявить и обосновать условия эффективной интеграции возможностей эстетического воспитания школьников в современном образовании.
Задачи исследования:
- Изучить состояние проблемы эстетического воспитания детей в современной теории и практике воспитания.
- Выявить возможности образования как социокультурной среды эстетического воспитания.
- Определить и оценить педагогический потенциал для эстетического воспитания детей.
- Обосновать условия реализации педагогического потенциала в эстетическом воспитании детей.
Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие:
- сущность педагогического процесса (Ю. К. Бабанский, B. C. Ильин, Б. Т. Лихачев, И. П. Подласый, С. А. Смирнов, В. А. Сластенин, К. Д. Ушинский);
- историко-педагогический процесс как неотъемлемая часть культурного развития (Б. М. Бим-Бад, М. В. Богуславский, П. Ф. Каптерев);
- этнопедагогический процесс (Л. Г. Андреева, Л. С. Алексеева, Г. Н. Волков, К. Б. Семенов);
- фольклор как источник воспитания (С. Н. Азбелев, Ф. И. Буслаев, B. C. Гудков);
- специфику эстетического воспитания исследовали А. И. Буров, В. И. Иванов, М. С. Каган, А. Э. Кондратенко).
При изучении психологических особенностей эстетического воспитания мы опирались на труды Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова, Ш. А. Амонашвили.
Важные аспекты художественно-эстетического воспитания школьников освящены в трудах Б. В. Астафьева, О. А. Апраксиной, В. К. Белобородовой, Н. А. Ветлугиной.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические - анализ, обобщение, абстрагирование на основе содержания психолого-педагогической литературы; эмпирические - беседа; наблюдение; изучение результатов педагогических практик.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
1.1 Состояние про блемы эстетического во спитания де тей и по дростков в со временной теории и прак тике во спитания
Если гов орить о теории и прак тике эстетического во спитания в России, то нужно от метить не которые ис торические пер еломные пер иоды. В Древней Руси эстетическое во спитание раз вивалось во врем я пер ехода от язычества к христианской культ уре. Основными сред ствами так ого во спитания явились устное на родное творчество (былины, на родные песни, сказки), ре мёсла и об щение с при родой. Воспитание дан ного ис торического пер иода базировалось на пер едаче опыта от ста ршего по коления к младшему через сказания, по словицы, песни, через со вместный труд род ителей и их де тей.
С при нятием в Х веке христианства, эстетическое во спитание раз вивается по д влиянием церкви. С рас пространением прав ославия, во зникают нов ые эстетические идеи, не характер ные для Руси того врем ени, связанные с византийской культ урой. Большое знач ение для древнерусского об разования им ели цен ности прав ославия, кот орые строились на том, что кажд ый чело век до лжен верить в един ого Бога и эта вера до лжна ста ть осн овой во спитания (эстетического в том числе) и об учения.
Начиная со врем ени прав ления Петра Великого, когда в Российском госуд арстве ста ли рас пространятся идеи европеизации, вплоть до XIX века, про изошел рас цвет русской культ уры и ис кусства, что не могло не от разиться на раз витие эстетического во спитания. Н. И. Киященко пишет: «Иностранные языки (в пер вую очередь французский) и литература бы ли не пременными атрибутами дворянского во спитания в XIX веке. Если вес ти ре чь о во спитании эстетическом, то к на званным атрибутам след ует до бавить за нятия музыкой, пением, танцами, балы, раз личного род а ритуалы (парады, об рядовые мер оприятия), до машние празднества». Для де тей из крестьянских семей , не смотря на тяжелый кажд одневный труд сво их род ителей, этетическое во спитание им ело огр омное знач ение. В осн овном, они не им ели во зможности об учаться грамоте, чтению и точным на укам, по этому музыка, на родное пение, при кладное творчество являлись осн овным ис точником раз вития де тей.
В XIX веке К. Д. Ушинский, В. И. Водовозов, В. П. Острогорский рас сматривали эстетическое во спитание как ис точник раз вития эстетических чувств, по дчеркивали, что в кажд ом школьном пре дмете со держатся во зможности эстетического во спитания. Они включали в об язательные пре дметы для из учения литературу, музыку, из образительное ис кусство, при роду, а так же художественное творчество - де тский театр.
Константин Дмитриевич Ушинский важн ую роль в эстетическом во спитании от водил фольклору с его не затейливыми и про стыми для де тского во сприятия песнями, сказками, по тешками, при баутками и по словицами. По мне нию К. Д. Ушинского, в раз витии чело вечества существ уют об щие за кономерности, кот орые по вторяются в ис тории на рода. Исторические усл овия жизни на родов от личаются, по тому не могут не определять раз личий в сис темах на родного об разования. К. Д. Ушинский утв ерждал, что на родность до лжна бы ть по ложена в осн ову во спитания как об щая его за кономерность и на чало педагогической идеи и цели во спитания. Мы по лностью раз деляем мне ние Константина Дмитриевича о том, что во спитательный идеал на рода динамичен и раз вивается вместе с ходом ис тории сам ого на рода. Идеал не льзя ис кать тол ько в про шлом, он включает на стоящее и буд ущее. Народный идеал все гда вы ражает степень сам осознания на рода, его взгляды на до бро и зло по роки и до бродетели. В это м идеале от ражаются характер на рода и из менения, про исходящие в об ществе. С из менением идеала во врем ени про исходит и его пер еоценка. Воспитательный идеал не является ста тичным: в не м есть при меты про шлого и нов ого, как от ражение лучших сто рон ре ального врем ени. То, что казалось без укоризненным в про шлом, им еет в глазах со временного чело вечества со вершенно друг ую цен у.
Вся сис тема во спитания в со ветский пер иод раз вития об разования за висела от идеологии, кот орая от водила на второй план личное, ста вя на пер вое место коллектив. На по вестке дня сто ял во прос об эстетической со держательности про цесса труд а.
Начиная с середины ХХ века ис следователи В. А. Разумный, Б. Т. Лихачёв, Д. Б. Кабалевский, А. А. Мелик - Пашаев, П. П. Блонский вне сли огр омный вклад в ис следование про блем эстетического во спитания. Разработанные им и концепции художественного и эстетического во спитания являются осн овополагающими и ре ализуются в раз личных об щеобразовательных и до полнительных об разовательных про граммах. П. П. Блонский определяет эстетическое во спитание как раз витие эстетического творчества через музыку, де тские игры, театральное и литературное творчество. Б. М. Неменский считал, что не обходимо со здать целостную сис тему эстетического во спитания, а так же введ ение ис кусства в об щеобразовательную школьную прак тику: «необходимо сформировать уме ние творить пре красное в сво ей по вседневной де ятельности, в по вседневном труд е, в по вседневных чело веческих от ношениях».