Курсовая работа|Педагогика

Особенности адаптации подростков с умственной отсталостью в условиях школы-интерната

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2022 | Страниц: 32

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические аспекты исследования социальной адаптации подростков с умственной отсталостью 

1.1 Понятие и сущность социальной адаптации в научной литературе

1.2 Психологическая характеристика подростков с умственной отсталостью

1.3 Особенности социальной адаптации подростков с умственной отсталостью

Глава 2. Развитие адаптационных возможностей умственно отсталых подростков в условиях школы-интерната

2.1 Роль школы интернатного типа в развитии подростков с умственной отсталостью

2.2 Специфика социальной адаптации подростков с умственной отсталостью в условиях школы-интерната

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Проблемы специального образования сегодня являются одними из наиболее актуальных в работе Министерства образования России. В первую очередь это связано с тем, что число детей, нуждающихся в коррекционном образовании, неуклонно растет.

Большинство детей с нарушениями интеллекта обучаются в специальных (коррекционных) учреждениях. Нахождение в школе-интернате является новым жизненным этапом. Сложности адаптации в незнакомой среде могут нанести ущерб психическому состоянию данной категории детей. Специализированные учреждения созданы и функционируют с целью формирования и развития жизненно важных навыков и способностей у умственно отсталого ребенка для его последующей социализации и интеграции в современное общество.

Стоит отметить, что у умственно отсталых детей затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на изменения. У подростков с диагнозом умственной отсталости процессы развития протекают несколько иначе, чем у детей, не имеющих данного диагноза. Именно по этой причине стоит обратить внимание на такой аспект как социальная адаптация, которая представляет собой активное приспособление к условиям социальной среды за счет усвоения и принятия ценностей, норм, стилей поведения, принятых в обществе.

Таким образом, целью данного исследования является исследование особенностей социальной адаптации подростков с умственной отсталостью.

Объект исследования: социальная адаптация подростков с умственной отсталостью в школах интернатах.

Предмет исследования: институт социальной адаптации подростков с умственной оталостью.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие и сущность социальной адаптации в научной литературе;
  2. Определить характеристику подростков с умственной отсталостью;
  3. Изучить особенности социальной адаптации подростков с умственной отсталостью;
  4. Обозначить роль школы интернатного типа в развитии подростков с умственной отсталостью;
  5. Проанализировать специфику социальной адаптации подростков с умственной отсталостью в условиях школы-интерната.

Методологической основой данной работы являются теоретические и эмпирические исследования авторов, рассматривающие проблему социальной адаптации детей с умственной отсталостью: Н.Н. Серобян, А.С. Автенюк, Т.С. Антропова, И.В. Гордеева, О.В. Защиринская, Д.В. Ивинский, Л.Ф. Тихомирова, М.С. Ионова, Е.Г. Скугоревская, Л.П. Уфимцева и др.

Гипотеза исследования: в условиях школы-интерната

социальная адаптация подростков с умственной отсталостью может быть

Социальная адаптация подростков с умственной отсталостью осуществляемая в школах интернатах имеет особую специфику.

Особенности адаптации в условиях

Практическая значимость работы заключается в исследовании процесса социальной адаптации детей с умственной отсталостью на примере общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа № 148 (МКОУ С (К) Ш № 148), выявлена ее сущность и особенности.

Структура данной работы состоит из: введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

Глава 1. Теоретические аспекты исследования социальной адаптации подростков возможностей умственно-отсталых подростков с умственной отсталостью

1.1 Понятие и сущность социальной адаптации в научной литературе

Термин адаптация вошел в науку с 1865 года и был введен Х. Обертеном [16]. Понимание феномена адаптации, как приспособления самоорганизующихся систем к изменению условий среды, часто заменяют словами: вживление, привыкание, приспособление, принятие и т.д. Термин «адаптация» впервые был введен Г. Аубергом [10] и получил широкое распространение в различных областях наук. Понятие «адаптация» как общенаучное, содействует синтезу и объединению знаний различных систем.

Адаптацию, как результат деятельности целостной самоуправляемой системой, компоненты которой могут выступать в качестве детерминант развития адаптации в целом, рассматривали такие исследователи, как: Ф.Д.Горбов, Б.Ф Ломов, Д.Н. Завалишина[25]. По их мнению, это позволяет установить иерархию взаимосвязей и взаимообусловленности отражательных, регулятивных, коммуникативных функций психики, а также физиологических и иных функций

Г.Г. Овчинникова [15] отождествляет непрерывный процесс адаптации с понятием жизни. Это процесс приспособления организма и особая форма отражения внешнего мира и внутреннего окружения.

Г.И. Аксенова [3] в своих исследованиях отмечает объектно-субъективный характер адаптации, который способствует социальной адаптации индивида. С помощью социальной адаптации усваиваются необходимые для жизнедеятельности стандарты, стереотипы, с помощью которых человек активно приспосабливается к повторяющимся условиям жизни.

  1. Абатаева П.Н. Социальная адаптация личности // Вестник социально-педагогического института, 2020. - С. 1-11.
  2. Автенюк А.С. Атоническая форма умственной отсталости // Российский психиатрический журнал, 2017. – С. 1-10.
  3. Аксенова Г.И. Проблема адаптации личности в отечественной психологии // Прикладная юридическая психология, 2012. - С. 1-6.
  4. Антропова Т.С. Социализация детей с умственной отсталостью, проживающих в условиях учреждения интернатного типа // Молодой учный, 2018. – С. 265-269.
  5. Волчанская В.О. Социально-психологическая адаптация в отечественной и зарубежной психологии // Московский государственный университет, 2019. №12. - С. 1-7.
  6. Голованова Н.Ф. Ребенок. Школа. Жизнь. Электронный ресурс:URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001491833 (дата обращения 20.02.2022).
  7. Гордеева И.В. Социализация и трудовая подготовка детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях школы интерната / Психолого-педагогические условия обучения, воспитания и социализации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Под ред. Л.Ф. Тихомировой, А.М. Ходырева, А.В. Басова, 2017. - С. 127-133.
  8. Евсеенков А.Г. Концептуальные подходы к исследованию социальной адаптации // Социально-гуманитарные знания, 2015. - С. 1-7.
  9. Зарубина Н.В. Реализация СИПРа в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) // Интегративные тенденции в медицине и образовании, 2017. - Т. 1. № 2. - С. 36 – 40.
  10. Защиринская О.В. Дизонтологические особенности общения детей и подростков с умственной отсталостью // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика, 2011. - № 3. С. 97-104.
  11. Ивинский Д.В. Особенности организации образовательной деятельности в специальных (кореркционных) образовательных учреждениях VIII вида и перспективные направления ее развития // Вестник Тамбовского университета, 2018. – С. 1-6.
  12. Ионова М.С. Характеристика личностных особеннстей подростков с легкой степенью умственной отсталости // Огарев-Online, 2018.– С. 1-8.
  13. Крысько В.Г. Социальная психология: курс лекций. – М., 2006. – 352 с.
  14. Лунева О.В. Адаптация социальная // Знание. Понимание. Умение, 2018. – С. 1-8.
  15. Овчинникова Г.Г. Социальная дезадаптация подростков «группы риска» // Вестник Казанского государственного университета, 2013. - С. 1-4.
  16. Овшинов А.Н. Общесоциологическая парадигма социальной адаптации // Вестник Калмыкского университета, 2014. – С. 1-16.
  17. Потапова Н.Н. Социальное воспитание и развитие в контексте учения Л.С. Выготского // Ученые записки. Электронный научный журнал, 2017. – С. 1-5.
  18. Ростовцева М.В. Социальная адаптация: философские основания исследования // Философия и культура, 2017. - С.1-9.
  19. Ростовцева М.В. Природа социальной адаптации и методы ее изучения // Социометрика, 2017. - С.1-7.
  20. Серобян Н.Н. Вопросы социальной адаптации умственно отсталых детей // Кубанский научный медицинский вестник, 2009. – С. 1-5.
  21. Скугоревская Е.Г. Социально-психологическая адаптация умственно-отсталых детей младшего школьного возраста к условиям школы-интерната //E-Scio, 2019. – С .1-7.
  22. Соломатина С.Г. Школа-интернат как институт социализации воспитанников // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 2012. – С. 1-6.
  23. Тихомирова Л.Ф. Организация педагогической работы с детьми и подростками с умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта в школе интернате 8-го вида // Ярославский педагогический вестник, 2014. – С. 1-7.
  24. Уфимцева Л.П. Педагогическе средства обеспечения социальной адаптации подростков с выраженной степенью умственной отсталости // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2009. – С. 1-7.
  25. Хаустова А.И. Социально-психологическая адаптация // Молодой ученый, 2016. - № 26. - С. 614-617.
  26. Чистяков П.Ю. Формирование норм правильного поведения как основы социальной адаптации умственно отсталых детей // Молодой ученый, 2020. – С. 68-70.
  27. Шилова Л.В. Нарушения поведения умственно отсталых подростков. – Саратов. – 63 с.
  28. Шипицына Л. М. «Необучаемый»  ребенок  в семье  и  обществе.   Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.
  29. Щербакова В.П. Социально-психологический механизм адаптации // Известия Тульского государственного университета, 2010. - С. 1-6.
  30. Официальный сайт: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа № 148. Электронный ресурс: URL: http://www.s_148_spec.edu54.ru/ (дата обращения 11.02.2022).

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское