Проблемы специального образования сегодня являются одними из наиболее актуальных в работе Министерства образования России. В первую очередь это связано с тем, что число детей, нуждающихся в коррекционном образовании, неуклонно растет.
Большинство детей с нарушениями интеллекта обучаются в специальных (коррекционных) учреждениях. Нахождение в школе-интернате является новым жизненным этапом. Сложности адаптации в незнакомой среде могут нанести ущерб психическому состоянию данной категории детей. Специализированные учреждения созданы и функционируют с целью формирования и развития жизненно важных навыков и способностей у умственно отсталого ребенка для его последующей социализации и интеграции в современное общество.
Стоит отметить, что у умственно отсталых детей затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на изменения. У подростков с диагнозом умственной отсталости процессы развития протекают несколько иначе, чем у детей, не имеющих данного диагноза. Именно по этой причине стоит обратить внимание на такой аспект как социальная адаптация, которая представляет собой активное приспособление к условиям социальной среды за счет усвоения и принятия ценностей, норм, стилей поведения, принятых в обществе.
Таким образом, целью данного исследования является исследование особенностей социальной адаптации подростков с умственной отсталостью.
Объект исследования: социальная адаптация подростков с умственной отсталостью в школах интернатах.
Предмет исследования: институт социальной адаптации подростков с умственной оталостью.
Задачи:
- Рассмотреть понятие и сущность социальной адаптации в научной литературе;
- Определить характеристику подростков с умственной отсталостью;
- Изучить особенности социальной адаптации подростков с умственной отсталостью;
- Обозначить роль школы интернатного типа в развитии подростков с умственной отсталостью;
- Проанализировать специфику социальной адаптации подростков с умственной отсталостью в условиях школы-интерната.
Методологической основой данной работы являются теоретические и эмпирические исследования авторов, рассматривающие проблему социальной адаптации детей с умственной отсталостью: Н.Н. Серобян, А.С. Автенюк, Т.С. Антропова, И.В. Гордеева, О.В. Защиринская, Д.В. Ивинский, Л.Ф. Тихомирова, М.С. Ионова, Е.Г. Скугоревская, Л.П. Уфимцева и др.
Гипотеза исследования: в условиях школы-интерната
социальная адаптация подростков с умственной отсталостью может быть
Социальная адаптация подростков с умственной отсталостью осуществляемая в школах интернатах имеет особую специфику.
Особенности адаптации в условиях
Практическая значимость работы заключается в исследовании процесса социальной адаптации детей с умственной отсталостью на примере общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа № 148 (МКОУ С (К) Ш № 148), выявлена ее сущность и особенности.
Структура данной работы состоит из: введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования социальной адаптации подростков возможностей умственно-отсталых подростков с умственной отсталостью
1.1 Понятие и сущность социальной адаптации в научной литературе
Термин адаптация вошел в науку с 1865 года и был введен Х. Обертеном [16]. Понимание феномена адаптации, как приспособления самоорганизующихся систем к изменению условий среды, часто заменяют словами: вживление, привыкание, приспособление, принятие и т.д. Термин «адаптация» впервые был введен Г. Аубергом [10] и получил широкое распространение в различных областях наук. Понятие «адаптация» как общенаучное, содействует синтезу и объединению знаний различных систем.
Адаптацию, как результат деятельности целостной самоуправляемой системой, компоненты которой могут выступать в качестве детерминант развития адаптации в целом, рассматривали такие исследователи, как: Ф.Д.Горбов, Б.Ф Ломов, Д.Н. Завалишина[25]. По их мнению, это позволяет установить иерархию взаимосвязей и взаимообусловленности отражательных, регулятивных, коммуникативных функций психики, а также физиологических и иных функций
Г.Г. Овчинникова [15] отождествляет непрерывный процесс адаптации с понятием жизни. Это процесс приспособления организма и особая форма отражения внешнего мира и внутреннего окружения.
Г.И. Аксенова [3] в своих исследованиях отмечает объектно-субъективный характер адаптации, который способствует социальной адаптации индивида. С помощью социальной адаптации усваиваются необходимые для жизнедеятельности стандарты, стереотипы, с помощью которых человек активно приспосабливается к повторяющимся условиям жизни.