ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Генетика как учебная дисциплина
1.1 Особенности генетики как учебной дисциплины
1.2 Теоретические аспекты изучения генетики в школьном курсе общей биологии
Глава 2. Практические аспекты преподавания генетики в школьном курсе биологии
2.1 Сравнительный анализ школьных программ
2.2 Особенности преподавания генетики в школьном курсе биологии с использованием современных технологий
2.3 Методика изучения темы «основы генетики» в разделе «общая биология» в школах
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Генетика как наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов является основой современной биологии, определяющей развитие других дисциплин. В настоящее время именно генетика определяет единство биологических наук, благодаря универсальности законов наследственности и фундаментальной информации, систематизированной в положениях общей генетики. Роль генетики в современном мире не ограничивается сферой биологии, от уровня знаний в данной области зависит прогресс таких научных направлений, как экология, социология, психология, медицина и др.
Актуальность темы обусловлена тем, что в школьном курсе биологии тема «Основы генетики» обеспечивает школьников знаниями о механизмах передачи и сохранения наследственной информации, использовании генетических законов в гибридизации, проявлении мутаций, проявлении генетических законов на различных уровнях организации живой материи. Методологическая роль генетики в образовании предъявляет особые требования к преподаванию этой дисциплины, в которой должны сочетаться широта охвата, научная глубина и доступность изложения.
Проблемы методики обучения генетике в общеобразовательной школе, такие как применение наглядности, роль генетических понятий в развитии компетенций учащихся, логика изучения генетического материала, система работы с ключевыми понятиями, требования к содержанию основного, углубленного и факультативного изучения материала по генетике, методические приемы проведения лабораторных работ, решения генетических задач, активно разрабатываются современными учителями.
Выбор темы исследования «Методика изучения темы «Основы генетики» в школьном курсе биологии на базовом уровне» обусловлен актуальностью вопроса и его практической значимостью.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии, включающий изучение основ генетики.
Предмет исследования: методические условия генетики.
Гипотеза исследования: знания учащихся старших классов в области изучения основ генетики повысятся, если будет отобрано содержание изучаемого материала, определены методы и методические приемы обучения, будут применяться современные технологии обучения, включена деятельность, проведены практические работы, использованы генетические задачи в нестандартной игровой форме.
Цель исследования: выявить практические аспекты преподавания генетики в школьном курсе биологии.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи.
- Изучить особенности генетики как учебной дисциплины.
- Изучить современное состояние исследуемой проблемы в практике работы образовательных учреждений.
- Изучить практические аспекты преподавания генетики в школьном курсе биологии
При выполнении поставленных задач были использованы следующие методы:
- изучение и анализ специальной биологической и методической
- литературы;
- изучение и анализ проблемы в практике работы образовательных
- учреждений;
- педагогическое наблюдение;
- разработка методики обучения;
ГЛАВА 1. ГЕНЕТИКА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
1.1 Особенности генетики как учебной дисциплины
Совершаемая в последние десятилетия научно-техническая революция привела к противоречию между временем, отводимым на обучение в школе, и возросшим объемом знаний и умений, которыми необходимо обеспечить современных школьников. В сложившихся условиях перед общеобразовательной школой возникла настоятельная потребность в решении проблем, связанных с отбором учебного материала, совершенствованием форм и методов обучения. Основная задача школы связана с развитием у школьников способностей и навыков самостоятельного овладения в будущем необходимыми знаниями и умениями.
Генетика эта наука о наследственности и изменчивости организмов и о том каким образом этими свойственны можно управлять. И в связи с этим мы абсолютно понимаем, что, во-первых, изучение генетики позволяет понять, как реализуются эти свойства живых организмов, общие свойства наследственности и изменчивости, каким закономерностям, каким законам подчиняется.
Генетика как наука дает возможность понять изучаемые закономерности, понять и научиться объяснять биологические явления окружающей жизни. изучение генетики дают понимание того как генетические исследования помогают решать актуальные проблемы и практические задачи в жизни.
Педагоги должны владеть информацией о современных достижениях генетики и сегодня она является одним из передовых направлений в биологии.
По признанию многих современных биологов данная наука в последние годы стала сердцевиной всех биологических наук. Разнообразие жизненных форм и процессов может быть осмыслено как единое целое в рамках генетики. Развитие генетики можно выделить три этапа: первый этап связан с Г. Менделем и открытием законов наследственности.
Второй этап начался с изучения генетики на клеточном уровне.
Третий этап характеризуется достижениями в сфере молекулярных наук, которые позволили изучать закономерности генетики на уровне бактерий и вирусов [5].
Рассматривая теорию развития биологических понятий, авторы стремятся к более эффективному разрешению проблемы развития понятий генетики в процессе обучения и выделяют, согласно двум уровням познания, две ступени развития понятий: на первой ступени понятия носят эмпирический характер, а на второй научно-технический. Отсюда эмпирические понятия опираются на данные наблюдения и экспериментов, а теоретические понятия связаны с совершенствованием понятийного аппарата науки и направлены на всестороннее познание объективной реальности в ее существенных связях и закономерностях [4].
Психология внесла значительный вклад в развитие генетики, в частности В.В. Давыдов выделил две формы теоретического мышления. Первая включает анализ фактического материала и его обобщение. На основе последнего происходит выделение некой содержательной абстракции, в которой зафиксирована сущность явления.
Вторая форма теоретического мышления – восхождение от абстрактного к конкретному.
Основная концепция генетики утверждает существование единицы наследственности в виде некоторого фактора, который передается от родителей к потомкам. Понятие «ген» как дискретной единицы, выявляемой менделевским гибридологическим анализом, ввел В.Л. Иоганнсен. С его точки зрения, ген не только эмпирическое обобщение, но и исходная абстракция.
Содержание образования - система научных знаний, умений, навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей учащихся, формирование их мировоззрения, морали, поведения, подготовку к труду и общественной жизни.
Содержание курса биологии структурировано в виде трех разделов:
- «Живые организмы»,
- «Человек и его здоровье»,
- «Общие биологические закономерности».
Основные понятия генетики включены в раздел «Общие биологические закономерности», где обобщается и систематизируется содержание, освоенное школьниками при изучении курса биологии в основной школе.
Генетический материал 9 класса может изучаться в виде самостоятельного блока или включаться в содержание других разделов; он не должен механически дублировать содержание курса «Общая биология» для 10-11 классов.
При изучении генетики у учащихся формируются:
- понятия «наследственность» и «изменчивость»;
- знания о типах скрещивания;
- знания о законах наследования и их цитологических основах;
- знания об основной генетической символике и терминологии;
- знания о хромосомной теории наследственности;
- понятия «наследственная изменчивость» и «модификационная изменчивость»;
- знания о значении генетики для медицины и селекции;