Курсовая работа|Педагогика

Преподавание генетики в школьном курсе биологии

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2017 | Страниц: 27

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Генетика как учебная дисциплина

1.1 Особенности генетики как учебной дисциплины

1.2 Теоретические аспекты изучения генетики в школьном курсе общей биологии

Глава 2. Практические аспекты преподавания генетики в школьном курсе биологии

2.1 Сравнительный анализ школьных программ

2.2 Особенности преподавания генетики в школьном курсе биологии с использованием современных технологий

2.3 Методика изучения темы «основы генетики» в разделе «общая биология» в школах

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Генетика как наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов является основой современной биологии, определяющей развитие других дисциплин. В настоящее время именно генетика определяет единство биологических наук, благодаря универсальности законов наследственности и фундаментальной информации, систематизированной в положениях общей генетики. Роль генетики в современном мире не ограничивается сферой биологии, от уровня знаний в данной области зависит прогресс таких научных направлений, как экология, социология, психология, медицина и др.

 Актуальность темы обусловлена тем, что в школьном курсе биологии тема «Основы генетики» обеспечивает школьников знаниями о механизмах передачи и сохранения наследственной информации, использовании генетических законов в гибридизации, проявлении мутаций, проявлении генетических законов на различных уровнях организации живой материи. Методологическая роль генетики в образовании предъявляет особые требования к преподаванию этой дисциплины, в которой должны сочетаться широта охвата, научная глубина и доступность изложения.

Проблемы методики обучения генетике в общеобразовательной школе, такие как применение наглядности, роль генетических понятий в развитии компетенций учащихся, логика изучения генетического материала, система работы с ключевыми понятиями, требования к содержанию основного, углубленного и факультативного изучения материала по генетике, методические приемы проведения лабораторных работ, решения генетических задач, активно разрабатываются современными учителями.

Выбор темы исследования «Методика изучения темы «Основы генетики» в школьном курсе биологии на базовом уровне» обусловлен актуальностью вопроса и его практической значимостью.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии, включающий изучение основ генетики.

Предмет исследования: методические условия генетики.

Гипотеза исследования: знания учащихся старших классов в области изучения основ генетики повысятся, если будет отобрано содержание изучаемого материала, определены методы и методические приемы обучения, будут применяться современные технологии обучения, включена деятельность, проведены практические работы, использованы генетические задачи в нестандартной игровой форме.

Цель исследования: выявить практические аспекты преподавания генетики в школьном курсе биологии.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи.

  1. Изучить особенности генетики как учебной дисциплины.
  2. Изучить современное состояние исследуемой проблемы в практике работы образовательных учреждений.
  1. Изучить практические аспекты преподавания генетики в школьном курсе биологии

При выполнении поставленных задач были использованы следующие методы:

  • изучение и анализ специальной биологической и методической
  • литературы;
  • изучение и анализ проблемы в практике работы образовательных
  • учреждений;
  • педагогическое наблюдение;
  • разработка методики обучения;

 

ГЛАВА 1. ГЕНЕТИКА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1.1 Особенности генетики как учебной дисциплины

Совершаемая в последние десятилетия научно-техническая революция привела к противоречию между временем, отводимым на обучение в школе, и возросшим объемом знаний и умений, которыми необходимо обеспечить современных школьников. В сложившихся условиях перед общеобразовательной школой возникла настоятельная потребность в решении проблем, связанных с отбором учебного материала, совершенствованием форм и методов обучения. Основная задача школы связана с развитием у школьников способностей и навыков самостоятельного овладения в будущем необходимыми знаниями и умениями.

Генетика эта наука о наследственности и изменчивости организмов и о том каким образом этими свойственны можно управлять. И в связи с этим мы абсолютно понимаем, что, во-первых, изучение генетики позволяет понять, как реализуются эти свойства живых организмов, общие свойства наследственности и изменчивости, каким закономерностям, каким законам подчиняется.

Генетика как наука дает возможность понять изучаемые закономерности, понять и научиться объяснять биологические явления окружающей жизни. изучение генетики дают понимание того как генетические исследования помогают решать актуальные проблемы и практические задачи в жизни.

Педагоги должны владеть информацией о современных достижениях генетики и сегодня она является одним из передовых направлений в биологии.

По признанию многих современных биологов данная наука в последние годы стала сердцевиной всех биологических наук. Разнообразие жизненных форм и процессов может быть осмыслено как единое целое в рамках генетики. Развитие генетики можно выделить три этапа: первый этап связан с Г. Менделем и открытием законов наследственности.

Второй этап начался с изучения генетики на клеточном уровне.

Третий этап характеризуется достижениями в сфере молекулярных наук, которые позволили изучать закономерности генетики на уровне бактерий и вирусов [5].

Рассматривая теорию развития биологических понятий, авторы стремятся к более эффективному разрешению проблемы развития понятий генетики в процессе обучения и выделяют, согласно двум уровням познания, две ступени развития понятий: на первой ступени понятия носят эмпирический характер, а на второй научно-технический. Отсюда эмпирические понятия опираются на данные наблюдения и экспериментов, а теоретические понятия связаны с совершенствованием понятийного аппарата науки и направлены на всестороннее познание объективной реальности в ее существенных связях и закономерностях [4].

Психология внесла значительный вклад в развитие генетики, в частности В.В. Давыдов выделил две формы теоретического мышления. Первая включает анализ фактического материала и его обобщение. На основе последнего происходит выделение некой содержательной абстракции, в которой зафиксирована сущность явления.

Вторая форма теоретического мышления – восхождение от абстрактного к конкретному.

Основная концепция генетики утверждает существование единицы наследственности в виде некоторого фактора, который передается от родителей к потомкам. Понятие «ген» как дискретной единицы, выявляемой менделевским гибридологическим анализом, ввел В.Л. Иоганнсен. С его точки зрения, ген не только эмпирическое обобщение, но и исходная абстракция.

Содержание образования - система научных знаний, умений, навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей учащихся, формирование их мировоззрения, морали, поведения, подготовку к труду и общественной жизни.

Содержание курса биологии структурировано в виде трех разделов:

  • «Живые организмы»,
  • «Человек и его здоровье»,
  • «Общие биологические закономерности».

Основные понятия генетики включены в раздел «Общие биологические закономерности», где обобщается и систематизируется содержание, освоенное школьниками при изучении курса биологии в основной школе.

Генетический материал 9 класса может изучаться в виде самостоятельного блока или включаться в содержание других разделов; он не должен механически дублировать содержание курса «Общая биология» для 10-11 классов.

При изучении генетики у учащихся формируются:

  • понятия «наследственность» и «изменчивость»;
  • знания о типах скрещивания;
  • знания о законах наследования и их цитологических основах;
  • знания об основной генетической символике и терминологии;
  • знания о хромосомной теории наследственности;
  • понятия «наследственная изменчивость» и «модификационная изменчивость»;
  • знания о значении генетики для медицины и селекции;
  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989 190 с.
  2. Верзилин Н.М., Корсуновская В.М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1976. 124 с.
  3. Веселовский И.А. Введение в генетику. М.: Колос, 1969. 208 с.
  4. Голикова Т.В., Аршукова С.А. Возможности школьных учебников для углубленного изучения биологии в естественнонаучных классах // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и ВУЗе: сборник материалов международной научно-практической конференции. М.: Московский государственный областной университет, 27-29 октября 2016 г. с. 35 – 38
  5. Голикова Т.В., Галкина Е.А. Методика обучения биологии в соответствии с требованиями ФГОС ВО и профессионального стандарта педагога: учебное пособие к выполнению лабораторно-практических занятий. – Красноярск, 2016. 218 с.
  6. Голикова Т.В., Галкина Е.А., Пакулова В.М. Методика обучения биологии: учебное пособие к Выполнению лабораторно-практических занятий. Красноярск, 2013. 218 с.
  7. Данилов С.Б., Романов Н.И., Владимирская А.И. Биология: учебник для 9 класса общеобразоват. организаций. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. 344 с.
  8. Жимулёв И.Ф. Общая и молекулярная генетика: курс лекций для студентов 3 курса. Новосибирск, 1998. 430 с.
  9. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. 5-9 классы: рабочая программа к линии УМК «Сфера жизни»: учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 2017 50 с.
  10. Зверев И.Д, Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии в средней школе. М.: Просвещение, 1985. 191 с.
  11. Иванов В.И., Барышникова Н.В., Билева Дж.С. Генетика / под. ред. В.И. Иванова. М.: Академкнига, 2007. 638 с.
  12. Козак М.Ф. Дрозофила – модельный объект генетики: учебно-методическое пособие. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2007 87 с.
  13. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология: 9 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений : 2-е изд., испр. М. : Вентана-Граф, 2013. 112 с.
  14. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Текст]: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р.
  15. Курчанов Н.А. Генетика человека с основами общей генетики: учебное пособие. СПб. : СпецЛит, 2006. 175 с.
  16. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Калгус, 1980. 334 с.
  17. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология: общие закономерности. 9 кл.: учебник: 4-е изд., стереотип. М.:Дрофа, 2016. 301 с.
  18. Мякшина А.О. Генетика в задачах: учебно-методическое пособие. Северодвинск: «Перспективы», 2015 36 с.
  19. Нехаева В.И. Практический курс общей генетики: учеб. пособие для студентов биологических специальностей педагогический высших учебных заведений: 2-е изд., стереотип. М.: ФЛИНТА, 2011. 211 с.
  20. Аршукова С.А. Сравнительный анализ методических условий формирования понятия «изменчивость» в вариативных учебниках биологии 9 класса // Молодежь и наука XXI века: XVI Международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых. Методика обучения дисциплин естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы: материалы научно- практической конференции. Красноярск, 21 мая 2015 г. [Электронный ресурс] / отв. ред. Н.М. Горленко; ред. кол. – Электрон. дан. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015 URL: elib.kspu.ru/get/20966 (дата обращения: 25.02.2022).
  21. Генетика [Электронный ресурс] // Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия.URL:http://megabook.ru/article/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0 (дата обращения: 25.02.2021).
  22. Голикова Т.В., Галкина Е.А. Современные технологии обучения биологии: монография / [Электронный ресурс] / Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015
  23. Занимательные генетические задачи [Электронный ресурс] // Изучаем биологию. Образовательный блог учителя биологии Ивановой И.А. URL: http://bio9klass.blogspot.ru/2011/12/blog-post_3004.html (дата обращения: 25.02.2022).
  24. Методические приемы для работы на уроке [Электронный ресурс] // Издательская группа «Основа». URL: http://www.e-ru/PDF/osnova_14_7_658.pdf (дата обращения: 29.05.2017).

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское