Введение
Глава 1. Теоретические основы организационных и правовых основ противодействия преступности несовершеннолетних
1.1. Понятие и правовые основы предупреждения и профилактики преступности несовершеннолетних
1.2. Роль органов внутренних дел в процессе предупреждения и профилактики преступности несовершеннолетних
1.3. Структура и особенности современной российской системы предупреждения преступности несовершеннолетних
Глава 2. Анализ состояния и пути совершенствования деятельности ГУ МВД России по Алтайскому краю в противодействие преступности несовершеннолетних
2.1. Характеристика и основные направления деятельности ГУ МВД России по Алтайскому краю в сфере противодействия преступности несовершеннолетних
2.2. Деятельность ГУ МВД России по Алтайскому краю по противодействию преступности несовершеннолетних
2.3. Направления совершенствования деятельности органов власти по противодействию преступности несовершеннолетних
Заключение
Список литературы
Приложение А
АНКЕТА: ПРИЧИНЫ И МОТИВЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Актуальность исследования деятельности органов власти по предупреждению и профилактике преступности несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации обусловлена тем, что ситуация с правонарушениями несовершеннолетних в настоящее время остается достаточно сложной. Несмотря на некоторое снижение числа подростковых правонарушений, их показатели остаются достаточно высокими. Помимо этого, отмечается усиление жестокости и общественной опасности правонарушений, рост числа хорошо спланированных и организованных групповых преступлений. Обращает на себя внимание и тот факт, что преступность несовершеннолетних молодеет, возрастает в ней участие девочек-подростков.
Органы внутренних дел Российской Федерации в системе предупреждения преступности несовершеннолетних исполняют важнейшую роль. На них возлагается одна из основных частей работы по предупреждению, профилактике преступности несовершеннолетних. Если не удалось предотвратить преступление, и подросток его все-таки совершил, то органы государственной власти совместно с органами внутренних дел обязаны направлять все свои усилия на выявление и устранение причин, содействующих преступлениям, перевоспитанию несовершеннолетнего.
Объект исследования: Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю.
Предмет исследования: организационные и правовые основы противодействия преступности несовершеннолетних преступности несовершеннолетних в субъекте РФ.
Цель исследования: определить основные направления совершенствования деятельности в сфере противодействия преступности несовершеннолетних преступности несовершеннолетних.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и изучить правовые основы предупреждения и профилактики преступности несовершеннолетних;
- обосновать роль органов внутренних дел в процессе предупреждения и профилактики преступности несовершеннолетних;
- охарактеризовать структуру и направления деятельности Управления Министерства внутренних дел России по Алтайскому краю по работе с несовершеннолетними;
- проанализировать деятельность органов внутренних дел по Алтайскому краю в сфере предупреждения и профилактики преступности несовершеннолетних;
- выявить основные направления совершенствования деятельности Управления Министерства внутренних дел России по Алтайскому краю по предупреждению и профилактике преступности несовершеннолетних.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы использовались следующие методы исследования: анализ, сравнение, обобщение.
Теоретической и информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты Российской Федерации и Управления Министерства внутренних дел России по Алтайскому краю, учебно-методические материалы и разработки, научные статьи по проблемам преступности несовершеннолетних, публикации в СМИ, материалы Интернет-ресурсов.
Практические результаты исследования по совершенствованию процессов в области предупреждения и профилактики преступности несовершеннолетних могут быть использованы в деятельности Отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделения по делам несовершеннолетних Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю.
Глава 1 Теоретические основы организационных и правовых основ противодействия преступности несовершеннолетних
1.1Понятие и правовые основы предупреждения и профилактики преступности несовершеннолетних
Предупреждение преступности несовершеннолетних - комплекс мер, которые направлены на препятствие преступлений, путем улучшения воспитания лиц, не достигших совершеннолетия
Профилактика преступности несовершеннолетних - это предупредительная деятельность, которая направлена на устранение, нейтрализацию криминогенных факторов и недопущение совершения преступления лицами, ведущими антиобщественный образ жизни[1].
Правовые основы предупреждения преступности – это совокупность правовых норм, определяющих основные начала осуществления деятельности по предупреждению преступности. Несовершеннолетними считаются лица от 14 до 18 лет. Во все времена развития Российского государства особое внимание уделялось предупреждению преступности среди несовершеннолетних. «Разумная борьба с правонарушениями должна начинаться с преступности несовершеннолетних. Самое верное средство сильно сократить в обществе профессиональную преступность - это помешать детям развиваться в преступников, своевременными мерами удаляя их с преступного пути»[2].
Основу правовой базы, которая регламентирует борьбу с преступностью, составляют нормативно-правовые акты, закрепляющие нормы, призванные воздействовать на криминогенные факторы, порождающие преступность.
Нормативно-правовая база, регулирующая основы предупреждения преступности, включает в себя:
- Конституцию РФ, международные правовые акты (например, Конвенцию ООН о правах ребенка, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.);
- закрепляющие основы профилактической деятельности, а также федеральные законы (например, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»);
- законы субъектов РФ (Постановление Правительства Москвы от 5 октября 2010 г. № 882-ПП «О Комплексной городской целевой программе профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на 2011–2015 годы») и подзаконные нормативно-правовые акты (приказ МВД РФ от 26 мая 2000 г. № 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел»;
- постановление Правительства РФ от 28 марта 2008 г. № 216 (ред. от 15.10.2008) «О Правительственной комиссии по профилактике правонарушений», приказ МВД РФ от 29 января 2009 г. № 60 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по профилактике правонарушений» и др.).
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред от т 22.04.2005 N 39-ФЗ) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в соответствии с которым установлена государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защита их прав. Ее составляют комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, аппараты управления и специализированные учреждения (службы) органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, органов внутренних дел, службы занятости населения, а также иные органы и учреждения, осуществляющие в пределах своей компетенции меры по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав; для координации действий министерств и ведомств Российской Федерации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних образована Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Совете Министров - Правительстве Российской Федерации.
Функции по взаимодействию государственных органов субъектов федерации по указанным вопросам поручено осуществлять комиссиям по делам несовершеннолетних при главах исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения, а также при городских, районных, районных (в городе) администрациях.
Образованы специализированные учреждения (службы) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, - в структуре органов социальной защиты населения; специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа для несовершеннолетних, совершивших правонарушения, и специальные (коррекционные) учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших общественно опасные деяния - в структуре органов образования; реорганизованы приемники-распределители органов внутренних дел для несовершеннолетних, на их базе созданы центры временной изоляции для помещения несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния.
Таким образом, можно сказать, что под предупреждением и профилактикой преступности несовершеннолетних понимается комплекс мер, которые активно направлены на устранение криминогенных факторов и недопущение совершения преступления. В системе предупреждения и профилактики преступности несовершеннолетних можно выделить субъект и объект. Объектами выступают причины и условия преступлений разных уровней, субъектами могут являться представители государственных правоохранительных организаций, а так же и негосударственные специализированные организации, которые непосредственно осуществляют борьбу с преступностью – частные детективные и охранные агентства.