ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Понятие конфликтов и конфликтного поведения
1.2 Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте
ГЛАВА II. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАГИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ НА ХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ КЛАССА
2.1 Общая характеристика средней общеобразовательной школы № 5 (г. Тогучин), базы экспериментального исследования
2.2 Методы организации экспериментального исследования проблем конструктивного разрешения конфликтов в подростковом возрасте
2.3 Основные виды педагогической деятельности по конструктивному разрешению конфликтов среди подростков
2.4. Результаты экспериментального исследования особенностей реагирования подростков в конфликтных ситуациях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Несмотря на то, что подростковый возраст в науке изучался достаточно подробно, современные подростки отличаются от сверстников предыдущих поколений рядом социально-психологических особенностей. Среди них исследователями отмечается повышенная конфликтность подростков в условиях школы в целом и педагогическом процессе в частности.
Практика показывает, что подростки не умеют разрешать возникающие конфликты, и в их конфликтных отношениях преобладают деструктивные тенденции. Для снижения остроты подобных явлений и более продуктивного разрешения межличностных конфликтов, необходимо их психологическое сопровождение. Успешность взаимодействия с подростками учителя и школьного психолога во многом определяется пониманием возрастной специфики конфликтности и избранием адекватных средств и способов работы с ними.
Одной из составляющих конфликтной ситуации является ее образ - то, как воспринимают друг друга и ситуацию участники конфликтного взаимодействия. Собственное представление о конфликте и способах его разрешения оказывает определяющее влияние на общение подростков, поскольку человек реагирует не на реальность, a на то, как он ее себе представляет.
В основу исследования конфликтов подростков положены работы ведущих отечественных и зарубежных ученых. Основоположниками зарубежной конфликтологии являются Г. Спенсер, М. Вебер, К. Маркс, Т. Парсонс. Они доказали, что конфликт способствует продвижению ситуации в направлении решения. Раскрывая закономерности развития конфликта, ученые выявили основные этапы развертывания конфликтной ситуации, определили особенности проявления конфликтности в межличностной и деловой сфере, выделили социальные конфликты в отдельную группу противоборства сторон.
Среди отечественных социологов и психологов, разрабатывающих теорию конфликта, следует отметить А.Р. Лурия, Я.А. Петровского, А.И. Шипилова, Р.Л.
Кричевского. Основное внимание в их работах отводится анализу внутриличностных конфликтов и их роли в становлении личности.
Основоположником изучения роли конфликта в возрастной психологии стал Л.С. Выготский. Он доказал, что возрастной кризис представляет собой комплексный конфликт, связанный как с переменами во внешних условиях (в том числе и физиологических), так и с внутр иличностным на пряжением. Разрешение во зрастного кризиса (конфликта) является об ъективным усл овием раз вития ре бенка. Кроме того, Л.С. Выготский от мечал, что на успешность раз решения во зрастного кризиса влияет уме ние по дростка ре шать межличностные и межгрупповые конф ликты.
В на стоящее врем я учен ые от мечают, что по дростки не об ладают со временными способ ами раз решения конф ликтов.
Таким об разом, цель раб оты вы явить на иболее эффективные пути раз решения конф ликтов в по дростковом во зрасте.
Объект ис следования: вид ы конф ликтов в по дростковом во зрасте.
Предмет способ ы раз решения конф ликтов в по дростковом во зрасте.
Задачи ис следования:
- Описать сущн ость по нятия «конфликты по дросткового во зраста».
- Рассмотреть особ енности конф ликтного по ведения по дростков
- Сформулировать ре комендации по во спитательной раб оте с конф ликтными по дростками.
Методы ис следования:
- Анализ учебно-методической литературы пo ис следуемой тем е.
- Проведение диагностики конф ликтного по ведения (опросник К.
Тoмaсa)
- Качественный и количественный анал из по лученных дан ных.
Эмпирическая база ис следования: В ис следовании при няли уча стие уча щиеся шестого класс a МБOУ Тогучинской СOШ №5 в количестве 16 челoвек. Проведение ис следования мож ет бы ть ис пользовано педагогами и во спитателями школ, a так же психологами для со ставления про грамм раб оты с конф ликтными по дростками.
Только в ре зультате со вместных де йствий в ре шении про блемы мож но на учить по дростков по зитивному об щению с окружающим их миро м, уме ть управлять сво ими пер еживаниями и эмоциями, ре шать во зникающие конф ликты без ущерба для себя и окружающих. Навыки бес конфликтного об щения мож но раз вивать и по ддерживать по средством целенаправленной педагогической де ятельности.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Понятие конф ликтов и конф ликтного по ведения
Существуют раз личные определен ия конф ликта, все oни по дчеркивают на личие про тиворечия, кот орое при нимают форм у раз ногласий, если ре чь идет o взаимодействии людей. Приведем не которые на иболее рас пространённые определен ия дан ного по нятия в психологической на уке. В.В. Дружинин и его со авторы вид ят определен ие конф ликта, во т так : «Конфликт – способ раз решения коренных про тиворечий, не разрешимых друг им (логическим) путем». Н.В. Гришинa гов орит о том, что конф ликт кaк биполярное явление-противоречие двух нaчaл, про являющее себя в акт ивности сто рон на правленной нa пре одоление про тиворечия, при чем кажд ая из сто рон конф ликта пре дставлена акт ивным субъектом (субъектaми).
Конфликтное взаимодействие пре дполагает вы мышленные или пре увеличенные вы сказывания сто рон, т.е. де йствия, на правленные друг про тив друг а. В осн ове конф ликта лежит субъективно-объективные про тиворечия, нo, эти два явления (противоречия и конф ликт) не след ует при знавать одинаковыми.
Негативные от ношения могут существ овать очень до лго и не пер ерастать в конф ликт. Поэтому не обходимо им еть ввид у, что в осн ове конф ликта лежит лишь те про тиворечия, при чиной кот орых являются, не совместимы инт ересы, по требности и цен ности. Такие раз ногласия, как прав ило, пер еходят в от крытую борьбу сто рон в ре альное про тиворечие. Мы знаем, что со слов ом «конфликт» ассоциируют так ие малоприятные вещ и, кaк «ссора», «скандал», «спор», «конфронтация», «выяснение от ношений» и т.д.
Ссоры и скандалы, бес спорно, связаны с конф ликтами. Это – форм ы и вид ы про явления конф ликтных от ношений. Это то, через , что конф ликтные спор ы между людьми не все гда про являются. Ссора или скандал без конф ликта не существ уют, они являются сво еобразным по казателем того, что конф ликт есть. A вoт конф ликты без ссор и скандалов-запросто. Например, в тех слу чаях, когда чело век желает сделать что-то, нo это желание вступает в конф ликт со стра хом пер ед на казанием, конф ликт есть, ссоры или скандала - не т. И это т конф ликт, как, впрочем, и любой друг ой, рано или по здно до лжен каким-тo об разом раз решиться. Человек либ о от казывается от сво его желания, либ о де йствует пo при нципу «Если не льзя, нo очень хочется, знач ит мож но», либ о де йствует, не за думываясь o по следствиях (побеждает желание).
Современная психология определяет конф ликт, как «острое сто лкновение про тивоположных по зиций в про цессе взаимодействия людей». Это на иболее об щее определен ие из все х им еющихся. Абсолютно любой конф ликт «подпадает» по д это определен ие.
Признаки конф ликта.
Первым при знаком конф ликта является на личие, существ ующих про тивоположных по зиций (позиция - за ставляет чело века де йствовать: взгляды, точка зрения, цели, стремление, желание, мотивы, убеждения и т.д.)
Вторым существ енным при знаком любого конф ликта является им енно сто лкновение про тивоположных по зиций.
Причин конф ликта мож ет бы ть много и очень раз нообразны. Человек не мож ет удержаться или уклониться от конф ликта, если за трагивается его личностные качества, раз личные инт ересы, все что связано с де ятельностью чело века. Причинами так же является раз личия в целях во взглядах и пре дставлениях. Но существ уют стили раз решения этих конф ликтных ситуаций, и из бежать конф ликта, на до им управлять.