ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
2.1 Задачи, методика и результаты констатирующего эксперимента
2.2 Организация и методика опытной работы
2.3 Результаты опытной работы и их интерпретация
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиографический список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Совместные концепции развития ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольном образовательном учреждении предполагают включение отдельных элементов народной в процессе развития ребенка. Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиции и обычаев.
Реакцией на возникновение новых социокультурных реалий со стороны мировой педагогической науки стала разработка соответствующих образовательных стратегий, что нашло отражение в документах ООН, Совета Европы, ЮНЕСКО и т. д. В российской педагогической науке также активизировались теоретические поиски: возникли концепции "Воспитание культуры межнационального общения" З.Т. Гасанова, "Многокультурное образование" Г.Д. Дмитриева, складывается традиция поликультурного образования под влиянием теоретических исследований коллектива В.В. Макаева, З.А.Мальковой, Л.Л. Супруновой. Особое внимание данному вопорсу уделяется в нормативных актах: Закон РФ об Образовании, президентская инициатива «Наша новая школа», Федеральный государственный образовательный стандарт 2009 года.
По утверждениям А.И.Азмольдова, Н.П.Донисюка, А.И.Лазарева, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится принести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Н.Зеньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, дают основание предположить следующее: периоды 3 – 4 лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.
В качестве средств этнографической культуры мы определили фольклор, народные игры, праздники, которые способствуют успешному приобщению новых поколений к народной культуре, утверждают в качестве приоритетных ценностей духовность, помогают определить отношение к вечному и природному миру, к другим людям и к самому себе (В.Н.Аникин, Н.К.Дмитриев, З.Н.Иванова).
Современные ученые И.В.Бестужев – Лада, А.В.Мудрик к числу важных субъективных условий относят семейные традиции. Они призваны служить упрочнению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку. Традиции формируют сложные привычки, способствуют становлению определенной направленности поведения ребенка. В традициях и обычаях отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность ее членов. Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи как социального института, обеспечивает рост взаимопонимания между ее членами, особенно между родителями и детьми, помогает совершенствовать процесс домашнего воспитания.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить успешность программы взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по приобщению дошкольников к народной культуре средствами этнографической культуры.
Объект исследования: процесс взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей, ориентированный на приобщение дошкольников к народной культуре.
Предмет исследования: педагогические условия организации взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и семьи по приобщению дошкольников к народной культуре.
Гипотеза исследования: приобщение дошкольников к народной культуре будет более успешным если:
- Сотрудничество ДОУ и семьи будет осуществляться в статусе группового субъекта, обеспечивающего творческую направленность в совместной деятельности детей, родителей и педагогов.
- Обогащение предметно-развивающей среды средствами этнографической культуры, обеспечивающей представление о народной культуре.
В соответствии с целью и гипотезой нами определены задачи исследования:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и семьи по проблеме приобщения дошкольников к народной культуре.
2.Выявить и обосновать эффективные педагогические условия взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по проблеме приобщения дошкольников к народной культуре.
- Выявить критерии гипотезы.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент, наблюдение, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- выявлена целесообразность и возможность приобщения детей старшего дошкольного возраста к традициям народного народа средствами этнографической культуры;
- результаты исследования обогащают курс «Этнопедагогика» сведениями о педагогической технологии, этнографических средствах, способствующих приобщению дошкольников к народной культуре в условиях семейного воспитания и в практике дошкольных образовательных учреждений.
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по приобщению дошкольников к народной культуре, которая использована в работе дошкольного учреждения № 463.
Для достижения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: изучение и анализ психолого–педагогической литературы, изучение опыта педагогов и родителей, изучение и анализ педагогической документации.
Исследовательская база исследования: дошкольное образовательное учреждение № 2.
Этапы исследования:
Опытная работа осуществлялась в три этапа:
I этап (май 2010) был посвящен изучению и анализу психолого – педагогической литературы по проблеме исследования, разрабатывались исходные позиции исследования: цель, гипотеза, задачи, методика опытной работы.
II этап (октябрь 2010 – январь 2011) – опытно – поисковый. На этом этапе выявились уровни взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по приобщению дошкольников к народной культуре. Разрабатывалась и практиковалась методика опытной работы, корректировались содержание и технология эксперимента, проводилась обработка полученных результатов.
III этап (февраль 2011) – заключительно обобщающий. Он включал в себя обобщение и литературное оформление исследования, внедрение разработанной технологии взаимодействия педагогов и родителей в практику работы дошкольного учреждения.