Курсовая работа|Педагогика

Приобщение дошкольников к народной культуре

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2013 | Страниц: 37

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

2.1 Задачи, методика и результаты констатирующего эксперимента

2.2 Организация и методика опытной работы

2.3 Результаты опытной работы и их интерпретация

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библиографический список использованной литературы

ПРИЛОЖЕНИЯ

Совместные концепции развития ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольном образовательном учреждении предполагают включение отдельных элементов народной в процессе развития ребенка. Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиции и обычаев.

Реакцией на возникновение новых социокультурных реалий со стороны мировой педагогической науки стала разработка соответствующих образовательных стратегий, что нашло отражение в документах ООН, Совета Европы, ЮНЕСКО и т. д. В российской педагогической науке также активизировались теоретические поиски: возникли концепции "Воспитание культуры межнационального общения" З.Т. Гасанова, "Многокультурное образование" Г.Д. Дмитриева, складывается традиция поликультурного образования под влиянием теоретических исследований коллектива В.В. Макаева, З.А.Мальковой, Л.Л. Супруновой. Особое внимание данному вопорсу уделяется в нормативных актах: Закон РФ об Образовании, президентская инициатива «Наша новая школа», Федеральный государственный образовательный стандарт 2009 года.

По утверждениям А.И.Азмольдова, Н.П.Донисюка, А.И.Лазарева, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится принести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Н.Зеньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, дают основание предположить следующее: периоды 3 – 4 лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

В качестве средств этнографической культуры мы определили фольклор, народные игры, праздники, которые способствуют успешному приобщению новых поколений к народной культуре, утверждают в качестве приоритетных ценностей духовность, помогают определить отношение к вечному и природному миру, к другим людям и к самому себе (В.Н.Аникин, Н.К.Дмитриев, З.Н.Иванова).

Современные ученые И.В.Бестужев – Лада, А.В.Мудрик к числу важных субъективных условий относят семейные традиции. Они призваны служить упрочнению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку. Традиции формируют сложные привычки, способствуют становлению определенной направленности поведения ребенка. В традициях и обычаях отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность ее членов. Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи как социального института, обеспечивает рост взаимопонимания между ее членами, особенно между родителями и детьми, помогает совершенствовать процесс домашнего воспитания.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить успешность программы взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по приобщению дошкольников к народной культуре средствами этнографической культуры.

Объект исследования: процесс взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей, ориентированный на приобщение дошкольников к народной культуре.

Предмет исследования: педагогические условия организации взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и семьи по приобщению дошкольников к народной культуре.

Гипотеза исследования: приобщение дошкольников к народной культуре будет более успешным если:

  1. Сотрудничество ДОУ и семьи будет осуществляться в статусе группового субъекта, обеспечивающего творческую направленность в совместной деятельности детей, родителей и педагогов.
  2. Обогащение предметно-развивающей среды средствами этнографической культуры, обеспечивающей представление о народной культуре.

В соответствии с целью и гипотезой нами определены задачи исследования:

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и семьи по проблеме приобщения дошкольников к народной культуре.

2.Выявить и обосновать эффективные педагогические условия взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по проблеме приобщения дошкольников к народной культуре.

  1. Выявить критерии гипотезы.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент, наблюдение, количественный и качественный анализ результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

  • выявлена целесообразность и возможность приобщения детей старшего дошкольного возраста к традициям народного народа средствами этнографической культуры;
  • результаты исследования обогащают курс «Этнопедагогика» сведениями о педагогической технологии, этнографических средствах, способствующих приобщению дошкольников к народной культуре в условиях семейного воспитания и в практике дошкольных образовательных учреждений.

Практическая значимость исследования состоит в разработке программы взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по приобщению дошкольников к народной культуре, которая использована в работе дошкольного учреждения № 463.

Для достижения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: изучение и анализ психолого–педагогической литературы, изучение опыта педагогов и родителей, изучение и анализ педагогической документации.

Исследовательская  база исследования: дошкольное образовательное учреждение № 2.

Этапы исследования:

Опытная работа осуществлялась в три этапа:

I этап (май 2010) был посвящен изучению и анализу психолого – педагогической литературы по проблеме исследования, разрабатывались исходные позиции исследования: цель, гипотеза, задачи, методика опытной работы.

II этап (октябрь 2010 – январь 2011) – опытно – поисковый. На этом этапе выявились уровни взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по приобщению дошкольников к народной культуре. Разрабатывалась и практиковалась методика опытной работы, корректировались содержание и технология эксперимента, проводилась обработка полученных результатов.

III этап (февраль 2011) – заключительно обобщающий. Он включал в себя обобщение и литературное оформление исследования, внедрение разработанной технологии взаимодействия педагогов и родителей в практику работы дошкольного учреждения.

  1. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки [Текст] / Б.Г. Анаьев//Избр. психол. труды: в 2 т. Т.1 –М.:Педагогика, 1980.-267с.
  2. Аникин, В.П. Русская народная сказка: Пособие для учителей [Текст] / В.П. Аникин. – М., 2005
  3. Арнольдов, А.И. Человек и мир культуры [Текст] / А.И. Арнольдов. – М.:МГИК, 1992.
  4. Арутюнов, С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие [Текст] /С.А. Арутюнов //Отв. ред.Ю.В.Бромлей; (АНСССР, Ин-т этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая). – М.: Наука, 1989. – 243с.
  5. Бердяев, Н.А. О назначении человека [Текст] / Н.А, Бердяев //Мир философии. – М.: Политиздат, 1991.-Ч.2.-с.543-549
  6. Безносов, В.Г. Смысл жизни в русской философии, конец XIX-нач.XXв. [Текст] / В.Г. Безносов– СПб.: Наука, 2006.-380с
  7. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989.-192с.
  8. Бромлей, Ю.В., Подольский, Р.Г. Создано человеством [Текст] / Ю.В. Бромлей, Р.Г. Подольский. – М.: Политиздат, 1984.-272с.
  9. Бромлей, Ю.В. Современные проблемы этнографии [Текст] / Ю.В. Бромлей. – М., 1981. – 390с.
  10. Бромлей, Ю.В. Этнос и этнография [Текст] / Ю.В. Бромлей. – М.,1973.-283с.
  11. Вавилова, Л.Д. Педагогические условия приобщения дошкольников к национальной культуре в детских садах Республики Коми, 4-6 лет [Текст] / Л.Д. Вавилова. Дис.кант.пед.наук. – СПб., 1993.-252с.
  12. Волков, Г.Н. Этнопедагогика. [Текст] / Г.Н. Волков –М.:Издательский центр «Акадкмия», 1999.-168с.
  13. Водовозова, Е.Н. Как люди на белом свете живут: Чехи-Поляки-Русины. [Текст] / Е.Н. Водовозова–СПб., 1914.-180с.
  14. Воспитательная система школы: аспект моделирования: учебн.-метод.пособие [Текст] /Авт.-сост. Е.Н.Степанова, Л.В.Байбородова, С.Л.Паладьев. – Псков:ПОИПКРО, 1994.-65с.
  15. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. [Текст] / Л.С. Выготский -М.:Педагогика,1991.
  16. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию [Текст] /С.И. Гессен //Отв.ред. и сост. П.В.Алексеев. –М.:Школа-Пресс, 2006.-448с.
  17. Данилов, М.А. Педагогический процесс и его диалектика [Текст] / М.А. Данилов //Советская педагогика. – 1970.-№7.-с.99-107
  18. Давлетов, К.С. Фольклор как вид искусства. [Текст] / К.С. Давлетов-М.:Наука,2005
  19. Далгат, У.Б. Литература и фольклор: Теорет.аспекты. [Текст] / У.Б. Далгат– М.:Наука,1981
  20. Денисюк, Н.П. Традиции и формирование личности. [Текст] / Н.П. Денисюк –Минск:Изд.БГУ, 1979.-136с.
  21. Жуковская, Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край [Текст] / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова //Под ред. С.А.Козловой. –М.,1981
  22. Журавлев, В.И., Скаткин М.Н. Методы педагогических исследований. [Текст] / В.И. Журавлев– М.:Наука,1970.
  23. Жигульский, К. Праздник и культура: праздники старые и новые. Размышление социолога [Текст] / К. Жикульский //Пер. с польск. –М.:Прогресс,1985
  24. Зверева, О.Л. Работа детского сада с молодой семьей. [Текст] / О.Л. Зверева – М.,1990
  25. Зеньковский, В.П. Психология детства: Учебное пособие для вузов. [Текст] / В.П. Зеньковский - Екатеринбург:Деловая книга,2006
  26. Зрелищно-игровые формы народной культуры: Сб.научных трудов [Текст] //под ред.Л.М.Ивлевой. –Л.:ЛГИ и ТмиК,1990
  27. Иванова, З.Н. Использование культурного потенциала региона в нравственно-эстетическом воспитании детей. [Текст] / З.Н. Иванова–СПб.,1996
  28. Ильин, В.С. О концепции целостного учебно-воспитательного процесса [Текст] / В.С. Ильин//Методологические основания совершенствования уч-восп. Процесса. –Волгоград,1981
  29. Ильенков, Э.В. Философия и культура. [Текст] / Э.В. Ильенков-М.:Политиздат,1991
  30. Итс, Р.Ф. Введение в этнографию: Уч.пособие. [Текст] / Р.Ф. Итс -Л.:Изд-во ЛГУ,1991
  31. Итс, Р.Ф. Века и поколения: Этнографические этюды. [Текст] / Р.Ф. Итс – Л.,1986
  32. Каптерев, П.Ф. Задачи и основы сем. воспитания /Энц.семейного воспитания и образования. [Текст]/П.Ф. Каптерев /-Вып.1.-СПб.,1998
  33. Корнеева, Е.И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников. [Текст] / Е.И. Корнеева. Дисс.канд.пед. наук. –М.,2006
  34. Кон, И.С. Ребенок и общество: Историко – этнографическая перспектива. [Текст] / И.С. Кон-М.:Наука, 1988
  35. Концепция дошкольного воспитания [Текст] // Дошкольное воспитание. –1989.№5.
  36. Лазарев, А.И. Народоведение. [Текст] / А.И. Лазарев– Челябинск:Юж. Урал.кн.изд-во, 1997
  37. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А.Н. Леонтьев –М.: политиздат, 1975
  38. Лихачев, Д.С. Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем. [Текст] / Д.С. Лихачев–М.:Сов.Россия,1988
  39. Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии. [Текст] /–Ростов-на-Дону,2006
  40. Мазаев, А.И. Праздник как социально-художественное явление. [Текст] / А.И. Мазаев–М.:Наука,1978
  41. Мид, М. Культура и мир детства. [Текст] / –М.,1988
  42. Новикова, Л.И. Вопросы воспитания: системный подход. [Текст] / Л.И. Новикова –М.:Прогресс,1981
  43. Основы этнографии [Текст] /Под ред. С.А.Токарева. –М.,1968
  44. Перелыгина, Л.Н. Гуманистические особенности педагогического процесса в отечественной дошкольной педагогике начала XX-века. [Текст] /Л.Н. перелыгина. Дисс.канд.пед.наук. – М.,1996
  45. Петровский, В.А., Кларина, Л.М., Смывина, Л.А., Стрелкова, Л.П. Построение разв. Среды в ДОУ. [Текст] / В.А. петровский, Л.М. Клаирна и др. –М.:Нов.шк.,1993
  46. Праздники, обряды, традиции. [Текст] –М.:Молодая гвардия,1976
  47. Прокопец, О.Н. Культурные ценности региона – средство формирования гражд.позиции личности. [Текст] / О.Н. Прокопец- М.,1996
  48. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки. [Текст] / В.Я. Пропп–М.ЛГУ,1986
  49. Пузырей, А.А Культурно-историческая теория Л.С.Выгоского и сов. Психология. [Текст] / А.А. пузырей-М.:МГУ,1986
  50. Ребенок в мире культуры [Текст] / Отв.ред.Р.М.Чумичева. –Ставрополь:Старвопольсервисшкола,1988
  51. Рубинштейн, С.Л. Проблема общей психологии. [Текст] / С.Л. Рубинштейн–М.:Педагогика,1976
  52. Сериков, Г.Н. Образование:аспекты системного отражения. [Текст] / Г.Н. Сериков–Курган:Изд-во Зауралье,1997
  53. Семейно-бытовая культура [Текст] /Под ред. Д.И.Водзинского. –Минск: Народная асвета,1987
  54. Суханов, И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. [Текст] / И.В. Суханов–М.:Политиздат,1976
  55. Субботкинский, Е.В. Ребенок открывает мир. [Текст] / Е.В. Субботинский –М.:Просвещение 1991
  56. Токарев, С.А. Этнография народов СССР. Исторические основы быта и культуры. [Текст] / С.А. Токарев–М.:МГУ,1958
  57. Традиционная народная культура населения Урала [Текст] //Гл.ред. С.А. Димухаметова. –Пермь,1997
  58. Фольклор [Текст] ///Философская энциклопедия. –М.,1970.-Т.5
  59. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании [Текст] / К.Д. Ушинский // Собр.соч.,Т.2. –М.,Л.:АПН РСФСР, 1948
  60. Философия детства//Тезисы докладов международной конференции: Ребенок в сов. мире. [Текст] / –СПб.,1993
  61. Харисов, А.И. Литературное наследие народного народа. [Текст] / А.И. Харисов–Уфа,1973
  62. Хмель, Н.Д. Педагогический процесс в общеобразовательной школе: пособие для студентов пед.вузов и учителей. [Текст] / Н.Д. Хмель–Алма-Ата,1984
  63. Черник, Т.В. Идеи и традиции русской педагогики в воспитании культуры отношений сов. Дошкольников. [Текст] / Т.В. Черник. Дисс.канд.пед.наук.-М.,1996
  64. Чистов, К.В. Народные традиции и фольклор:Очерки теории. [Текст] / К.В. Чистов–Л.:Наука,1986
  65. Шлегер, Л.К. Практическая работа в детском саду. [Текст] / Л.К. Шлегер–Берлин:Знание и сила, 1922
  66. Эльконин, Д.Б. Психология игры. [Текст] / Д.Б. Эльконин–М.:Педагогика,1978
  67. Этнография [Текст] / Под.ред.Ю.В.Бромлея, Г.Е.Маркова. –М.,1992

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское