На современном этапе рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса. В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. В связи с этим, актуальность темы данной дипломной работы очевидна: для того чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать хозяйственное и финансовое состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.
Для того чтобы предприятие работало эффективно, необходимо правильно организовать труд работников, при этом постоянно контролируя деятельность работников, используя различные методы управления персоналом. Особое внимание необходимо уделять улучшению условий труда, к сожалению, с переходом к рыночной экономике этой проблеме не всегда уделяется достаточно внимания.
Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность. Новые организационные стратегии требуют внесения существенных корректив в систему кадрового менеджмента, и развитие персонала в этих условиях становится ключевым элементом процесса управления персоналом. Исходя из этого, актуальность исследования обусловлена необходимостью дальнейшего всестороннего анализа основ кадрового менеджмента, которое способствует эффективному управлению персоналом.
Современный бизнес функционирует в постоянной конкуренции, и основополагающим является суждение, что организации, активно развивающие инновации для своего роста, приобретают заметные преимущества, стабильную прибыль и новые пути совершенствования. Предприятия, которые работают в условиях высокой конкуренции, для выживания и развития обязаны осуществлять постоянный поиск максимального удовлетворения потребностей покупателей, продвигая на рынок сбыта новые потребительские ценности для нынешних и будущих клиентов. Потребительская ценность определяется следующими ключевыми моментами: качество, уникальность товара (услуги), уровень удовлетворенности запросов клиента, применимость разрешения назревающих проблем клиента.
Главная цель инновации тесно переплетается с созданием и предложением потенциальным покупателям новой потребительской ценности. Следовательно, инновации становятся для предприятий ключевым фактором обеспечения роста, прибыльности и конкурентоспособности любого бизнеса. Инновации являются движущим инструментом развития экономики на протяжении многих лет существования мировой цивилизации.
Объектом исследования дипломного проекта является предприятие – общество с ограниченной ответственностью ООО «РЕЛЬЕФ-ЦЕНТР»
Предметом защиты является проект совершенствования системы управления персоналом ООО «РЕЛЬЕФ-ЦЕНТР»
Целью дипломного проекта является разработка проекта по совершенствованию системы управления персоналом предприятия на примере общества с ограниченной ответственностью «Рельеф-центр»
Задачами дипломного исследования являются:
- Рассмотреть теоретические аспекты системы управления персоналом.
- Дать характеристику экономической деятельности исследуемого предприятия.
- Провести анализ существующей системы управления персоналом ООО «РЕЛЬЕФ-ЦЕНТР»
- Изучить роль инноваций в управлении персоналом
- Разработать мотивационный механизм, ориентированного на рынок.
- Сформировать систему обучения принимаемых на работу продавцов-консультантов.
Источниками информации являются Устав организации, бухгалтерская отчетность, данные анкетирования, интервьюирование начальника, работников, штатное расписание, экспертные оценки.
Дипломный проект состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПУТИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Обзор базовых подходов к возникновению источников инноваций
В условиях активно развивающихся экономических отношений и рыночной экономики инновации играют немаловажную роль. Многие директора крупных фирм и предприятий, исследователи, выдающиеся профессора и ученые в связи с этим пытаются найти ответ на важный вопрос: «Что есть источник возникновения инноваций?» Этот вопрос дает множество тем для размышления. Любая новая идея, инновация подкрепляется научными подходами, методами, технологиями, однако всякая инновация находится в прямой взаимосвязи с экономическими процессами, таким образом, главное ее начало – это экономика.
Научное и технологическое развитие является лишь косвенной целью создания инновации, а главной функцией нововведения ‒ максимальное удовлетворение запросов потребителя. Немаловажной особенностью инновационного процесса послужит то, что данный процесс дает почву для развития научно-технических решений, возможности их применения на практике, а также распространения их в обществе. Неотъемлемой частью инновации выступает её экономическая обоснованность для деятельности предприятия.
Исследование литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема источников инновации является недостаточно изученной в силу того, что ей посвящено небольшое количество публикаций. Впервые проблему выявления источников инноваций обозначил Й. Шумпетер. Согласно его учениям, в основе инноваций лежит предпринимательство, так как для успешного развития предпринимательской деятельности необходимо осуществлять постоянный поиск новых идей для продвижения и роста в хозяйственной сфере.
Основной смысл его работы заключается в непрерывном усовершенствовании технологий, в производстве товаров и услуг абсолютно новыми способами, посредством чего расширяются рынки сбыта и открываются новые источники сырья и материалов. Предпринимательская деятельность на начальном этапе связана с одной лишь идеей, в последующем преобразующейся в вещественную форму [1, с. 332, 333].
Согласно учению Й. Шумпетера, предпринимательская идея имеет два отличительных признака: 1) функционирование предпринимательской деятельности без идеи как таковой в принципе невозможна; 2) в ходе предпринимательской деятельности нельзя обойти процесс сбора, анализа и сравнения предпринимательских идей. Толчком для поиска новых предпринимательских идей могут послужить:
– существующий и прогнозируемый спрос, то есть для успешного развития бизнеса предприниматель должен предугадать желания потребителей, может быть, даже до того момента, как сам потребитель сформулирует свои желания и предпочтения;
– талант предпринимателя в развиваемой сфере. Только генерирование собственных идей и разработка определенных алгоритмов для их осуществления является отправной точкой для создания предпринимательского проекта;
– развитие функционирующей структуры производства. Новый бизнес может расширять существующие рынки сбыта, используя спрос, созданный другими компаниями, и дальше развивать уже существующие запросы потребителей;
– использование местного сырья, так как объем, качество и условия использования местных видов природных ресурсов могут оказаться эффективнее и выгоднее импортируемых;
– применение на практике признанных во всем мире способов ведения бизнеса. Рассмотрение успешного опыта ведения бизнеса зачастую способствует зарождению множества интересных идей, которые в последующем могут использоваться в собственной фирме, ведь не все великие нововведения основываются на совершенно новых идеях. Но в таких ситуациях нельзя переусердствовать, полностью копируя удачный способ развития предпринимательства.
Одной из основополагающих сфер появления, становления и дальнейшего развития инновации многие считают науку. Именно в этой сфере зарождаются базисные инновации, обладающие наибольшими возможностями для преобразования и дальнейшего создания на их основе конкурентоспособной продукции. Критерием, лежащим в основе возникновения инновации, является борьба конкурентов на рынке, поэтому наиболее прибыльными оказываются те фирмы, которые первыми освоили эффективную инновацию.
Инновация базируется на новаторской идее (изобретении, открытии), и эта идея направлена на создание в общем смысле более эффективного способа производства, который позволяет использовать имеющиеся ресурсы с большей пользой, снизить себестоимость продукции, повысить рейтинг предприятия, захватить новые ниши на рынках сбыта [2, с. 43].
Ю. В. Яковец, профессор и автор многих трудов, посвященных инновациям, подходит к вопросу рождения инноваций и их источников с институциональной точки зрения, давая продолжение идеям Й. Шумпетера. В своих трудах он указывает на то, что научная основа в единственном роде не способна привлечь в общество достаточное количество инновационных решений. Инновации, по его мнению, могут исходить от ученых, изобретателей, предпринимателей, представителей творческих профессий, политических и государственных деятелей и даже военачальников.
Участия общественных институтов при попытке изучения природы зарождения инновации зачастую недостаточно, хотя данная точка зрения является весьма оригинальной и занимает достойное место в учениях об инновациях.
Эта точка зрения косвенно подтверждается самим Ю. В. Яковцом, так как при дальнейшем внимательном изучении его работы можно обратить внимание на то, что впоследствии вместо понятия «источник» в отношении обозначенных выше институтов он использует понятие «инициатор», что, по мнению автора, наиболее объективно отражает их роль в процессе создания инноваций.
Монография немецкого профессора и ученого Г. Менша «Технологический пат: инновации преодолевают депрессию» стала известна во всем мире. В 1980‒1990-е годы она совершила стремительный прорыв в изучении подходов к инновационному развитию. В монографии используется иная логика мышления и выделения первоисточников образования инноваций. Г. Менш для объяснения природы возникновения инновации использует так называемую шахматную терминологию. На основании шахматной терминологии в развитии мировой экономики через почти равный промежуток времени создается кризисная ситуация (иначе говоря, патовая ситуация), после которой выход на новую стадию развития почти невозможен, если экономика остается на прежнем уровне развития технологий. Именно такие ситуации, по мнению ученого, считаются корнем возникновения базисных инноваций. Подход к поиску источников возникновения инноваций через ситуации технологических патов получил признание во всем мире, однако это скорее не сам источник, а одна из главных предпосылок, вынуждающих научные и исследовательские центры, предпринимательскую сферу осуществлять поиск усовершенствования путей общественного развития [1, с. 334].
Наиболее детально источники инновационных идей рассмотрены
П. В. Друкером. Он выделил следующие семь источников инновационных идей:
1) неожиданное событие, которым может быть внезапный успех, непредвиденная неудача. Зачастую в предпринимательской деятельности многие пути развития скрыты, а их внезапное обнаружение служит толчком для получения положительных результатов. Неудача, в свою очередь, также указывает на необходимость изменений, другими словами, на скрытые инновационные возможности;
2) несоответствие между реальностью и ее отражением во мнениях и оценках людей. Этот источник получения инновационной идеи часто выражается в качественных показателях. К примеру, увеличение спроса на продукцию по логике должно привести к увеличению объема производства. Однако если этого не происходит (то есть создается несоответствие), то новое решение данной проблемы поможет бизнесу избежать кризисной ситуации;
3) изменение потребностей производственного процесса. На определенной стадии развития производства в нем могут образоваться «узкие места» – стадии производственного процесса, ограничивавшие его пропускную способность. В такой ситуации инновация поможет произвести перестройку производства и ускорить технологический цикл производства продукции;
4) изменение в структуре отрасли или рынка. Одним из показателей такого изменения может стать сближение технологий, что может открыть большие возможности для инноваций;
5) демографические изменения. Многие предприятия не следят за изменением численности населения, ориентируясь на данные по спросу на продукцию по устаревшим данным. Вследствие этого предприниматель не сможет вовремя отреагировать на уменьшение численности, по-прежнему поставляя на рынок прежний объем продукции, и увеличит риск банкротства предприятия, если не привлечет в действие новые рычаги развития;
6) изменения в восприятии и ценностных установках. Восприятия почти не поддаются количественному определению, но они являются источником нововведений. Появление новых веяний моды на определенные товары, дефицит некоторых видов продукции и так далее способствуют появлению новых идей для ведения бизнеса;
7) новые знания, научные и ненаучные. Инновации, в основе которых лежат новые знания становятся объектом наибольшего внимания и приносят большие доходы, но в то же время характеризуются наибольшими затратами времени и финансов [2, с. 44].
Любое нововведение должно созреть и быть воспринятым обществом. Только в этом случае оно принесет успех. В книге «Распространение инноваций» Э. М. Роджерс выделяет пять факторов, которые определяют скорость распространения новых идей. Если все обобщить, получится следующее:
– относительная выгода. В какой степени новый продукт будет превосходить существующий? Эта степень во многом зависит от окружающей обстановки – экономической ситуации, демографической составляющей, моды, удобства в использовании и других факторов;
– совместимость. Степень совместимости зависит от культурных ценностей потребителя: финансов, привычек, личных верований, образа жизни;
– сложность. Новая идея должна быть по максимуму проста и понятна для той аудитории, на которую она нацелена;
– возможность проверки. Новый продукт быстрее распространится на рынке, если будет осуществлена возможность опробовать его в тестовом режиме (посредством бесплатных образцов, демонстраций и так далее);
– наблюдаемость. Результаты инновации станут более заметны, если информация о ней быстро распространится среди потребителей.
В своей книге «Сказать свое «Му-у!». Не пытайтесь стать безупречным, просто будьте замечательным» С. Годин выделяет следующие источники великих идей:
1) новые сотрудники, которые имеют свежий взгляд на существующие проблемы. Именно такие сотрудники зачастую являются генераторами новшеств в организации;
2) люди с периферии. Средний персонал в организации более подвижен в зарождении новых идей по сравнению с управляющим персоналом, у которого нет потребности и стимула затевать что-то новое. Но на периферии можно экспериментировать. Работник средней квалификационной категории может воплотить в жизнь новые идеи, если они будут признаны среди общества;
3) работники передней линии. Если необходимы «великие» идеи, следует отправляться на «передовую», где происходит взаимодействие организации с потребителями. Таким образом можно получить очень полезные идеи за короткий срок;
4) потребители. Постоянный контакт и обмен информацией с клиентами фирмы бесценны для зарождения инноваций. Ведь именно потребители смогут указать на недостатки, преимущества и пути совершенствования продукта;
5) великие компании из других отраслей. Не существует никаких новых идей. Есть лишь новые области приложения старых идей и остроумные способы их применения. Поэтому один из способов получить великие идеи – это украсть их [2, с. 45].
По мнению С. Година, многие инновации были придуманы псевдогениями, которые копировали новшества в одной области для применения их в другой. Он выделил определенные методы генерации новых идей:
1) концентрируйтесь на количестве, а не на качестве. Некоторые изобретатели ломают голову над одной грандиозной идеей, отметая десятки более простых и легких в продвижении. Хотя именно такая, казалось бы, с первого взгляда, незначительная идея может принести огромный вклад в развитие общества. Поэтому необходимо ценить каждую свою задумку;
2) собирайте все идеи. Для выделения и сравнения идей полезно записывать каждую мысль о каком-либо новшестве;
3) выйдите из собственной области комфорта. Чтобы достичь новых высот, создать что-то новое, необходимо выйти за пределы повседневных вещей, окунуться в незнакомую обстановку;
4) путешествуйте. Привычные места, полная осведомленность о них являются тормозом для генерирования новых идей. Расширяйте свой кругозор, получайте новые знания и применяйте их в нужной области;
5) пообщайтесь с кем-нибудь. Коммуникабельность – важная черта успешного предпринимателя. Посредством общения с доверенными людьми, близкими и родными можно найти множество новых интересных идей;
6) обучайтесь. Для зарождения новых идей необходимо постоянно развиваться, причем в самых разных сферах: садоводстве, фотографии, изучении языков, кулинарии. Любознательность и расширение кругозора являются хорошими помощниками для появления новых идей. Обучение новым методикам, наукам приводит к расширению сознания. Это помогает замечать много новых вещей.
Для поиска инновационных идей наибольшей эффективностью обладают методы проб и ошибок, контрольных вопросов, мозгового штурма, морфологического анализа, фокальных объектов, синектики, стратегии семикратного поиска, теории решения изобретательских задач.
Метод проб и ошибок ‒ это озвучивание любой новой идеи, причем любая неудачная идея отвергается, а взамен нее новая не выдвигается. Нет правил поиска верной идеи и ее оценки.
Метод контрольных вопросов предполагает существование определенного алгоритма вопросов, который составляется заранее. По сути, это усовершенствованный метод проб и ошибок.
Метод мозгового штурма есть общественное обсуждение возникшей проблемы для выбора самой успешной идеи для ее разрешения. Одновременно и плюсом, и минусом данного способа является отсутствие критики, ведь любая идея может иметь недостатки, которые необходимо вовремя выявлять.
Метод морфологического анализа ‒ это создание единого алгоритма выявления, обозначения, подсчета и классификации всех намеченных вариантов какой-либо функции рассматриваемой инновации.
Метод фокальных объектов основан на пересечении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемом объекте, который лежит в фокусе переноса и называется фокальным объектом.
Метод синектики представляет собой метод поиска идей в процессе атаки возникшей проблемы специализированными группами профессионалов, использующих различные виды аналогий и ассоциаций. Под решением проблемы по методу синектики понимается взгляд на нее с новой точки зрения, отключающей психологическую инерцию.
Стратегия семикратного поиска предусматривает выбор правильной идеи путем ее поиска последовательно по семи этапам: анализ сформулированной проблемы – анализ характеристик известных аналогов новых продуктов или операций – формулировка общей идеи – выбор основополагающих идей – контроль идей – выбор одной практически применимой идеи из списка – воплощение выбранной идеи в инновацию.
Метод теории решения изобретательских задач представляет собой усовершенствованный алгоритм решения изобретательских задач.
Перечисленные выше методы не являются единственными для генерирования новых идей. Данные методы позволяют ускорить процесс созданий инновации, в основе которого лежат изобретательство, наука и новаторская идея [2, с. 46].
Данное суждение подтверждается практически. Так, у британского ученого Т. Бернерса-Ли, основателя глобальной сети Интернет, в интервью часто интересовались, откуда появилась идея создания глобальной сети. Однако ответ его был довольно простым: сеть появилась после соединения двух компьютеров и далее разрасталась путем присоединения все новых и новых компьютеров.
В силу вышеприведенных аргументов можно утверждать, что в основе формирования инновационных идей лежит планомерная и систематическая так называемая знаниевая активность новаторов, которая предполагает приоритетное задействование процедур поиска и генерации новых знаний, а также процедур, связанных с хранением, систематизацией уже имеющихся знаний в качестве комплементарных и их обменом.
Знаниевая активность при формировании инновационных идей состоит из:
– поиска и генерации новых знаний, что осуществляется посредством привлечения научного и творческого потенциала. Генерация новых знаний предполагает не только создание нового продукта, закона, явления, но достижение наивысшего эффекта от его использования. Институтами генерации новых знаний могут быть научно-исследовательские организации всех форм собственности, научно-исследовательские подразделения в организациях, а также самостоятельные исследователи;
– систематизации и хранения знаний, что связано с постоянным накоплением и сбором научных методов, алгоритмов, действий, являющихся основой научного и творческого потенциала субъектов инновационной деятельности.
Формируется данная база с привлечением как внутренних, так и внешних источников;
– обмена знаниями, то есть организации семинаров, лекций с целью распространения накопленных знаний для последующего потенциального их использования в рамках процедуры генерации [1, с. 335].
Генерация инновационных идей вместе сознаниевой активностью образуют концептуальную модель создания инновации. Она представлена на рисунке 1 [1, с. 337].
Таким образом, данная модель отражает переход продукта интеллектуального труда участников инновационной деятельности в рамках определенных условий. С другой стороны, в модели участвуют институты создания инноваций в их взаимодействии.