Введение
Глава 1. Формирование и развитие познавательных интересов учащихся – важный фактор совершенствования современного обучения
1.1. Место познавательного интереса в учебном процессе
1.2. Деятельность – социальная и психолого-педагогическая основа развития познавательных интересов учащихся
1.3. Познавательный интерес и преодоление учебной перегрузки школьников
Глава 2. Развитие познавательных интересов у слабоуспевающих
2.1. Познавательный интерес как фактор успешного обучения
2.2. Стимуляция познавательных интересов у слабоуспевающих
2.3. Формирование и развитие познавательных интересов учащихся с учетом причин их отставания
Заключение
Список используемой литературы
Проблема формирования и развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку интерес является важным мотивом познавательной деятельности школьника, и, одновременно, основным средством ее оптимизации. Решение проблемы развития познавательных интересов – потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающих поколений. Необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществления ее практикой обучения доказана педагогической наукой.
Современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые вызываются у него деятельностью, общением и специальными педагогическими влияниями.
Формирование и развитие познавательных интересов исследователи (Беляев М.Ф., Божович Я.И., Щукина Г.И., и др.) связывают с учением школьника, когда главное содержание его жизни состоит в постепенном обязательном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов учащихся.
Сегодня педагогические исследования, оперируя психологической закономерностью о переходе внешних влияний во внутренний план личности, в ее сознание, переживания, побуждения, приводят к поиску таких путей обучения и воспитания, которые бы с большим эффектом трансформировались в эти внутренние процессы. Речь идёт не только о том, чтобы в процессе обучения произошло усвоение знаний, умений и навыков, но и о нацеленности обучения на развитие школьника, на создание такой внутренней среды, которая обеспечивала бы его самостоятельно совершаемый встречный процесс к деятельности учителя и тем самым усиливала бы эффект развития, воспитания тех морально-трудовых качеств, тех индивидуальных свойств, которые необходимы гармонично развитой личности.
Особенности современного движения педагогической и психологической науки создают такую атмосферу деятельности учителя, в которой он не может обучать и воспитывать своих питомцев, не добиваясь развития их познавательных интересов.
Цель работы – определить условия развития познавательного интереса у учащихся.
Цель и актуальность исследования определили следующие задачи:
а) изучить место и значимость познавательного интереса учащихся в период обучения;
б) определить отношение к познавательному интересу в моменты школьной перегрузки;
в) ознакомиться с развитием познавательного интереса у слабоуспевающих.
Для решения поставленных задач использовался теоретико-методологический анализ научной литературы по рассматриваемой проблеме.
Источниками исследования явились труды русских, советских и зарубежных ученых, психолого-педагогическая и методическая литература, относящаяся к исследуемой проблеме.