Введение
Глава 1. Проблема развития связной речи в норме и патологии
1.1. Онтогенез связной речи
1.2. Особенности речевого развития детей с ОНР
Глава 2. Обследование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
2.1 Цели и задачи обследования
2.2 Организация и содержание обследования
2.3 Результаты обследования
Глава 3. Формирование связной речи у старших дошкольников с ОНР
3.1 Методология развития связной речи у детей с ОНР
3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента
Заключение
Библиография
Приложения
Актуальность темы работы обусловлена следующими положениями.
Преодоление ОНР является одной из актуальных проблем современной коррекционной педагогики, что обусловлено, с одной стороны, большой распространенностью этой формы психического дизонтогенеза, с другой - трудностями воспитания, образования, социальной адаптации и дальнейшей реабилитации данной категории детей. Особенности познавательной деятельности детей с ОНР, дефицитарность высших корковых функций, обусловливающая низкую способность к переработке перцептивной информации, слабость аналитико-синтетической деятельности, стереотипность мышления, инертность волевых процессов, присущие детям с ОНР, оказывают отрицательное влияние на процесс развития речи, усвоение языковых закономерностей, формирование языковых обобщений и в целом на уровень развития языковой способности
Замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространенность нарушений речи у детей с ОНР отмечается многими авторами. У значительного количества детей с ОНР наблюдается вариативность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений. Имеющиеся в отечественной науке исследования проблемы нарушений устной речи дошкольников с ОНР в основном отражают особенности звукопроизношения, употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей, состояние связной речи (Цыпина Н.А. 2004; Тригер Р.Д. 2007; Слепович Е.С. 2009; Мальцева Е.В. 1991; Лалаева Р.И. 1992; Голубева Г.Г. 1996; Зорина СВ. 1998; Борякова Н.Ю. 1999; Хохлова А.А. 1999; Малинович В.И. 2000; Кузнецова И.Г. 2003 и др.). При этом, особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития остаются практически неизученными.
Развитие языковой способности в дошкольном возрасте осуществляется только в процессе речевого общения, а это предполагает необходимость учитывать принципиальное отличие развития устной речи от речи письменной. Этот аспект изучения речи детей в логопедических исследованиях практически не принимается во внимание.
Существующие в настоящее время теоретико-экспериментальные исследования, посвященные комплексному изучению речи, а также рекомендации по коррекции речи детей с ОНР не в полной мере учитывают специфику связной речи, а методы работы, используемые в логопедической практике, апеллируют преимущественно к перцептивным механизмам речевой деятельности. При таком подходе вне поля зрения остается взаимосвязь мыслительных, речемыслительных и собственно речевых процессов у детей с ОНР. В связи с этим разработка научно обоснованной методики коррекционного обучения остается актуальной проблемой.
Значимость связной речи для развития языковой способности ребенка с ОНР, формирования у него предпосылок успешного обучения в школе, а также недостаточная разработанность проблемы позволяет считать тему исследования актуальной.
Объект исследования – особенности связной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития. Предмет исследования - содержание логопедического воздействия по развитию связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования - для старших дошкольников с задержкой психического развития характерна несформированность различных компонентов языковой системы, обеспечивающей процесс связной речи, при доминирующих нарушениях смысловой и языковой составляющих, обусловливающих расстройство речи как сложной перцептивно-мыслительно-мнемической деятельности. Специально организованная логопедическая работа, основным содержанием которой является формирование речевой деятельности говорения, способствует более эффективному преодолению нарушений развития связной речи у данной категории детей.
Цель исследования: теоретическое обоснование и определение оптимальных путей развития связной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Для достижения указанной цели решались следующие задачи:
1) анализ научно-теоретических основ изучения связной речи;
2) определение развития речи дошкольников в норме и при ОНР;
3) изучение своеобразия различных компонентов языковой системы, обеспечивающей процесс развития речи у дошкольников с ОНР;
4) научное обоснование и проведение комплексного исследования с разработкой методики коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи у старших дошкольников с ОНР.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- эмпирические - наблюдение, психолого-педагогический эксперимент;
- организационные - сравнительный, комплексный;
- биографические - изучение и анализ анамнестических данных и медико-педагогической документации;
- интерпретационные - метод логического анализа;
- статистические - t критерий Стьюдента, коэффициент линейной корреляции Пирсона, корреляционный анализ.
Методологическую основу исследования составили современные научные представления о процессе развития речи (Щерба Л.В. 2004; Зимняя И.А. 2006; Жинкин Н.И. 2002; Венцов А.В., Касевич В.Б. 1994; Горелов И.Н., Седов К.Ф. 1998; Залевская А.А. 1999; Леонтьев А.А 1999; Рубинштейн С.Л. 1999); положения о соотношении мышления и речи; о взаимосвязи когнитивного, общепсихического и речевого развития; об опережающем развитии семантики по отношению к развитию формально-языковых средств (Жинкин Н.И. 1958; Слобин Д. 2004; Шахнарович A.M. 1991, 1995; Выготский Л.С. 1996; Лурия А.Р. 1998; Пиаже Ж. 1999; Рубинштейн С.Л. 1999); современные представления о симптоматике и структуре речевого дефекта дошкольников с ОНР (Лебединская К.С. 2002; Соботович Е.Ф., Ушкалова Н.П. 2006; Тригер Р.Д. 2007; Слепович Е.С. 2009; Ульенкова У.В. 1994, 1998; Лалаева Р.И. 1996; Зорина СВ. 1998; Борякова Н.Ю. 1999; Кузнецова И.Г. 2003 и др.); положения о поэтапном формировании умственных действий и о ведущей роли обучения в процессе развития (Выготский Л.С. 1956; Гальперин П.Я. 1966; Леонтьев А.Н. 2004).
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые: осуществлено комплексное исследование развития связной речи у старших дошкольников с ОНР; экспериментально выявлено своеобразие различных компонентов языковой системы, обеспечивающей процесс развития речи у старших дошкольников с ОНР; реализован междисциплинарный подход к изучению и преодолению нарушений развития связной речи у старших дошкольников с ОНР; определены основные направления, содержание и этапы логопедической работы по коррекции нарушений.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Названия глав отражают их содержание.