Курсовая работа|Логопедия

Нарушение связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2011 | Страниц: 44

Введение

Глава 1. Проблема развития связной речи в норме и патологии

1.1. Онтогенез связной речи

1.2. Особенности речевого развития детей с ОНР

Глава 2. Обследование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

2.1 Цели и задачи обследования

2.2 Организация и содержание обследования

2.3 Результаты обследования

Глава 3. Формирование связной речи у старших дошкольников с ОНР

3.1 Методология развития связной речи у детей с ОНР

3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента

Заключение

Библиография

Приложения

Актуальность темы  работы  обусловлена следующими положениями.

Преодоление ОНР является одной из актуальных проблем современной коррекционной педагогики, что обусловлено, с одной стороны, большой распространенностью этой формы психического дизонтогенеза, с другой - трудностями воспитания, образования, социальной адаптации и дальнейшей реабилитации данной категории детей. Особенности познавательной деятельности детей с ОНР, дефицитарность высших корковых функций, обусловливающая низкую способность к переработке перцептивной информации, слабость аналитико-синтетической деятельности, стереотипность мышления, инертность волевых процессов, присущие детям с ОНР, оказывают отрицательное влияние на процесс развития речи, усвоение языковых закономерностей, формирование языковых обобщений и в целом на уровень развития языковой способности

Замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространенность нарушений речи у детей с ОНР отмечается многими авторами. У значительного количества детей с ОНР наблюдается вариативность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений. Имеющиеся в отечественной науке исследования проблемы нарушений устной речи дошкольников с ОНР в основном отражают особенности звукопроизношения, употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей, состояние связной речи (Цыпина Н.А. 2004; Тригер Р.Д. 2007; Слепович Е.С. 2009; Мальцева Е.В. 1991; Лалаева Р.И. 1992; Голубева Г.Г. 1996; Зорина СВ. 1998; Борякова Н.Ю. 1999; Хохлова А.А. 1999; Малинович В.И. 2000; Кузнецова И.Г. 2003 и др.). При этом, особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития остаются практически неизученными.

Развитие языковой способности в дошкольном возрасте осуществляется только в процессе речевого общения, а это предполагает необходимость учитывать принципиальное отличие развития устной речи от речи письменной. Этот аспект изучения речи детей в логопедических исследованиях практически не принимается во внимание.

Существующие в настоящее время теоретико-экспериментальные исследования, посвященные комплексному изучению речи, а также рекомендации по коррекции речи детей с ОНР не в полной мере учитывают специфику связной речи, а методы работы, используемые в логопедической практике, апеллируют преимущественно к перцептивным механизмам речевой деятельности. При таком подходе вне поля зрения остается взаимосвязь мыслительных, речемыслительных и собственно речевых процессов у детей с ОНР. В связи с этим разработка научно обоснованной методики коррекционного обучения остается актуальной проблемой.

Значимость связной речи для развития языковой способности ребенка с ОНР, формирования у него предпосылок успешного обучения в школе, а также недостаточная разработанность проблемы позволяет считать тему исследования актуальной.

Объект исследования – особенности связной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития. Предмет исследования - содержание логопедического воздействия по развитию связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития.

Гипотеза исследования - для старших дошкольников с задержкой психического развития характерна несформированность различных компонентов языковой системы, обеспечивающей процесс связной речи, при доминирующих нарушениях смысловой и языковой составляющих, обусловливающих расстройство речи как сложной перцептивно-мыслительно-мнемической деятельности. Специально организованная логопедическая работа, основным содержанием которой является формирование речевой деятельности говорения, способствует более эффективному преодолению нарушений развития связной речи у данной категории детей.

Цель исследования: теоретическое обоснование и определение оптимальных путей развития связной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Для достижения указанной цели решались следующие задачи:

1) анализ научно-теоретических основ изучения связной речи;

2) определение развития речи дошкольников в норме и при ОНР;

3) изучение своеобразия различных компонентов языковой системы, обеспечивающей процесс развития речи у дошкольников с ОНР;

4) научное обоснование и проведение комплексного исследования с разработкой методики коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи у старших дошкольников с ОНР.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

  • эмпирические - наблюдение, психолого-педагогический эксперимент;
  • организационные - сравнительный, комплексный;
  • биографические - изучение и анализ анамнестических данных и медико-педагогической документации;
  • интерпретационные - метод логического анализа;
  • статистические - t критерий Стьюдента, коэффициент линейной корреляции Пирсона, корреляционный анализ.

Методологическую основу исследования составили современные научные представления о процессе развития речи (Щерба Л.В. 2004; Зимняя И.А. 2006; Жинкин Н.И. 2002; Венцов А.В., Касевич В.Б. 1994; Горелов И.Н., Седов К.Ф. 1998; Залевская А.А. 1999; Леонтьев А.А 1999; Рубинштейн С.Л. 1999); положения о соотношении мышления и речи; о взаимосвязи когнитивного, общепсихического и речевого развития; об опережающем развитии семантики по отношению к развитию формально-языковых средств (Жинкин Н.И. 1958; Слобин Д. 2004; Шахнарович A.M. 1991, 1995; Выготский Л.С. 1996; Лурия А.Р. 1998; Пиаже Ж. 1999; Рубинштейн С.Л. 1999); современные представления о симптоматике и структуре речевого дефекта дошкольников с ОНР (Лебединская К.С. 2002; Соботович Е.Ф., Ушкалова Н.П. 2006; Тригер Р.Д. 2007; Слепович Е.С. 2009; Ульенкова У.В. 1994, 1998; Лалаева Р.И. 1996; Зорина СВ. 1998; Борякова Н.Ю. 1999; Кузнецова И.Г. 2003 и др.); положения о поэтапном формировании умственных действий и о ведущей роли обучения в процессе развития (Выготский Л.С. 1956; Гальперин П.Я. 1966; Леонтьев А.Н. 2004).

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые: осуществлено комплексное исследование развития связной речи у старших дошкольников с ОНР; экспериментально выявлено своеобразие различных компонентов языковой системы, обеспечивающей процесс развития речи у старших дошкольников с ОНР; реализован междисциплинарный подход к изучению и преодолению нарушений развития связной речи у старших дошкольников с ОНР; определены основные направления, содержание и этапы логопедической работы по коррекции нарушений.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Названия глав отражают их содержание.

  • Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро - и патопсихологии. М., 1994
  • Бодалев А.А. Личность и общение. М., 2008, стр. 237-240.
  • Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  • Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. – М., 1966.
  • Бот О. С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с задержкой речевого развития // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. М., 2002.
  • Бот О. С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 2003. № 1.
  • Величко Б.М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-ю МГУ, 2002. С.
  • Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 2003.
  • Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997, С. 145.
  • Выготский Л.С. Основы дефектологии / Собр. соч. М., 2003 - т.5.
  • Голубева Г. Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития: Автореф. дис. ... канд пед наук. СПб., 1996.
  • Голубева Г. Г. Формирование темповой организации высказывания у дошкольников с задержкой психического развития // Принципы и методы коррекции нарушений речи. СПб., 1997.
  • Гуревич М. О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. М., 1930. Т. 1, 2.
  • Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной М., 2004.
  • Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений./ Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999
  • Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста М., 2002. 399 с.
  • Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды // Вопросы психологии 1967 №2. Стр. 8-10.
  • Коррекционная педагогика/ Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1999
  • Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
  • Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: Учебное пособие третье издание. – М.: УРАО, 1997. – 176 с.
  • Лалаева Р. И. Нарушения речи у детей с ОНР. СПб., 1992.
  • Лапшин В.Н., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.-1990
  • Лебединская К. С. Клинические варианты задержки психического развития // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2000. № 3.
  • Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 2005.
  • Лей Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей. Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 2007.
  • Леонтьев А.Н. Избр. Психологические Произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1999, С. 171.
  • Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. М., 2009.
  • Львов М.Р. Тенденция развития речи детей. – М., 2007
  • Мальцева Е. В. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития: Автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 1991.
  • Мальцева Е. В. Особенности нарушений речи у детей с ОНР // Дефектология. 1990. № 3.
  • Методические рекомендации по диагностике и коррекции задержки психического развития (для членов МПК и работников специальных школ). Составитель К. С. Лебединская М., 2000.
  • Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология ип психодиагностика. – М.: Просвещение: Владос, 1995.
  • Обухов Л.Ф. Концепция Шана Пиаже: за и против – М., 2001.
  • Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под. ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М., 2008.
  • Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др.; Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. – М.: Педагогика, 2003.-148с.
  • Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1946 – 590с.
  • Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников. - М., 2009 г.
  • Слепович Е. С. Особенности активной речи дошкольников, отстающих в развитии : Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2008.
  • Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. Минск, 2009.
  • Соботович Е. Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. Л., 2006.
  • Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000
  • Торсуева И. Г. Некоторые вопросы методики обучения интонации // Иностранные языки в школе. 2006. № 2.
  • Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М., 2006.
  • Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкин Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер, 2005
  • Ульенкова У. В. Шестилетние дети с ОНР. М., 1990.
  • Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой. – М.: Просвещение: Владос, 1995.
  • Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ 2001.
  • Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М.: НПО “Модек”, 1995. – 416с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Логопедия
2014 год 42 стр.
Курсовая Словоизменения имени существительного у детей с ОНР
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское