Курсовая работа|Педагогика

Межличностных отношений у дошкольников с умственной отсталостью

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2010 | Страниц: 40

Введение

Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования межличностных отношений в группах и коллективах сверстников дошкольного возраста с умственной отсталостью

1.1. Теоретический анализ понятия «межличностные отношения»

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

1.3. Межличностные отношения в группах и коллективах сверстников дошкольного возраста с умственной отсталостью

Глава 2. Исследование особенностей межличностных отношений в группах и коллективах сверстников дошкольного возраста с умственной отсталостью

2.1. Изучение межличностных отношений в группах и коллективах сверстников дошкольного возраста с умственной отсталостью

2.2. Рекомендации педагогам по организации эффективного межличностного взаимодействия детей с умственной отсталостью

Заключение

Список использованной литературы

В настоящее время перед вспомогательной школой с особой остротой встает проблема социальной адаптации ее выпускников. Преобразования социальной, экономической и духовной сфер жизни в нашем обществе с одной стороны, способствуют формированию гуманного отношения к умственно отсталым детям, с другой стороны, чрезвычайно усложняют трудоустройство выпускников вспомогательной школы, их самостоятельную жизнь в обществе, затрудняют их взаимоотношения с окружающими людьми.

Известно, что социальное развитие детей связано с постоянными эмоциональными контактами а семье и вне семьи; со сверстниками и взрослыми (А.А. Бодалев,  Л.И. Божович, Л.С. Выготский и др.). От особенностей эмоциональных отношений в семье, в коллективе, во многом зависит становление характера ребенка, формирование его эмоций и чувств, его личности в целом. При этом формирование и проявление отношения к другим людям во многом определяется возрастными возможностями отражения ребенком других людей и самого себя в системе межличностных отношений  (Б.Г. Ананьев,  А.А. Бодалев,  Л.А. Петровская и др.). Установлено также, что неразвитость или разрушение эмоциональных отношений ребенка с людьми в раннем возрасте может привести к развитию серьезных личностных аномалий (Е.Т. Соколова, М.Ю. Макеева, Т.А. Флоренская. Г.Т. Хоментаускас).

Положение о наличии общих закономерностей нормального и аномального развития (Л.С. Выготский) дает основание полагать, что формирование отношения умственно отсталых детей к окружающим людям обусловлено теми же факторами, которые воздействуют на нормально развивающегося  ребенка. Однако наличие нарушений интеллектуального развития препятствует установлению взаимоотношений с окружающими людьми и тем самым создает качественно своеобразную социальную ситуацию развития умственно отсталого ребенка, затрудняет его адаптацию к жизни в обществе.

Исследования в области специальной психологии  (О.К. Агавелян, З.А. Евлахова,  Ж.И. Намазбаева,  М.И. Хузьмицкая и др.)  показали, что нарушения познавательной деятельности,  присущие умственно отсталым детям, приводят к существенным недостаткам восприятия и понимания личности других людей,  мешают установлению причинно-следственных зависимостей в человеческих взаимоотношениях, влияют на формирование самовосприятия и самооценки умственно отсталого ребенка.

В исследованиях В.А. Вяренена, Л.И. Даргевичене, Н.В. Коломенского, Р.Ф. Майрамян, А.И. Раку и ряде других авторов раскрываются особенности межличностных отношении, складывающихся в коллективе детей с умственной отсталостью. Показывается также важная роль семьи в развитии личности умственно отсталого ребенка, анализируются условия семейного воспитания детей с нарушением интеллектуального развития, отмечаются некоторые особенности формирования отношения родителей к умственно отсталым детям.

Поиск эффективных методов коррекционного воздействия на личность ребенка с умственной отсталостью делает изучение этих вопросов весьма актуальным.

Это и определило выбор темы нашей работы: «Особенности межличностных отношений в группах и коллективах сверстников у дошкольников с умственной отсталостью».

Цель работы: проанализировать теоретическим и эмпирически особенности развития межличностных отношений в группах и коллективах сверстников у дошкольников с умственной отсталостью.

Объектом исследования являются межличностные отношения.

Предмет исследования - особенности формирования межличностных отношений детей с умственной отсталостью.

Для доказательства определенной нами цели мы выдвинули следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать литературу по теме работы.
  2. Раскрыть особенности формирования межличностных отношений в группах и коллективах сверстников у дошкольников с умственной отсталостью.
  3. Разработать программу изучения межличностных отношений детей с умственной отсталостью.
  4. Разработать психолого-педагогические рекомендации, направленные на совершенствование воспитательного процесса применительно к проблеме межличностного развития умственно отсталых детей.

Задачи определили выбор методов исследования: изучение и анализ общих и специальных литературных источников; индивидуальный эксперимент с детьми с умственной отсталостью; социометрия; качественно-количественный анализ полученных результатов.

  1. Агавелян O.K. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. — Челябинск, 2003.
  2. Борич А. Семья с умственно отсталым ребенком // Дефектология. – 1999 № 5.
  3. Веккер Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. – М.: ПЕР СЭ, Смысл, 2000. – 685 с.
  4. Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с.
  5. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1992.
  6. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок / Под ред. Л.С. Выготского и И.И. Данюшевского. – М.: 1995. – 390 с.
  7. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. – М.: 1999.
  8. Дембо Т.В. Приспособление к увечью – проблема социально-психологической реабилитации. – М.: 1992.
  9. Дети с отклонениями в развитии / Под ред. М.С. Певзнер. – М.: 2000.
  10. Забранная С. Ж. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: 2003.
  11. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. – М.: 2005.
  12. Занков Л. В. Облик умственно отсталого школьника. – М.: Педагогика, 1998.
  13. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1996.
  14. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. – М.: 2004.
  15. Коломинский Н.А. Развитие личности учащегося вспомогательной школы. – Киев: 2002.
  16. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. – М.: РПА, 2001.
  17. Лебединская К.С. Особенности эмоционально-волевой регуляции при умственной отсталости. – М.: 2002. – 225с.
  18. Левин В. Психологический анализ понятия душевной болезни / Психол. Журнал. – 1999, № 3.
  19. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. – М.: Педагогика, 1999.
  20. Лубовский В. И. Общие и специальные закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. 2001, № 6.
  21. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. – М.: 1998.
  22. Ляпидиевская Г.В. О создании в России сети реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2001,           №
  23. Маллер А.Р. Состояние и тенденции развития обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. – 2004, №
  24. Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. – М., 1999.
  25. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – М.: 2002.
  26. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). // Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: “Academia“, 2001.
  27. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектологических факультетов педагогических институтов / Под ред. В. В. Воронковой – М.: Школа-Пресс, 2004. – 416 с.
  28. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
  29. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. – М.: АПН РСФСР, 1999.
  30. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. – М.: Педагогика, 2000. – 231с.
  31. Плахова Н.А. Школа-предприятие: новые подходы к коррекционной работе с умственно отсталыми школьниками // Дефектология. – 2005, №
  32. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / Сост. А.Д. Виноградова. – М.: Просвещение, 2003. – 188с.
  33. Принципы отбора детей во вспомогательные школы / Под ред. Г. М.Дульнева и А. Р. Лурия. – М.: 2003.
  34. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 199
  35. Семенченко И.В. К вопросу изучения межличностных отношений и их особенностей восприятия внутрисемейных отношений умственно отсталыми школьниками // Диагностика, коррекция, валеология в специальном (коррекционном) образовании. – Красноярск: 2003.
  36. Сергеева Т.А. Школа-центр интегрированного обучения и диагностики – новый тип педагогического заведения для детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 2001, №
  37. Симонов П. В. Избранные труды: В 2 тт: Т. 1: Мозг: Эмоции; Потребности; Поведение. – М.: 2004.
  38. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Избранные главы. – М.: 2002.
  39. Юдилевич Я.Г. Учет индивидуальных особенностей олигофренов-имбецилов в коррекционно - воспитательной работе // Дефектология. – 2003, №

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское