Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования межличностных отношений в группах и коллективах сверстников дошкольного возраста с умственной отсталостью
1.1. Теоретический анализ понятия «межличностные отношения»
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
1.3. Межличностные отношения в группах и коллективах сверстников дошкольного возраста с умственной отсталостью
Глава 2. Исследование особенностей межличностных отношений в группах и коллективах сверстников дошкольного возраста с умственной отсталостью
2.1. Изучение межличностных отношений в группах и коллективах сверстников дошкольного возраста с умственной отсталостью
2.2. Рекомендации педагогам по организации эффективного межличностного взаимодействия детей с умственной отсталостью
Заключение
Список использованной литературы
В настоящее время перед вспомогательной школой с особой остротой встает проблема социальной адаптации ее выпускников. Преобразования социальной, экономической и духовной сфер жизни в нашем обществе с одной стороны, способствуют формированию гуманного отношения к умственно отсталым детям, с другой стороны, чрезвычайно усложняют трудоустройство выпускников вспомогательной школы, их самостоятельную жизнь в обществе, затрудняют их взаимоотношения с окружающими людьми.
Известно, что социальное развитие детей связано с постоянными эмоциональными контактами а семье и вне семьи; со сверстниками и взрослыми (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский и др.). От особенностей эмоциональных отношений в семье, в коллективе, во многом зависит становление характера ребенка, формирование его эмоций и чувств, его личности в целом. При этом формирование и проявление отношения к другим людям во многом определяется возрастными возможностями отражения ребенком других людей и самого себя в системе межличностных отношений (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.А. Петровская и др.). Установлено также, что неразвитость или разрушение эмоциональных отношений ребенка с людьми в раннем возрасте может привести к развитию серьезных личностных аномалий (Е.Т. Соколова, М.Ю. Макеева, Т.А. Флоренская. Г.Т. Хоментаускас).
Положение о наличии общих закономерностей нормального и аномального развития (Л.С. Выготский) дает основание полагать, что формирование отношения умственно отсталых детей к окружающим людям обусловлено теми же факторами, которые воздействуют на нормально развивающегося ребенка. Однако наличие нарушений интеллектуального развития препятствует установлению взаимоотношений с окружающими людьми и тем самым создает качественно своеобразную социальную ситуацию развития умственно отсталого ребенка, затрудняет его адаптацию к жизни в обществе.
Исследования в области специальной психологии (О.К. Агавелян, З.А. Евлахова, Ж.И. Намазбаева, М.И. Хузьмицкая и др.) показали, что нарушения познавательной деятельности, присущие умственно отсталым детям, приводят к существенным недостаткам восприятия и понимания личности других людей, мешают установлению причинно-следственных зависимостей в человеческих взаимоотношениях, влияют на формирование самовосприятия и самооценки умственно отсталого ребенка.
В исследованиях В.А. Вяренена, Л.И. Даргевичене, Н.В. Коломенского, Р.Ф. Майрамян, А.И. Раку и ряде других авторов раскрываются особенности межличностных отношении, складывающихся в коллективе детей с умственной отсталостью. Показывается также важная роль семьи в развитии личности умственно отсталого ребенка, анализируются условия семейного воспитания детей с нарушением интеллектуального развития, отмечаются некоторые особенности формирования отношения родителей к умственно отсталым детям.
Поиск эффективных методов коррекционного воздействия на личность ребенка с умственной отсталостью делает изучение этих вопросов весьма актуальным.
Это и определило выбор темы нашей работы: «Особенности межличностных отношений в группах и коллективах сверстников у дошкольников с умственной отсталостью».
Цель работы: проанализировать теоретическим и эмпирически особенности развития межличностных отношений в группах и коллективах сверстников у дошкольников с умственной отсталостью.
Объектом исследования являются межличностные отношения.
Предмет исследования - особенности формирования межличностных отношений детей с умственной отсталостью.
Для доказательства определенной нами цели мы выдвинули следующие задачи:
- Изучить и проанализировать литературу по теме работы.
- Раскрыть особенности формирования межличностных отношений в группах и коллективах сверстников у дошкольников с умственной отсталостью.
- Разработать программу изучения межличностных отношений детей с умственной отсталостью.
- Разработать психолого-педагогические рекомендации, направленные на совершенствование воспитательного процесса применительно к проблеме межличностного развития умственно отсталых детей.
Задачи определили выбор методов исследования: изучение и анализ общих и специальных литературных источников; индивидуальный эксперимент с детьми с умственной отсталостью; социометрия; качественно-количественный анализ полученных результатов.