Bведение
Глава 1. Проблемы изучения особенностей устного общения на уроке
1.1. Виды речевой деятельности
1.2. Особенности речевых навыков и умений в процессе обучения английскому языку
1.3. Специфика диалогической и монологической речи в коммуникациях на уроках англиского
Глава 2. Методические и дидактические принципы организации коммуникативного процесса на уроках англиского
2.1. Специфика обучения монологическому высказыванию на уроках английского языка
2.2. Содержание обучения диалогической речи учащихся
2.3. Методические рекомендации по развитию устной речи в процессе обучения иностранному языку
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность данной работы обусловлена тем, что одной из наиболее и сложных проблем современной методики является повышение эффективности обучения учеников устному общению.
Естественно, что на начальной стадии обучения, упражнениям, связанным непосредственно с устной речью, отводится скромное место. Научить школьников общаться на иностранном языке в условиях учебного процесса – задача достаточно сложная. Ведь естественную речь стимулирует не необходимость, а потребность в реальном общении.
Предметом исследования являются особенности формирования навыков устной речи на уроках английского языка.
Цель работы – определить способы повышения эффективности обучения навыку устной речи у школьников на уроках английского языка.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- определить средства и приемы организации устного общения на уроках английского языка;
- определить способы повышения эффективности обучения навыку устной речи;
- разработать методические рекомендации по формированию речевых навыков на уроках английского языка.
Методологической базой исследования являются труды зарубежных и отечественных авторов: по методике преподавания иностранных языков - Н. Palmer (1926), И.А. Грузинская (1938), В.Д. Аракин (1958), В.В. Краевский (1965), А.А. Миролюбов (1967), Г.А. Китайгородская (1986), Е.И. Пассов (1989); а также труды, освещающие проблему полилогического общения М. West (1934), В.Д. Аракин (1958), Р.Р. Гельгард (1971), М.С. Каган (1988), Е.И. Пассов (1989).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретико-методологический анализ научной литературы в области педагогики, методики преподавания английского языка; наблюдение; теоретическое моделирование.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что на основании результатов можно приблизиться к пониманию механизмов развития устной связной речи учащихся.
Практическое значение данного исследования состоит в том, что оно может быть использовано в курсах методики преподавания иностранных языков, а также в педагогической деятельности.
глава 1. Проблемы изучения особенностей устного общения на уроке
1.1. Виды речевой деятельности
Существуют такие понятия, как монологическая речь, диалогическая речь и полилогическая речь. Монолог, диалог, полилог представляют собой формы общения.
Монолог – «развернутое высказывание одного лица, вид речи, совсем или почти не связанной с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении»[1]. Непосредственной реакции собеседника на то, что говорится, здесь не предполагается, он только слушает, то есть у слушателя в монологе пассивная роль. Подлинный монолог – это письменная речь, которая обращена во внешний мир без непосредственной реакции.
Если же один человек говорит и имеется обратная связь, есть реакция на то, о чем он говорит, то перед нами диалогическая или полилогическая формы речи. «Диалог, диалогическая речь – форма устной речи, разговор двух лиц, речевое общение посредством обмена репликами»[2].
Полилог, полилогическая речь – это «разговор трех и более собеседников. Их реплики, также как и в диалоге, объединены общей темой»[3].
Некоторые ученые сводят полилогическую речь к диалогической. Между тем, имеющиеся в нашем распоряжении свидетельства полилогической речи (художественная литература, радио- и телепередачи) говорят о том, что полилогическая речь обладает целым рядом свойств, не сводящихся к диалогической.
Диалог и полилог противопоставляются монологу; но между этими формами речи существует и взаимосвязь: в процессе диалога или полилога может наблюдаться и монолог, когда инициатива ведения беседы оказывается у одного участника. В этом случае другие участники превращаются в слушающих.