Введение
- Теоретические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий средствами нетрадиционных подходов в обучении русскому языку в начальной школе
1.1. Общая характеристика и особенности формирования познавательных УУД у младших школьников
1.2. Нетрадиционные формы проведения урока в начальной школе: понятие и сущность
- Методические возможности применения нетрадиционных уроков русского языка в начальной школе для формирования познавательных универсальных учебных действий
2.1. Анализ учебно – методического комплекса нетрадиционных уроков русского языка в начальной школе
2.2. Методические особенности применения нетрадиционных технологий на уроках русского языка для формирования познавательных УУД у младших школьников
Заключение
Список использованных источников
Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС ноо) актуальным является ориентация образования не только на усвоение младшими школьниками определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных способностей.
Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач, особенно в младшем школьном возрасте. Применение традиционных форм уроков, требует от учащихся запоминания и заучивания школьного материала, что часто приводит к элементарной зубрежке, делая урок неинтересным для них. Альтернативой такому преподаванию и выступают нетрадиционные формы обучения.
Актуальность темы нетрадиционных форм уроков русского языка как способа формирования познавательных УУД у младших школьников обусловлена тем, что в последние годы интерес к нетрадиционному обучению значимо возрос. Это связано с социальными преобразованиями, происходящими в Российской Федерации, которые создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования – создание новых типов школ, активного внедрения в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и учебников.
Использование нетрадиционных уроков в образовательном процессе способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению школьников.
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в формировании познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Проблема активизации внимания школьника к изучению лингвистического материала давно занимает значительное место в исследованиях словесников и учителей начальной школы. Поиски ее решения находят свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).
Цель исследования - проанализировать влияние применения нетрадиционных уроков русского языка в начальных классах на активизацию познавательной деятельности младших школьников.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
- дать общую характеристику и рассмотреть особенности формирования познавательных УУД у младших школьников;
- изучить нетрадиционные формы проведения урока в начальной школе, их понятие и сущность;
- провести анализ учебно – методического комплекса нетрадиционных уроков русского языка в начальной школе;
- рассмотреть методические особенности применения нетрадиционных технологий на уроках русского языка для формирования познавательных УУД у младших школьников.
Объект исследования - процесс использования нетрадиционных технологий по русскому языку в начальной школе как средство формирования познавательных УУД.
Предмет исследования - нетрадиционные формы проведения урока русского языка в начальных классах как средство формирования познавательных УУД.
Структура: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников литературы.
Степень разработанности проблемы исследования обширна. Особый интерес представляют работы, посвященные изучению форм нетрадиционных уроков русского языка в начальной школе. Они рассматриваются в трудах Крутецкой В.А., Лукина Н.С., Кульневич С.В., Лакоцениной Т.П., Алимовой Е.Е., Оганезовой Л.М., Селевко Г.К, Шаровой Н.А. и др. В их работах представлены такие виды нетрадиционных технологий как: урок – игра, урок-мюзикл, урок-эссе, урок – спектакль, урок – интервью, видеоурок, составление проектов и многое другое.
Несмотря на обширную историографию, исследования, посвященные теме работы, не являются подробными. Углубление в виды нетрадиционных уроков русского языка в начальной школе и рассмотрение их специфики представляет собой новизну данного исследования.
- Теоретические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий средствами нетрадиционных подходов в обучении русскому языку в начальной школе
1.1. Общая характеристика и особенности формирования познавательных УУД у младших школьников
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет в качестве главных результатов не только предметные, но и личностные и метапредметные универсальные учебные действия.
В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Умения учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Существуют различные подходы к формулировке определения понятия «познавательные универсальные учебные действия». А.Г Асмолов определяет познавательные универсальные учебные действия как систему способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
К познавательным универсальным учебным действиям относят: общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы.
К общеучебным универсальным действиям относят:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково-символические моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.