Курсовая работа|Педагогика

Нетрадиционные формы проведения урока русского языка в начальных классах как средство формирования познавательных УУД

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2022 | Страниц: 37

Введение

  1. Теоретические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий средствами нетрадиционных подходов в обучении русскому языку в начальной школе

1.1. Общая характеристика и особенности формирования познавательных УУД у младших школьников

1.2. Нетрадиционные формы проведения урока в начальной школе: понятие и сущность

  1. Методические возможности применения нетрадиционных уроков русского языка в начальной школе для формирования познавательных универсальных учебных действий

2.1. Анализ учебно – методического комплекса нетрадиционных уроков русского языка в начальной школе

2.2. Методические особенности применения нетрадиционных технологий на уроках русского языка для формирования познавательных УУД у младших школьников

Заключение

Список использованных источников

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС ноо) актуальным является ориентация образования не только на усвоение младшими школьниками определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных способностей.

Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач, особенно в младшем школьном возрасте. Применение традиционных форм уроков, требует от учащихся запоминания и заучивания школьного материала, что часто приводит к элементарной зубрежке, делая урок неинтересным для них. Альтернативой такому преподаванию и выступают нетрадиционные формы обучения.

Актуальность темы нетрадиционных форм уроков русского языка как способа формирования познавательных УУД у младших школьников обусловлена тем, что в последние годы интерес к нетрадиционному обучению значимо возрос. Это связано с социальными преобразованиями, происходящими в Российской Федерации, которые создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования – создание новых типов школ, активного внедрения в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и учебников.

Использование нетрадиционных уроков в образовательном процессе способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению школьников.

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в формировании познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Проблема активизации внимания школьника к изучению лингвистического материала давно занимает значительное место в исследованиях словесников и учителей начальной школы. Поиски ее решения находят свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).

Цель исследования - проанализировать влияние применения нетрадиционных уроков русского языка в начальных классах на активизацию познавательной деятельности младших школьников.

Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:

- дать общую характеристику и рассмотреть особенности формирования познавательных УУД у младших школьников;

- изучить нетрадиционные формы проведения урока в начальной школе, их понятие и сущность;

- провести анализ учебно – методического комплекса нетрадиционных уроков русского языка в начальной школе;

- рассмотреть методические особенности применения нетрадиционных технологий на уроках русского языка для формирования познавательных УУД у младших школьников.

Объект исследования - процесс использования нетрадиционных технологий по русскому языку в начальной школе как средство формирования познавательных УУД.

Предмет исследования - нетрадиционные формы проведения урока русского языка в начальных классах как средство формирования познавательных УУД.

Структура: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка  использованных источников литературы.

Степень разработанности проблемы исследования обширна. Особый интерес представляют работы, посвященные изучению форм нетрадиционных уроков русского языка в начальной школе. Они рассматриваются в трудах Крутецкой В.А., Лукина Н.С., Кульневич С.В., Лакоцениной Т.П., Алимовой Е.Е., Оганезовой Л.М., Селевко Г.К, Шаровой Н.А. и др. В их работах представлены такие виды нетрадиционных технологий как: урок – игра, урок-мюзикл, урок-эссе, урок – спектакль, урок – интервью, видеоурок, составление проектов и многое другое.

Несмотря на обширную историографию, исследования, посвященные теме работы, не являются подробными. Углубление в виды нетрадиционных уроков русского языка в начальной школе и рассмотрение их специфики представляет собой новизну данного исследования.

 

  1. Теоретические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий средствами нетрадиционных подходов в обучении русскому языку в начальной школе

1.1. Общая характеристика и особенности формирования познавательных УУД у младших школьников

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет в качестве главных результатов не только предметные, но и личностные и метапредметные универсальные учебные действия.

В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Умения учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

1) познавательные и учебные мотивы;

2) учебную цель;

3) учебную задачу;

4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Существуют различные подходы к формулировке определения понятия «познавательные универсальные учебные действия». А.Г Асмолов определяет познавательные универсальные учебные действия как систему способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

К познавательным универсальным учебным действиям относят: общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы. 

К общеучебным универсальным действиям относят:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- знаково-символические моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

- определение основной и второстепенной информации;

- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

  1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2020 – 151 с.
  2. Бексултанова, З. М. Элементы нетрадиционных форм проведения уроков русского языка / З. М. Бексултанова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 1 (6). — С. 2-5.
  3. Гадустова, Е. В. Использование информационных технологий при обучении орфографии / Е. В Гадустова // Начальная школа. – 2019 – №9. – с. 32 – 40.
  4. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c.
  5. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2019. - 377 c.
  6. Григорьев, В.М. Педагогическое руководство игровой деятельностью. – М.: АСТ, 2019 – 96 с.
  7. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник / Под ред. Гогоберидзе А. Г., Солнцевой О.В.. - СПб.: Питер, 2017. - 480 c.
  8. Дунилова, Р.А. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников / Р.А. Дунилова // Управление начальной школой. – 2019 – №5. – с 44 – 47.
  9. Зайцева, И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности. – Ноябрьск, 2015. – 124 с.
  10. Калашникова, Н.Г. Личностно-ориетированный подход формированию младшего школьника как субъекта учебной деятельности / Н.Г.Калашникова. – Барнаул, 2018 – 259 с.
  11. Краевский, В.В., Хуторской, А.В. Основы обучения: Дидактика и методика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2018 – 352 с.
  12. Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – М.: Дидактика Плюс, 2011 – 288 с.
  13. Крутецкий, В.А., Лукин, Н.С. Психология обучения и воспитания школьников. – М.: Педагогика, 2020 – 304 с.
  14. Лаврова, Н.М. Русский язык. Оценка достижения планируемых результатов. 1-2 классы: методическое пособие / Н. М. Лаврова. – М.: Академкнига / Учебник, 2016 – 248 с.
  15. Лакоценина, Т.П., Алимова, Е.Е., Оганезова, Л.М. Современный урок. Часть 5 Инновационные уроки. – М.: Учитель, 2019 – 208 с.
  16. Лакоценина, Т.П. Необычные уроки в начальной школе, Ч.1, Ростов на Дону, Учитель,2018.
  17. Махмутов, М. И. Современный урок. - М.: Педагогика, 1981 - 205с.
  18. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. - М.: Academia, 2018. - 640 c.
  19. Носикова, Я.Н. Развитие познавательной самостоятельности младшего школьника в условиях ФГОС / Я.Н. Носикова // Начальная школа. – 2020 – № 2 – с 12 – 14
  20. Осипова, Н.В. и др. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся [Текст] / Н. В. Осипова // Управление начальной школой. – 2020 – № 10. – 65 с.
  21. Павелко, Н.Н. Психология и педагогика (для бакалавров) / Н.Н. Павелко, С.О. Павлов. - М.: КноРус, 2019. - 348 c.
  22. Педагогика: учебник для вузов / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. – Гриф МО. – М.: Проспект, 2020 - 428 с.
  23. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб пособ. для студентов, Москва, Владос – Пресс, 2020 - 365 с.
  24. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. / под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 272 с.
  25. Проблемный подход в обучении: «выход за пределы» // Начальная школа. – 2021 – № 6 – с. 23 -26.
  26. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Учебное пособие. М.: Народное образование, 20188 – 256 с.
  27. Соловейчик, М. С. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / ред. М.С. Соловейчик. – М.: Просвещение, 1993 – 383 с.
  28. Специальная педагогика. В 3 т. Т. 1 / Под ред. Назаровой Н.М.. - М.: Academia, 2017. - 304 c.
  29. Хуторской, А.В. Педагогика: Учебник / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2017. - 112 c.
  30. Цукерман, Г. А. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни [Текст] / Г. А Цукерман. – М.: Московский центр качества образования, 2020 – 156 с.
  31. Цукерман, Г. А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. – М.: Рига: Педагогический центр "Эксперимент", 2016 – 354 с.
  32. Чуракова, Р. Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе: / Р.Г. Чуракова. – 3-е изд. – М.: Академкнига / Учебник, 2021 – 312 с.
  33. Широбокова, Т.С. Методика организации и проведения нетрадиционных уроков в образовательном процессе учреждений СПО // Научные исследования в образовании, 2022 - №12. - С.11.
  34. Щукина, Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике: Учебное пособие / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2015. – 200 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское