Введение
Глава 1. Теоретические основы цифровизации в образовании
1.1. Определение термина «цифровизация»
1.2. Основные цели и задачи цифровизации образования
Глава 2. Проблемы и перспективы цифровизации профессионального образования
2.1. Проблемы идеи цифровизации образования
2.2. Вариант разрешения проблем идеи цифровизации образования
Заключение
Список использованных источников
Актуальность работы состоит в том, что цифровизация различных сфер жизни человека заметно возросла: мир сильно изменился, поэтому и требуются новые решения. Научное сообщество также заинтересовано в изучении человека, находящегося в цифровой среде. Примером может послужить научные статьи Н.А. Касавина «Человек и техника: амбивалентность электронной культуры» (2018 г.) и Шарипова О.М. «Цифровизация и цифровые компетенции: новая реальность» [8]. В данных статьях предлагается интерпретация положения человека в новой технической среде электронной культуре, понимание ее социальных, психологических и экзистенциальных рисков и возможностей.
Проблематика человека в контексте электронной культуры включается в различные направления философских и научно-гуманитарных исследований, такие как анализ и поиск форм адаптации человека к цифровой реальности, гуманизация процесса цифровизации, когнитивная экология Интернет, создание искусственного интеллекта, гуманитарная экспертиза цифровых технологий.
Важно отметить и тот факт, что разные страны и государства по-разному продвигают идею цифровизации образования и других сфер жизни своих граждан. Это связано с социальными, экономическими, научными и техническими возможностями конкретных стран, - то, что в одной стране можно легко реализовать, может быть неосуществимо для другой страны по целому ряду причин.
Для системы профессионального образования задача цифровизации не ограничивается обеспечением образовательных организаций современной информационно-коммуникационной техникой и высокоскоростным доступом к сети Интернет. Технологическое оснащение должно сопровождаться качественными изменениями в предоставлении образовательных услуг и трансформации педагогических практик, которые, с одной стороны, повысят качество основных образовательных результатов, а с другой – сформируют готовность выпускников к жизни в новой цифровой экономике. Кроме 100-процентной оснащенности образовательных организаций в городах интернетом со скоростью соединения не менее 100 Мбит/с, в сельской местности — 50 Мбит/с на всей территории Российской Федерации будет внедрена целевая модель цифровой образовательной среды.
В связи с пандемией COVID-19 в 2020 г. повестка цифровизации в образовании приобрела особую актуальность. Повторение кризисной ситуации осенью того же года и необходимость обеспечивать в течение длительного времени образовательный процесс в условиях удаленного доступа делают еще более актуальной задачу систематизации лучших практик создания насыщенной цифровой образовательной среды в системе СПО.
Целью работы является изучение проблем и перспектив цифровизации профессионального образования.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- определить термин «цифровизация»;
- изучить основные цели и задачи цифровизации образования;
- рассмотреть проблемы и перспективы цифровизации профессионального образования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы цифровизации в образовании
1.1. Определение термина «цифровизация»
Сегодня слово «цифровизация» не вызывает вопросительных взглядов ни у кого, так как этот термин стал невероятно популярным в последнее время. В различных областях науки можно услышать такие понятия как «цифровая экосистема», «цифровая среда», «цифровое сообщество», «цифровая экономика», «цифровизация образования». Люди подсознательно понимают, какой смысл стоит за словом «цифровизация», но зачастую затрудняются дать ему четкое определение. Это связано с тем, что данный термин появился относительно недавно и общепринятой трактовки, которую можно было бы называть верной в любой ситуации, для этого термина все еще нет. Надо понимать, что данный термин сильно привязан к контексту, поэтому я считаю нужным привести такую трактовку термину «цифровизация», которую имеет смысл использовать в рамках данного реферата.
На сегодняшний день термин «цифровизация» имеет смысл рассматривать в узком и широком смысле. Под цифровизацией в узком смысле понимается преобразование информации в цифровую форму, которое предполагает снижение издержек, появление новых возможностей и т. д. Большое число конкретных преобразований информации в цифровую форму приводит к таким существенным положительным последствиям, которые обусловливают применение термина цифровизации в широком смысле. Поэтому под цифровизацией в широком смысле понимается современный общемировой тренд развития экономики и общества, который основан на преобразовании информации в цифровую форму, что должно приводить к повышению эффективности экономики и улучшению качества жизни.
Однако надо учитывать, что цифровизацию в широком смысле можно рассматривать как тренд эффективного мирового развития только в том случае, если цифровая трансформация информации отвечает следующим требованиям: она охватывает производство, бизнес, науку, социальную сферу и обычную жизнь граждан; сопровождается лишь эффективным использованием ее результатов; ее результаты доступны пользователям преобразованной информации; ее результатами пользуются не только специалисты, но и рядовые граждане; пользователи цифровой информации имеют навыки работы с ней. Это очень важная деталь для понимания цифровизации как социального явления, так как ни в одной стране мира на данный момент цифровая трансформация не приобрела в полной мере такую форму.