Реформирование и инновационные преобразования всех ступеней современного российского образования обусловлены новыми общественными запросами, связанными, прежде всего, с формированием личности обучающегося – целеустремленной, самостоятельной, мобильной, способной к восприятию и осмыслению целостной картины мира.
Среди требований ФГОС НОО к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу, выделяется не только опыт деятельности по получению нового знания, специфической для конкретных предметных областей, по его преобразованию и применению, но и систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной целостной научной картины мира.
Кроме того, в ФГОС НОО идет речь об использовании элементов интеграции в образовательном процессе современной начальной школы. Интегрированный подход обеспечивает младшим школьникам возможность изучения окружающего мира во всем его многообразии с привлечением знаний из различных областей.
В процессе интегрированного обучения знания учащихся приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность их познавательных интересов. До последнего времени традиционное разделение обучения в начальной школе на автономные учебные дисциплины приводило к тому, что знания оставались искусственно расчленными сведениями из разных предметных областей.
Результатом этого Н.Г. Медведева и Н.Л. Шеховская считают отсутствие у младших школьников целостного восприятия и учебного материала, и картины окружающего мира, несмотря на то, что младший школьный возраст является сенситивным для «целостного схватывания реальности».
Формирование научной картины мира является необходимой предпосылкой личностного становления ребенка. По мере ее формирования происходят качественные изменения сознания и личности в целом, совершенствуется способность более полно и глубоко понимать окружающий мир, и свое место в нем.
Научную картину мира можно считать своеобразной системой координат, которая определяет активность, жизненные приоритеты личности, направленность деятельности. Исследовательская категория «целостная картина мира» представляет интерес для многих областей научного познания: философии, истории, культурологии, филологии, психологии, этнологии и др.
Общим в понимании научной картины мира является ее трактовка как результата осмысления и чувственно-эмоциональной оценки человеком окружающей действительности, причем такого осмысления, которое позволяет ему обрести гармонию с миром, понимать свое место в нем (Р. Редфилд, В.В. Сериков, В.М. Симонов и др.). В.В. Рубцов, В.М. Симонов, С.П. Курдюмов, В.А. Балханов, Г.П. Щедровицкий и другие исследователи утвердили подход к изучению категории «картина мира» с позиции целостности и научности.
Объект исследования: младшие школьники
Предмет исследования: процесс формирования у школьников представлений о научной картине мира
Цель исследования: изучение процесса формирования у школьников представлений о научной картине мира
Задачи исследования:
- Определить сущность и содержание понятия «научная картина мира»
- Рассмотреть особенности формирования научной картины мира у младших школьников на уроках в начальной школе
- Представить педагогические условия формирования научной картины мира у младших школьников на уроках в начальной школе
- Организовать опытно-практическую работу по формированию научной картины мира у младших школьников на уроках в начальной школе
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- концепции целостной картины мира как единства мифологической, философской, религиозной, научной картин мира (В.А. Балханов, С.Э. Крапивенский, И.Э. Куликовская, А.Б. Невелев, Д.А. Синянский и др.);
- концепция содержания современного образования, как обусловленного всеобщей интеграцией, осознанием единства мира (М.Н. Берулава, Т.Г. Браже, В.С. Ильин, В.В. Краевский, С.В. Тарасов, В. Фоменко, Н.П. Шишлянникова и др.);
Практическая значимость работы: заключается в возможности использования диагностических материалов в педагогической практике начальной школы. Универсальный характер полученных результатов и выводов исследования позволяет использовать их в процессе формировании научной картины мира у младших школьников на уроках окружающего мира.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; практические: педагогическая диагностика, анализ, наблюдение.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА
1.1. Сущность и содержание понятия «научная картина мира»
Научная картина мира (далее НКМ) — важное основополагающее понятие в философии науки. Особая форма систематизации знаний. Синтез самых разных теорий. НКМ это образ системных и структурных понятий, понимания и принципов науки на всех исторических этапах. НКМ существует как сложная система, включающая в себя общенаучную картину мира и картины мира других наук. В свою очередь картины мира других наук собирают в себя другие различные концепции и теории.
Основные формы НКМ:
‒ Общенаучная картина мира — целостная система объединенных представлений о закономерностях и свойствах действительности, которая была построена в результате обобщения и синтеза основных знаний, полученных в разных науках на различных стадиях их развития. В этом же значении трактуются такие термины как «видение мира», «модель мира» и «образ мира», которые характеризуют целостность научно-ориентированного мировоздания.
‒ Естественнонаучная и социальная картины мира — комплекс пониманий о природе и обществе, синтез достижения естественных и гуманитарных наук. В этом смысле понятие научной картины мира используется для обозначения целого образа мира на основе научных онтологий, естественно включающих представления о природе и обществе.
‒ Специальные научные картины мира — порядок представлений о предметах отдельных наук, например физическая картина мира или техническая картина мира. Специальная научная картина создает полный образ предмета научного исследования в его главных системных и структурных характеристиках с помощью базовых понятий, представлений и принципов. В данной научной картине понятие «мир» наделяется другим смыслом, специфичным, не означая мир в целом, а имея в виду предметную область какой-либо науки.
Понятие «картина мира» относится к основополагающим научным категориям и трактуется как «система представлений о свойствах и закономерностях реальной действительности, построенная в результате обобщения (синтеза) научных понятий и принципов» [8].
От умения человека ориентироваться в окружающем мире, устанавливать определенную систему взаимоотношений значительной степени зависит его жизнедеятельность в обществе и в природе, а также качество и успешность этой жизнедеятельности. В свою очередь, данное умение определяется полнотой знаний, представлений, ценностных ориентиров и потребностей личности, включенной в окружающий мир.
Первые определения понятия «картина мира» даны в работах Л. Витгенштейна, Й.Л. Вайсгербера, В. Гумбольдта.
В данных исследованиях понятие «картина мира» было соотнесено с понятием «целостное мировоззрение», в связи с чем, категория «целостности» стала центральной характеристикой при исследовании картины мира. Кроме того, исследователями был выделен рад понятий, которые стали употребляться синонимично к понятию «картина мира» - это «образ мира», «модель мира», «видение мира» и т.д.
Обобщая имеющиеся на настоящий момент исследования, посвященные теоретическому обоснованию феномена картины мира, можно выделить ряд ведущих определений:
- картина мира представляет собой совокупность когнитивных и ценностных ориентаций, в связи с чем, нет, и не может быть, единой общенациональной «картины мира» [40];
- картина мира является отражением «картины того, как существуют вещи. концепция природы, личности и общества», присущей носителю данной культуры [28];
- в картине мира синтезируются характеристики связей человека с миром, объективно выраженные в общественной практике [65];
- картина мира существует в сознании личности и «рисуется» самим человеком [37];
- картина мира является своеобразным «смысловым полем», т.е. систему значений, открытую самим человеком или определенным образом ему представленную, всегда выражающую объективность, раскрытую общественной практикой [39].
Анализ научной литературы (И.Э. Куликовская [37], В.В. Савчук [62] и др.) по зволяет сделать вы вод, что во сприятие мира де тей до школьного во зраста является мифологическим, максим ально не расчлененным, на его осн ове форм ируется карт ина мира. В младшем школьном во зрасте у де тей складываются осн овы теоретического мышления (В.В. Давыдов), благодаря чему, ста новится во зможным форм ирование на учной карт ины мира.
В сво ей раб оте «Виды об общения в об учении» В.В. Давыдов пре длагает след ующие осн овные ста дии освоения нов ого на учного по нятия:
1) ориентация учен ика в ситуации за дачи, ре шение кот орой требует нов ого по нятия;
2) овладение об разцом так ого пре образования материала, кот орое вы являет в не м от ношение, слу жащее об щей осн овой ре шения любой за дачи дан ного вид а;
3) фиксация это го от ношения в пре дметной или знаковой модел и, по зволяющей из учать его сво йства в «чистом вид е»;
4) вы явление так их сво йств вы деленного от ношения, благодаря кот орым мож но вы вести усл овия и способ ы ре шения ис ходной за дачи [21].
Динамика форм ирования карт ины мира у чело века характер изуется движением от мифологической, философской, универсально-символической – к на учной карт ине мира. Обязательным усл овием овладения на учным по знанием является при знание без условной цен ности на учных знаний, анал иза окружающего мира в об разовательной прак тике. Так, по об разному вы ражению М. Хайдеггера, со временная сис тема об разования конструирует в со знании ре бенка «мерцающее» вид ение мира [цит. по : 11].
В со временных ис следованиях по нятие «картина мира» акт ивно ис пользуется в раз ных об ластях по знания. Многочисленные определен ия сис темы знаний и пре дставлений чело века об объективной де йствительности, так ие как – об раз мира, сис тема мира, концептуальная модел ь мира и др., во зникают вследствие того, что ис следования вед утся в об ласти час тных на ук, акцентирующих на раз личные аспекты. Каждое ис следовательской на правление при носит нов ые знания, от крывает нов ые сто роны, однако, при водит к по нятийной дифференциации и от ходу от целостного по нимания карт ины мира.
По мне нию ряда ис следователей, по добная по нятийная дифференциация до лжна бы ть пре одолена, пре жде все го, по средством об основания универсальности категории «картина мира» для все х об ластей по знания, а так же ее по дробной конкретизации.
Таким об разом, про блематика ста новления и форм ирования на учной карт ины мира является акт уальной и на инд ивидуальном, и на со циальном уровне. В связи с этим, ис ходя из факт оров адаптации чело века к миру, А.А. Исаев акцентирует в карт ине мира критерий «человеческой со стоятельности» [27].