Введение
Глава 1 Теоретические аспекты предупреждению нарушений психомоторного и речевого развития у дошкольника
1.1 Особенности работы учителя-дефектолога и воспитателя в условиях внедрения ФГОС
1.2 Методика развития речи детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС
1.3 Технологии взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателя
Глава 2 Изучение взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателя в профилактике нарушений психомоторного и речевого развития
2.1 Выявление уровня развития детей первой младшей группы при взаимодействии учителя-дефектолога и воспитателя
2.2. Моделирование работы по развитию речи детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Язык и речь традиционно рассматриваются в педагогике, психологии философии как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память и эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения и познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Речь начинает активно формироваться уже в раннем возрасте. Основными задачами развития речи являются воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи.
Ребенок многое усваивает путем подражания окружающим его людям, соприкосновения с разными предметами, но наиболее благоприятно развитие речи протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, которое осуществляется с учетом возрастных особенностей.
Актуальность темы аттестационной работы обусловлена тем, что в настоящее время проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей дошкольного возраста очень актуальны, т. к. речевое развитие является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком.
Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.
Речь – важнейшая психическая функция человека. При помощи речи мы общаемся с людьми, обозначаем свои состояния, называем предметы и явления, побуждаем к действиям себя и других. Речь задействована и в решении интеллектуальных задач.
Проблемам развития речи детей посвящены работы выдающихся педагогов и психологов Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, М. Монтессори, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейна и других.
Владение связной речью помогает ребёнку строить отношения со сверстниками и взрослыми, свободно высказывать свои мысли, дружно играть и заниматься другими совместными делами. Ученик начальных классов, речевому развитию которого уделялось должное внимание, хорошо читает и пересказывает произведения, грамотно пишет, легко решает арифметические задачи, даёт развёрнутые ответы на вопросы учителя. Именно поэтому развитие речи рекомендуется начинать с рождения ребёнка. Уже в младенческом возрасте малыш вычленяет человеческую речь из потока других звуков, прислушивается к словам взрослых, пытается подражать услышанному. До года ребёнок «гулит», лепечет, а после первой в своей жизни круглой даты пытается произносить слова.
Цель аттестационной работы – изучить речевое развитие детей дошкольного возраста.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить особенности речевого развития детей дошкольного возраста,
2) Рассмотреть методику развития речи детей дошкольного возраста,
3) Проанализировать уровень развития активного и пассивного словаря детей первой младшей группы,
4) Сформировать работу по развитию речи детей дошкольного возраста посредством фольклорных произведений.
Глава 1 Теоретические аспекты предупреждению нарушений психомоторного и речевого развития у дошкольника
1.1 Особенности работы учителя-дефектолога и воспитателя в условиях внедрения ФГОС
В связи с переходом на новые Стандарты и качественно иную парадигму образовательного процесса, претерпевает изменения и содержательная часть профессиональной деятельности специалиста образовательного учреждения, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья – учителя-дефектолога.
Стандартом учитываются образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагается создание специальных условий в образовательном учреждении для их обучения и развития, обеспечивающих коррекцию и преодоление (полное или частичное) нарушений в развитии ребенка[1].
Деятельность учителя-дефектолога направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют длительного по времени наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах.
Адресатом помощи учителя-дефектолога являются дети с ОВЗ. К категории детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время относят детей, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ[2].
Таким образом, речь идет о широком диапазоне учащихся, у одних из которых проблема в развитии может быть решена одним специалистом, например, учителем-логопедом, у других, для ее решения требуется помощь ряда специалистов, при этом важным фактором являются специальные условия обучения и пролонгированные сроки коррекционной работы.
Учитель-дефектолог в своей работе основывается на дифференцированном подходе внутри категории детей с ОВЗ с целью определения индивидуально-ориентированных методов коррекционной работы. Вместе с тем, само содержание коррекционно‑педагогической работы специалиста выстраивается на основе комплексного подхода, что, в первую очередь, предполагает обеспечение взаимодействия участников, реализующих коррекционную программу работы с ребенком. Так, учитель-дефектолог посредством рекомендаций, консультаций включает в процесс коррекционного обучения родителей, учителей, и, по необходимости, администрацию[3]. Обязательным является взаимодействие дефектолога с другими специалистами, которое осуществляется в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
Данный подход предусматривает также реализацию комплекса мер, обеспечивающих эффективное проведение индивидуальных и групповых занятий.
Учитель-дефектолог не только проводит коррекционные занятия, но и осуществляет целостное коррекционно‑педагогическое (дефектологическое) сопровождение в форме наблюдения обучения и воспитания каждого нуждающегося школьника, которое включает динамическое наблюдение за развитием ребенка и усвоением знаний в соответствии с обязательным минимумом содержания образования, консультативную работу с родителями, педагогами.
Основной формой коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога являются индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность. В тоже время занятия с дефектологом не дублируют работу учителя, а учат использовать полученные на уроках знания, применять свои умения и навыки в выполнении таких задач, которые дети не решают на уроках, оперировать своими умениями вне урока[4].
Содержание деятельности учителя-дефектолога реализуется в следующих направлениях работы, обеспечивающих комплексный подход к ее организации:
- диагностическое,
- коррекционное,
- аналитическое,
- консультативно-просветительское и профилактическое,
- организационно-методическое.
Помимо традиционных направлений работы дополнительно выделено аналитическое, которое определяет взаимодействие специалистов в работе, а также позволяет корригировать программы занятий в соответствии с достижениями учащихся.
Каждое из направлений в работе специалиста имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей различных категорий учащихся.
Деятельность учителя-дефектолога обеспечивает решение ряда задач:
- диагностика ребенка;
- составление индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы;
- отслеживание соответствия выбранной программы уровню развития ребенка;
- проведение индивидуальных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала, перенос сформированных на занятиях умений и навыков в другие виды деятельности;
- консультирование педагогов и родителей;
- межсетевое взаимодействие с организациями системы образования и здравоохранения с целью оказания помощи учащемуся.
1 Аксарина Н.М. Воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Медицина, 2017 – 304 с.
2 Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр академии, 2016 – 400 с.
3 Бернадская М.Э. Критерии развития детей дошкольного возраста. // Педагогика ДОУ. – 2017 – №3. – С. 108-117.
4 Бородич А.М. Методика развития речи детей: учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015 – 210 с.
5 Венгер Л.А. Роль практической деятельности в онтогенезе человеческого восприятия. // Восприятие и действие. – М., 2017 – 209 с.
6 Выготский Л.С. Детская речь. – М.: Педагогика, 2016 – 420 с.
7 Галигузова Л.Н. Педагогика детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Владос, 2017 – 301 с.
8 Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2018 – 64 с.
9 Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: Детство- Пресс, 2017 – 472 с.
10 Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2016 – 128 с.
11 Гербова В.В. Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности. – М.: МГЗПИ, 2016 – 110 с.
12 Громова О.Е. Изучение детского лексикона на ранних этапах развития речи. // Дефектология. – 2016 – №6. – С. 55-61.
13 Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2017 – 176 с.
14 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, Т. 2 – М.: Русский язык, 2016 – 779 с.
15 Дидактические игры и занятия с детьми дошкольного возраста: пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 2016 – 144 с.
16 Зворыгина Е.В. Педагогические условия формирования мышления детей 2-го и 3-го года жизни в игре. – М., 2017 – 236 с.
17 Каверина Е.К. О развитии речи детей первых двух лет жизни – М.: Государственное издательство медицинской литературы, 2016 – 121 с.
18 Карпинская Н.С. Основные дидактические принципы проведения игр и занятий с детьми второго года. – М., 2017 – 130 с.
19 Касаткина Е.И. Педагогические условия актуализации содержания познавательной сферы дошкольников в игре. – М., 2016 – 294 с.
20 Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – СПб.: Сага, 2018 – 224 с.
21 Крынцылова И. Предметная среда как пространство социального развития детей дошкольного возраста. – М., 2015 – 210 с.
22 Леонтьев А.А. Исследования детской речи. – М.: Просвещение, 2016 – 268 с.
23 Лехтман-Абрамович Р.Я., Фрадкина Ф.И. Этапы развития игры и действий с предметами. – М., 2016 – 73 с.
24 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 2016 – 144 с.
25 Лямина Г.М. Развитие речи ребенка дошкольного возраста. – М.: Айрис – пресс, 2015 – 230 с.
26 Новоселова С.Л. Игры-занятия с предметами-орудиями для детей второго года жизни. // Дошкольное воспитание. –2017. – №8. – С. 11-16.
27 Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Мир и Образование, 2017 – 1200 с.
28 От рождения до школы. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2019 – 336 с.
29 Розенгарт-Пупко Г.И. Формирование речи у детей дошкольного возраста. – М.: Смысл, 2017 – 178 с.
30 Тихеева Е.И. Развитие речи детей дошкольного и дошкольного возраста: пособие для воспитателей дет.сада. – М.: Просвещение, 2018 –159 с.
31 Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 2017 – 430 с.
32 Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Владос, 2016 – 288 с.
33 Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: кн. для воспитателей детск. сада: из опыта работы. / Под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 2017 – 346 с.
34 Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 2014 – 523 с.