Курсовая работа|Логопедия

Технология взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателя в коррекционно-педагогической работе по предупреждению нарушений психомоторного и речевого развития у дошкольника в условиях внедрения ФГОС

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 33

Введение

Глава 1 Теоретические аспекты предупреждению нарушений психомоторного и речевого развития у дошкольника

1.1 Особенности работы учителя-дефектолога и воспитателя в условиях внедрения ФГОС

1.2 Методика развития речи детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС   

  1.3 Технологии взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателя

Глава 2 Изучение взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателя в профилактике нарушений психомоторного и речевого развития

2.1 Выявление уровня развития детей первой младшей группы при взаимодействии учителя-дефектолога и воспитателя

2.2. Моделирование работы по развитию речи детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Язык и речь традиционно рассматриваются в педагогике, психологии философии как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память и эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения и познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Речь начинает активно формироваться уже в раннем возрасте. Основными задачами развития речи являются воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи.

Ребенок многое усваивает путем подражания окружающим его людям, соприкосновения с разными предметами, но наиболее благоприятно развитие речи протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, которое осуществляется с учетом возрастных особенностей.

Актуальность темы аттестационной работы обусловлена тем, что в настоящее время проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей дошкольного возраста очень актуальны, т. к. речевое развитие является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком.

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.

Речь – важнейшая психическая функция человека. При помощи речи мы общаемся с людьми, обозначаем свои состояния, называем предметы и явления, побуждаем к действиям себя и других. Речь задействована и в решении интеллектуальных задач.

Проблемам развития речи детей посвящены работы выдающихся педагогов и психологов Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, М. Монтессори, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейна и других.

Владение связной речью помогает ребёнку строить отношения со сверстниками и взрослыми, свободно высказывать свои мысли, дружно играть и заниматься другими совместными делами. Ученик начальных классов, речевому развитию которого уделялось должное внимание, хорошо читает и пересказывает произведения, грамотно пишет, легко решает арифметические задачи, даёт развёрнутые ответы на вопросы учителя. Именно поэтому развитие речи рекомендуется начинать с рождения ребёнка. Уже в младенческом возрасте малыш вычленяет человеческую речь из потока других звуков, прислушивается к словам взрослых, пытается подражать услышанному. До года ребёнок «гулит», лепечет, а после первой в своей жизни круглой даты пытается произносить слова.

Цель аттестационной работы – изучить речевое развитие детей дошкольного возраста.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1) Изучить особенности речевого развития детей дошкольного возраста,

2) Рассмотреть методику развития речи детей дошкольного возраста,

3) Проанализировать уровень развития активного и пассивного словаря детей первой младшей группы,

4) Сформировать работу по развитию речи детей дошкольного возраста посредством фольклорных произведений.

 

Глава 1 Теоретические аспекты предупреждению нарушений психомоторного и речевого развития у дошкольника

1.1 Особенности работы учителя-дефектолога и воспитателя в условиях внедрения ФГОС

В связи с переходом на новые Стандарты и качественно иную парадигму образовательного процесса, претерпевает изменения и содержательная часть профессиональной деятельности специалиста образовательного учреждения, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья – учителя-дефектолога.

Стандартом учитываются образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагается создание специальных условий в образовательном учреждении для их обучения и развития, обеспечивающих коррекцию и преодоление (полное или частичное) нарушений в развитии ребенка[1].

Деятельность учителя-дефектолога направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют длительного по времени наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах.

Адресатом помощи учителя-дефектолога являются дети с ОВЗ. К категории детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время относят детей, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ[2].

Таким образом, речь идет о широком диапазоне учащихся, у одних из которых проблема в развитии может быть решена одним специалистом, например, учителем-логопедом,  у других, для ее решения требуется помощь ряда специалистов, при этом важным фактором являются специальные условия обучения и пролонгированные сроки коррекционной работы.

Учитель-дефектолог в своей работе основывается на дифференцированном подходе внутри категории детей с ОВЗ с целью определения индивидуально-ориентированных методов коррекционной работы. Вместе с тем, само содержание коррекционно‑педагогической работы специалиста выстраивается на основе  комплексного подхода, что, в первую очередь, предполагает обеспечение взаимодействия участников, реализующих коррекционную программу работы с ребенком. Так, учитель-дефектолог посредством рекомендаций, консультаций включает в процесс коррекционного обучения родителей, учителей, и, по необходимости, администрацию[3]. Обязательным является взаимодействие дефектолога с другими специалистами, которое осуществляется в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

Данный подход предусматривает также реализацию комплекса мер, обеспечивающих эффективное проведение индивидуальных и групповых занятий.

Учитель-дефектолог не только проводит коррекционные занятия, но и осуществляет целостное коррекционно‑педагогическое (дефектологическое) сопровождение в форме наблюдения  обучения и воспитания каждого нуждающегося школьника, которое включает динамическое наблюдение за развитием ребенка и усвоением знаний в соответствии с обязательным минимумом содержания образования, консультативную работу с родителями, педагогами.

Основной формой коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога являются индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность. В тоже время занятия с дефектологом не дублируют работу учителя, а учат использовать полученные на уроках знания, применять свои умения и навыки в выполнении таких задач, которые дети не решают на уроках, оперировать своими умениями вне урока[4].

Содержание деятельности учителя-дефектолога реализуется в следующих направлениях работы, обеспечивающих комплексный подход к ее организации:

  • диагностическое,
  • коррекционное,
  • аналитическое,
  • консультативно-просветительское и профилактическое,
  • организационно-методическое.

Помимо традиционных направлений работы дополнительно выделено аналитическое, которое определяет взаимодействие специалистов в работе, а также позволяет корригировать программы занятий в соответствии с достижениями учащихся.

Каждое из направлений в работе специалиста имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей различных категорий учащихся.

Деятельность учителя-дефектолога обеспечивает решение ряда задач:

  • диагностика ребенка;
  • составление индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы;
  • отслеживание соответствия выбранной программы уровню развития ребенка;
  • проведение индивидуальных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала, перенос сформированных на занятиях умений и навыков в другие виды деятельности;
  • консультирование педагогов и родителей;
  • межсетевое взаимодействие с организациями системы образования и здравоохранения с целью оказания помощи учащемуся.

1 Аксарина Н.М. Воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Медицина, 2017 – 304 с.

2 Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр академии, 2016 – 400 с.

3 Бернадская М.Э. Критерии развития детей дошкольного возраста. // Педагогика ДОУ. – 2017 – №3. – С. 108-117.

4 Бородич А.М. Методика развития речи детей: учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015 – 210 с.

5 Венгер Л.А. Роль практической деятельности в онтогенезе человеческого восприятия. // Восприятие и действие. – М., 2017 – 209 с.

6 Выготский Л.С. Детская речь. – М.: Педагогика, 2016 – 420 с.

7 Галигузова Л.Н. Педагогика детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Владос, 2017 – 301 с.

8 Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2018 – 64 с.

9 Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: Детство- Пресс, 2017 – 472 с.

10 Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2016 – 128 с.

11 Гербова В.В. Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности. – М.: МГЗПИ, 2016 – 110 с.

12 Громова О.Е. Изучение детского лексикона на ранних этапах развития речи. // Дефектология. – 2016 – №6. – С. 55-61.

13 Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2017 – 176 с.

14 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, Т. 2 – М.: Русский язык, 2016 – 779 с.

15 Дидактические игры и занятия с детьми дошкольного возраста: пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 2016 – 144 с.

16 Зворыгина Е.В. Педагогические условия формирования мышления детей 2-го и 3-го года жизни в игре. – М., 2017 – 236 с.

17 Каверина Е.К. О развитии речи детей первых двух лет жизни – М.: Государственное издательство медицинской литературы, 2016 – 121 с.

18 Карпинская Н.С. Основные дидактические принципы проведения игр и занятий с детьми второго года. – М., 2017 – 130 с.

19 Касаткина Е.И. Педагогические условия актуализации содержания познавательной сферы дошкольников в игре. – М., 2016 – 294 с.

20 Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – СПб.: Сага, 2018 – 224 с.

21 Крынцылова И. Предметная среда как пространство социального развития детей дошкольного возраста. – М., 2015 – 210 с.

22 Леонтьев А.А. Исследования детской речи. – М.: Просвещение, 2016 – 268 с.

23 Лехтман-Абрамович Р.Я., Фрадкина Ф.И. Этапы развития игры и действий с предметами. – М., 2016 – 73 с.

24 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 2016 – 144 с.

25 Лямина Г.М. Развитие речи ребенка дошкольного возраста. – М.: Айрис – пресс, 2015 – 230 с.

26 Новоселова С.Л. Игры-занятия с предметами-орудиями для детей второго года жизни. // Дошкольное воспитание. –2017. – №8. – С. 11-16.

27 Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Мир и Образование, 2017 – 1200 с.

28 От рождения до школы. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2019 – 336 с.

29 Розенгарт-Пупко Г.И. Формирование речи у детей дошкольного возраста. – М.: Смысл, 2017 – 178 с.

30 Тихеева Е.И. Развитие речи детей дошкольного и дошкольного возраста: пособие для воспитателей дет.сада. – М.: Просвещение, 2018 –159 с.

31 Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 2017 – 430 с.

32 Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Владос, 2016 – 288 с.

33 Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: кн. для воспитателей детск. сада: из опыта работы. / Под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 2017 – 346 с.

34 Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 2014 – 523 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Логопедия
2014 год 42 стр.
Курсовая Словоизменения имени существительного у детей с ОНР
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское